Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме изучения эмоционального интеллекта 6 1.1 Понятие «эмоциональный интеллект»: исторический аспект 6 1.2 Современные направления изучения эмоционального интеллекта 10 Глава 2. Экспериментальная часть 17 2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования. 17 2.2. Методика исследования 17 2.3. Результаты исследования 20 2.4. Обсуждение результатов 22 Заключение 26 Список литературы 28

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

курсовая работа
Психология
30 страниц
66% уникальность
2022 год
4 просмотров
Зайцев Д.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме изучения эмоционального интеллекта 6 1.1 Понятие «эмоциональный интеллект»: исторический аспект 6 1.2 Современные направления изучения эмоционального интеллекта 10 Глава 2. Экспериментальная часть 17 2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования. 17 2.2. Методика исследования 17 2.3. Результаты исследования 20 2.4. Обсуждение результатов 22 Заключение 26 Список литературы 28
Читать дальше
Актуальность темы. Проблема изучения эмоционального интеллекта на сегодняшний день является актуальной как для зарубежной, так и отечественной науки. С точки зрения психологии понятие «эмоциональный интеллект» является, в некотором роде, противоречивым и недостаточно изученным [20, с.187]. В то же время многие психологи подчеркивают важность изучения эмоционального интеллекта, особенно в детском и подростковом возрасте. Это связано с тем, что эмоциональный интеллект начинает развиваться еще в дошкольном возрасте, а в подростковом претерпевает качественные изменения, которые касаются эмоциональной, когнитивной и личностной сфер. Это значит, что именно в этом возрасте начинает формироваться способность обрабатывать информацию, которая исходит от эмоций, начинает развиваться способность адекватно интерпретировать как собственные эмоции и чувства, так и эмоции и чувства других людей.


Курсовая работа по экологии на заказ это услуга, которую мы оказываем постоянно. Оставляйте заказ на сайте и мы подготовим работу в лучшем виде.


Таким образом, эмоциональный интеллект является основой эффективного взаимодействия индивида с окружающими людьми. В работах зарубежных авторов освещены различные аспекты проблемы развития эмоционального интеллекта (Д. Гоулман, Х. Гарднер, Д. Карузо, Г. Орме, Дж. Майер, П. Сэловей, К.В. Петридес, Н. Холл, и др.). В трудах отечественных учёных можно увидеть результаты исследований эмоционального интеллекта (С.В. Агеев, А. Алёшина, В.С. Астахова, Т.П. Березовская, Ю.В. Давыдова, С.П. Деревянко, И.В. Долгович, Ю.Н. Емельянов, А.В. Карпов, Д.В. Люсин, А.И. Чеботарь, С. Шабанов и др.). Ими определена сущность эмоционального интеллекта, разработан понятийный аппарат, подчеркнут социальный смысл эмоций [14, с.298]. В настоящее время в сфере социально-эмоционального образования (социально-эмоциональная обучающая деятельность) и развития эмоционального интеллекта детей ученые обращают особое внимание на формирование его с учетом возрастных особенностей ребенка. Так в ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) отражены эмоциональные знания и навыки, формируемые у ребенка в детской образовательной организации (ДОО). В связи с этим учеными, психологами, педагогами разрабатываются и внедряются в образовательные программы по формированию эмоционального интеллекта (В.А. Шиманская, Т.И. Киселева, Л.В. Лысогорова и С.П. Зубова, Е.А. Сергиенко и др.) [13, с.95]. Особый интерес представляет изучение гендерных особенностей эмоционального интеллекта. Однако гендерные особенности эмоционального интеллекта на сегодняшний день мало изучены, а исследования, которые проводятся в данной области, демонстрируют различные результаты и даже противоречивые результаты, что не позволяет однозначно судить о гендерных различиях эмоционального интеллекта. Некоторые вопросы гендерных аспектов эмоционального интеллекта освещены в работах зарубежных и отечественных исследователей и ученых, среди них: Д. Майер, П. Сэловей и Д. Карузо, И.С. Степанов, А.Н. Андреева, М.Э. Хорошун, Е.П. Ильин, Ю.В. Давыдова, М.А. Нгуен, Г. Орме, К. Петридес и А. Фёрнхам [13, с.102]. Цель данной работы – изучение гендерных особенностей эмоционального интеллекта. Задачи: – рассмотреть понятие «эмоциональный интеллект» и историю его изучения; – изучить современные представления о структуре эмоционального интеллекта; – провести эмпирическое исследование эмоционального интеллекта; – проанализировать и обобщить полученные результаты. Объект исследования – эмоциональный интеллект. Предмет исследования – гендерные особенности эмоционального интеллекта. Гипотеза – предполагается, что есть различия в эмоциональном интеллекте между мальчиками и девочками подростками. Научная новизна – обобщены взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему эмоционального интеллекта. Эмпирическим путем выявлены особенности эмоционального интеллекта между мальчиками и девочками подросткового возраста. Проблема исследования – состоит в том, что на данный момент нет четкого понимания понятия эмоциональный интеллект. Методологические основы исследования составляют фундаментальные положения отечественной психолого-педагогической науки, а также основные методологические принципы отечественной психологической науки – принцип системности, развития, единства личности и деятельности, личности и самосознания. Методы исследования: – теоретические (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение); – эмпирические (тестирование). Научная значимость заключается в изучении в изучении эмоционального интеллекта в зависимости от половой принадлежности испытуемых (гендерные особенности). Теоретическая значимость исследования определяется: вкладом в дальнейшую разработку проблемы изучения эмоционального интеллекта, раскрытием имеющихся моделей и структуры эмоционального интеллекта. Практическая значимость заключается в том, что результаты работы можно использовать для проведения дальнейших исследований, а также применять в работе психологов, социальных работников, педагогов и воспитателей. Структура работы – курсовая работа состоит из введения, в котором описана актуальность темы, дан краткий обзор научных работ по теме исследования, цель работы и задачи исследования; двух глав (теоретическая и практическая), заключение и список литературы.

