ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ 4
1.1 Сущность понятия лингвокультурология 4
1.2 Особенности лингвокультурологии 8
2. СТРУКТУРА КОНЦЕПТА КАК КАТЕГОРИИ КОГНИТИВНОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ 12
2.1 Сущность понятия концепт в лингвокультурологии 12
2.2 Характеристика структуры концепта в лингвокультурологии 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Читать дальше
Лингвокультурология является одним из актуальных направлений современной лингвистики, манифестирующих идею антропоцентричности языка и науки о языке. Несмотря на то, что термины «Лингвокультурология» и «лингвокультурологический» фигурируют в названиях многих исследований последних десятилетий, среди ученых нет единого мнения относительно дефиниции этих понятий и методов лингвокультурологического исследования.
Изучение такого феномена как «лингвокультура» с позиции теории языка и культуры имеет то бесспорное преимущество, что является наиболее объективным свидетельством особенностей исследуемой культуры, так как единицы лингвокультуры, являясь по сути средствами осмысления объективной действительности и коммуникации в рамках потребностей социума, выражают особенности этнической картины мира. При этом язык предоставляет возможность «посетить» совершенно любой исторический период, представленный письменными источниками, а также погрузиться в атмосферу и культуру того или иного места.
Таким образом, в контексте деятельностного подхода к единицам лингвокультуры можно отнести средства номинации (слова и словосочетания), а также средства обобщения (граммемы), которые являются непосредственно средствами речевой деятельности.
Лингвокультурология как самостоятельная наука развивается очень стремительно. Основное направление данной дисциплины – это изучение связи и взаимодействия языка и культуры. В результате подобных исследований, ученые выделяют несколько направлений лингвокультурологии, в которых рассматривается взаимодействие культуры и языка одного народа в определенный период времени, изучается лингвокультурология разных, но связанных между собой этносов, а также сравнивается связь культурной стороны жизни и языковой на примере двух и более языков.
Диапазон исследуемых концептов в современном языкознании огромен и имеет большое значение для языка и науки о языке. Ученые в своих исследованиях анализируют концепты внутри конкретного языка и сравнивают их с принятыми нормами и концептами в других. Современная наука о языке невозможна без анализа концептосферы, т. к. именно она отражает «дух народа», говорящего на том или ином языке.
Термин «концепт», несмотря на его широкое и активное употребление в современной лингвистике, не имеет общепринятого определения и интерпретируется по-разному – в зависимости от научной школы и личных предпочтений исследователя. Разные трактовки концепта обусловлены выдвижением на первый план одного из признаков определяемого термина, который и становится основной дефиницией. Термин «концепт» является одним из ключевых понятий в когнитивной лингвистике и лингвокультурологии. Кроме того, существует значительное количество дискуссионных вопрос, связанных с теорией концепта, касающихся статуса концепта, его структуры, особенности вербализации, соотношения концепта и понятия, концепта и значения, а также типологии концептов.
У каждого исследователя концептов есть свой «концепт концептов», что и определяет границы данного научного понятия. Однако для всех исследователей концепт является сложным многомерным ментальным образованием.
Читать дальше
1. Базарова, Л. В. Понятие концепт в когнитивной лингвистике / Л. В. Базарова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2010. – № 4. – С. 176-178.
2. Беценко, Т. П. Лингвокультурологический анализ художественного текста как требование современной системы образования / Т. П. Беценко // Мир культуры: культуроведение, культурография, культурология. - 2018. – С. 75-78.
3. Буряк, Н. Ю. Лингвокультурология как наука о взаимодействии языка и культуры / Н. Ю. Буряк // Форум молодых ученых. – 2018. – № 2(18). – С. 70-74.
4. Васантада, В. Д. Понятие и сущность концепта в современной когнитивной лингвистике / В. Д. Васантада // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. – № 5. – С. 229-230.
5. Воробьев, В. В. Теоретические и прикладные аспекты современной лингвокультурологии / В. В. Воробьев // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2015. – № 13(724). – С. 217-226.
6. Дроздова, Е. С. Понятие концепта в современной лингвистике / Е. С. Дроздова // Филология. – 2016. – № 4(4). – С. 39-41.
7. Евлоева, М. Ю. Понятие "концепт" в лингвокультурологии / М. Ю. Евлоева, М. Ю. Евлоева // Colloquium-Journal. – 2018. – № 8-4(19). – С. 35-37.
8. Ковалева, Т. С. Понятие "концепт" в современной лингвистике / Т. С. Ковалева // Научный альманах. – 2016. – № 12-3(26). – С. 314-318.
9. Магомедова, А. Н. Понятие "концепт" в лингвокультурологических и философских учениях / А. Н. Магомедова // Актуальные вопросы современной науки. - 2018. – С. 22-26.
10. Омурзакова, М. Понятие "лингвокультурологический анализ" в языкознании / М. Омурзакова // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. – 2017. – № 12. – С. 182-184.
11. Самаева, А. М. Основные характеристики понятия "концепт" в современной лингвокультурологии / А. М. Самаева // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 73-7. – С. 96-98.
12. Смирнова, И. В. Понятие "концепт" в лингвокультурологии / И. В. Смирнова, О. В. Полтавец // Общество. – 2020. – № 2(17). – С. 9-14.
13. Степанова, Н. Ю. Лингвокультурология как одно из актуальных направлений современной лингвистики / Н. Ю. Степанова // Язык: категории, функции, речевое действие. - 2017. – С. 202-205.
14. Теппеева, Д. Р. Понятие "лингвокультура" в теории языка и культуры / Д. Р. Теппеева // Актуальные вопросы гуманитарных и общественных наук. - 2019. – С. 128-133.
15. Хабибуллаева, Н. З. Понятие "концепт" в зарубежной и отечественной лингвистике / Н. З. Хабибуллаева // Известия Ошского технологического университета. – 2018. – № 2. – С. 166-171.
16. Хайруллина, Р. Х. Лингвокультурологическое поле как единство языка и культуры / Р. Х. Хайруллина, В. В. Воробьев // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – № 4-4(106). – С. 78-80.
17. Хайруллина, Р. Х. Современные тенденции в лексикографии: лингвокультурологический словарь / Р. Х. Хайруллина, В. В. Воробьев, Ф. Г. Фаткуллина // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 4(83). – С. 441-442.
18. Хмельницкая, Л. В. О подходах к определению понятия "лингвокультурологическая компетенция" / Л. В. Хмельницкая // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. – 2022. – № 22-4. – С. 229-237.
19. Шафиков, С. Г. Лингвокультурология, язык и национальный менталитет / С. Г. Шафиков // Вестник Башкирского университета. – 2013. – Т. 18. – № 3. – С. 763-777.
20. Яковлева, Н. С. Понятие концепта в лингвокультурологии: история развития, структура, классификация / Н. С. Яковлева // Конкурс лучших студенческих работ. - 2020. – С. 63-70.
Читать дальше