ВВЕДЕНИЕ 4
1. Катехизис 5
1.1. Основные сведения 5
1.2. История слова 7
1.3 Катехизис в христианском вероучении 9
2. Дидахе 11
2.1 Состав и современные переводы 11
2.2 Содержание Дидахе 13
3. Древнейший катехизис «Дидахи» 20
3.1. Структура, основные идеи 20
3.2 Учение о Таинствах 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Читать дальше
На основании проделанной работы можно сделать выводы:
1) «Дидахе» является древнейшим памятником литературы эпохи раннего христианства. В этом учении изложены, основные направления жизни и деятельности христианина и организации церкви;
2) «Дидахе» по своей смысловой значимости и характеру изложения материала представляет сборник, напоминающий древний катехизис, который состоит из нескольких частей содержащих катехизические, литургические, дисциплинарные и эсхатологические (апокалиптические) поучения;
3) большинство исследователей относит время создания «Дидахе» ко второй половине I, возможно первой половине II веков. Это было время становления христианской церкви. Основываясь на времени создания «Дидахе», можно с большой уверенностью констатировать, что данное произведение является первым освящающим учение о «двух путях»: «один — жизни и один — смерти…»
Автор этого сочинения изображает Церковь религиозно-нравственным обществом верующих во Христа. В цели, назначении и внешнем устройстве этого общества не усматривается никаких мирских интересов: цель его учреждения - усовершение в любви Божией и святости, в приготовлении для восприятия веры, ведения и бессмертия; конечная задача его основания - достижение Царства Божия... Церковь, по свидетельству сочинения, не ограничивается одним каким-либо местом или народом, но распространяется по всем концам земли. Нравственное учение автора "Дидахе" концентрируется, как говорилось, в идее "двух путей," истоки которой можно проследить как в Ветхом, так и в Новом Заветах.
В целом, этическое учение автора "Дидахе" является расширенным толкованием известных заповедей (возлюбить Бога и ближнего, не убивать и т. д.). Соблюдение этих заповедей есть "путь жизни", а нарушение их - "путь смерти". Первый путь предполагает воздержание "от плотских и мирских похотей," любовь к ближним и к врагам, нестяжание и т. д.; второй путь является полной противоположностью первого: вступивший на него предается прелюбодеянию, похоти, разврату, он делается чужд кротости, терпению и пр. Примечательно, что ключевым понятием этического учения в "Дидахе" служит термин "путь," который предполагает, что цель этого пути находится за пределами земной жизни, т.е. трансцендентна ей. Поэтому этика сочинения неразрывно связана с эсхатологией, которая также выдержана в "библейских тонах." Здесь говорится: "В последние дни приумножатся лжепророки и губители, и обратятся овцы в волков, а любовь превратится в ненависть. Ибо когда возрастет беззаконие, [люди] возненавидят друг друга, будут преследовать и предавать друг друга; тогда явится искуситель мира, словно Сын Божий, сотворит знамения и чудеса, земля предастся в руки его и соделает он беззакония, каких никогда не бывало от века".
Читать дальше
1. Давыденков О., прот. Догматическое Богословие: Учебное пособие/Протоиерей Олег Давыденков.- М.: Изд-во ПСТГУ,2020.-622с.
2. Дамаскин св. Иоанн. Точное изложение православной веры. Изд."Приазовский край",2021- 229с.
3. Дидахе. Учение Господа двенадцати апостолам для народов/ [Электронный ресурс] https://www.ccel.org/l/lake/fathers/didache.htm (Дата обращения 15.11.22)
4. Дидахе / [Электронный ресурс] https://www.pravenc.ru (Дата обращения 15.11.22)
5. Катехизис Русской Православной Церкви /[ Электронный ресурс] https://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/katehizis-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi/ (Дата обращения 24.09.22)
6. Макарий, Митрополит Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие. Православное Братство святых князей Бориса и Глеба, 2021.- 482с.
7. Малиновский Н., прот. Очерк Православного догматического богословия. Т.1,Общество Любителей Православной Литературы. Издательство имени святителя Льва, папы Римского. Москва 2019- 352с.
8. Помазанский М., протопресвитер. Православное Догматическое богословие.- М., Издательский Совет Русской Православной Церкви; Издательство "ДАРЪ", 2019. - 464с
9. Попов К. Д. Учение двенадцати Апостолов: Новооткрытый памятник древнехрист. письменности // ТКДА. 1884. № 11. С. 344-384
10. Преподобный Иустин (Попович) Догматика Православной Церкви Экклесиология. Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2020.- 331с.
Читать дальше