Введение………………………………………………………………………..…3
Глава I Теоретические основы реализации рефлексивного компонента на уроках физической культуры в начальной школе…………………………..….5
1.1 Сущность понятия «рефлексивный компонент » на уроках физической культуры в начальной школе…………………………………………………….5
1.2 Характеристика различных видов и способов организации рефлексивного компонента на уроках физической культуры в начальной школе…………..12
1.3 Анализ опыта работы учителей физической культуры по организации рефлексивного компонента урока в начальной школе ……………………….23
Заключение…………………………………………………………………….…28
Список использованных источников…………………………………………...30
Читать дальше
На современном этапе развития современного образования проблема развития рефлексивных умений у младших школьников приобретает все большую актуальность и является одной из важных в связи с целями начального общего образования, среди которых важнейшей задачей является развитие умения учиться, что прямо обозначено во ФГОС НОО.
Целью исследовательской работы являлось теоретически определить условия организации различных видов рефлексии на уроках физической культуры в начальной школе.
В ходе написания нами курсовой работы были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены теоретические основы рефлексии на уроках физической культуры в начальной школе
2.Даны характеристики видам и способам организации рефлексивного компонента, на уроках в начальной школе.
3.Проанализирован опыт работы учителей физической культуры по использованию различных видов рефлексии на уроках в начальной школе
В соответствии с поставленными задачами были сделаны следующие выводы.
В психологии рефлексивные умения понимается как особое качество человека, заключающееся в умении осознавать не только направленность внимания, но и отслеживать свое психологическое состояние, ощущения и мысли. Рефлексивные умения представляют собой способность наблюдать за собой со стороны, «глазами постороннего». Рефлексивные умения подразумевают умение видеть, на чем сконцентрировано внимание и куда оно направлено.
У детей младшего школьного возраста рефлексивные умения находится еще в процессе становления. Основой успешной реализации образовательного процесса является осознание методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется учебная и внеурочная деятельность, формируется рефлексия ученика. В свою очередь залогом успешного обучения является умение ребенка правильно оценивать свои достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного совершенствования. Рефлексия - это один из механизмов, который помогает достигнуть этих целей.
Вторая задача заключалась в том, чтобы дать характеристику видам и способам организации рефлексивного компонента, на уроках в начальной школе. Становление рефлексивных умений как личностного феномена ребенка младшего школьного возраста является одной из самых сложных научных проблем, как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Между тем, большинство исследователей сходятся во мнении о том, что рефлексивные умения должны стать неотъемлемой частью практики обучения детей.
Третья задача заключалась в том, чтобы проанализировать опыт работы учителей физической культуры по использованию различных видов рефлексии на уроках в начальной школе. Анализ показал что в настоящее время существует огромное количество методов становления и улучшения рефлексивных умений у младших школьников в учебной деятельности.
Таким образом, поставленная в работе цель достигнута, и задачи успешно реализованы.
Читать дальше
1. Аверин А.В. Психология детей и подростков: учебное пособие / А.В. Аверин. - 2-е изд., перераб. и доп.. - СПб, 2018. - 373 с.
2. Волков, Б.С. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2018 . - 348 с.
3. Главатских Р.Р., Дыганова Я. И. Развитие рефлексивных способностей личности как педагогическая проблема [Электронный ресурс] / Р.Р. Главатских // Формирование рефлексивных универсальных учебных действий младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО: методический материал. - Режим доступа: http://www.udmedu.ru/files/IK1/2-4_.doc.
4. Дубровина И.В., Прихожан A.M., Зацепин О.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2019. - 320 с.
5. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / A. В. Карпов. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. - 424 с.
6. Карпов, А.В., Скитяева И.М. Психология рефлексии. М.: Институт психологии РАН, 2020. - 304 с.
7. Кетько С.М. Единство рефлексии, мотивации и адаптации в сознании личности. Челябинск: Филиал Московского педагогического университета, 2018 . - 232 с.
8. Люрья Н.И. Психологические особенности развития рефлексивного знания в дошкольном и младшем возрасте: дисс. ... канд. психол. наук / Н.И. Люрья. - М., 2017. - 170 с.
9. Рубинштейн С.Л. Проблемы психологии / С.Л. Рубенштейн. - М.: Педагогика,2015. - 424 с.;
10. Степанов С.Ю. Психология рефлексии: проблемы исследования / С.Ю. Степанов, И.И. Семёнов // Вопросы психологии. -2017. - №5. - С. 31-40.
11. Ушева Т.Ф. формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: Методическое пособие / Т.Ф. Ушева. - Красноярск, 2017. - 88 с.
12. Ушева Т.Ф. Формирование рефлексивных умений учащихся начальной школы. Начальная школа. - 2019 - № 11 - С. 65-69.
13. Филоненко А.А. Развитие рефлексии у детей младшего школьного возраста. Молодой ученый. - 2020 -№8. - С. 892-894.
14. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении / Г. А. Цукерман. - Томск: Пеленг, 2019. - 268 с.
15. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, B. Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря. - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2019. - 806 с.
Читать дальше