Читать дальше
Теоретический обзор научной литературы показал, что истоки изучения эмоционального интеллекта заложены Ховардом Гарднером, который 1983 г. Впервые сформулировал понятие «множественный интеллект и выделил с нем несколько форм. Концепция интеллекта, которую он разработал стала основой для его последующего изучения Джоном Майером и Питером Сэловеем, а позднее и базой для создания первой модели эмоционального интеллекта. На данный момент существует достаточно большое количество моделей эмоционального интеллекта как в зарубежной, так и в отечественной психологии, и все их можно разделить на две группы: когнитивные и смешанные. К наиболее известным относятся модели Д. Майера, П. Сэловея и Д. Карузо, Р. Бар-Она, Д. Гоулмана, Л.В. Люсина, М.А. Манойловой. Единого понимания эмоционального интеллекта в настоящее время до сих пор нет. Эмоциональный интеллект понимается не только как способность эмоционального понимания себя и других, как управление своими действиями и состояниями, но и как способность устанавливать взаимосвязь между эмоциями и телом, управлять эмоциями через тело и наоборот. Обобщая рассмотренные модели можно отметить, что большинство авторов отмечают двойственную природу эмоционального интеллекта, рассматривая его во взаимосвязи когнитивных способностей и личностных характеристик. Кроме того, анализ рассмотренных моделей показывает, что каждая модель имеет свою структуру и отличается от других. Однако в этих моделях можно выделить компоненты, которые являются общими для всех: понимание собственных и чужих эмоций, управление собственными и чужими эмоциями. Опираясь на четырехкомпонентную модель парадигмального анализа и модель эмоционального интеллекта М.А. Манойловой и других авторов, можно сказать, что модель эмоционального интеллекта, включает наравне с эмоциями, интеллектом и волей, тело как четвертый компонент развития эмоционального интеллекта. После анализа литературы была выполнена экспериментальная часть работы. Для этого с помощью двух методик были опрошены 30 подростков. Чтобы оценить есть ли гендерные различия в эмоциональном интеллекте, проведено сравнение результатов, полученных для мальчиков и девочек по нескольким шкалам. Результаты исследования позволили нам выявить особенности эмоционального интеллекта мальчиков и девочек подросткового возраста по нескольким шкалам в соответствии с правилами обработки результатов по каждой методике: шкала внутриличностный эмоциональный интеллект, шкала межличностный эмоциональный интеллект, шкала управление эмоциями, шкала понимание эмоций. Выявлено, что внутриличностный интеллект выше у мальчиков-подростков, а у девочек выше межличностный интеллект: это значит, что мальчики-подростки лучше понимают и управляют собственными и чужими эмоциями, а подростки-девочки трудно контролируют всплески своих эмоций, но при этом они способны лучше понимать эмоции других людей и успешно управляют ими. Таким образом, все поставленные задачи были выполнены и выдвинутая гипотеза о гендерных особенностях эмоционального интеллекта подтверждена.
Читать дальше
1. Андреева И.Н. Структура и типология эмоционального интеллекта: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук / Белорусский государственный университет. 2017. – С.65-82. 2. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации / И.Н. Андреева // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под. ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М., 2009. – C. 31-40. 3. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 200 с. 4. Везетиу Е. В. Проблемы развития эмоционального интеллекта личности//. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Культурология, социология и психология: эксперименты и концептуализация», 2017.С. 72–75. 5. Гайнанова Л. Р. Понятие эмоционального интеллекта и основные подходы к его исследованию// Мой профессиональный стартап. Сборник статей по материалам всероссийской студенческой научно-практической конференции, 2020 г. 165–168 с. 6. Гарднер, Г. Структура разума. Теория множественного интеллекта / Г. Гарднер. – М.: Изд. Вильямс, 2007. – 512 с. 7. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Д. Гоулман. – М.: Изд-во Манн, Иванов и Фербер, 2018. – с. 544. 8. Давыдова, Ю.В. Гендерный аспект изучения эмоционального интеллекта подростков / Ю.В. Давыдов // Вестник РУДН. – Серия: Психология и педагогика. – 2010. – No4. – С. 113-118. 9. Деревянко, С.П. Роль эмоционального интеллекта в процессе социально-психологической адаптации студентов / С.П. Деревянко // Инновационные образовательные технологии. – 2007. – № 1(9). – С. 92-95. 10. Довженко Е.М. Становление понятия «эмоциональный интеллект» в отечественной педагогике // Известия института педагогики и психологии образования. – 2021. – № 4. – С. 100-104. 11. Долготович, И.В. Эмоциональный интеллект: методологический аспект проблемы / И.В. Долготович // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2009. – №6. – С. 206-207. 12. Емельянов, Ю.И. Обучение паритетному диалогу / Ю.И. Емельянов. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. – 107 c. 13. Зорина Н.Н. Структура эмоционального интеллекта в современной психологии // Методология современной психологии. – 2021. – №13. – С. 94-105. 14. Клыпа, О.В. Анализ проблемы эмоционального интеллекта современных подростков / О.В. Клыпа // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – С.297-301. 15. Кочетова, Ю.А. Гендерные различия в эмоциональном интеллекте у старших подростков / Ю.А. Кочетова, М.В. Климакова // Психолого-педагогические исследования. – 2017. – Том 9. – N4. – C. 65-74. 16. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН. – 2004. – С. 29-36. 17. Мещерякова М.И. Изучение эмоционального интеллекта: возникновение понятия «эмоциональный интеллект», его компонентов и функций // Материалы национальной научной конференции (с международным участием) «Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров». Таганрог, 2022. – С. 762-765. 18. Смирнова Н. Н. Савенышева С. С. Теоретические аспекты исследования эмоциональной компетентности// Мир науки, №2, 2017 г. 5-10 с. 19. Шабанов, Эмоциональный интеллект. Российская практика / С. Шабанов, А. Алешина. – М.: Манн-Иванов-Фербер, 2014. – 425 с. 20. Шнайдер М. И. Одишарова О. Эмоциональный интеллект: понятие и история развития// Актуальные проблемы современной науки в 21 веке. Сборник материалов международной научно-практической конференции, 2017 г. 187–189
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Экология на уровне среднего общего образования"
Количество страниц:
30
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Языкознание
курсовая работа
Обстоятельства, смягчающие наказания по уголовному праву
Количество страниц:
30
Оригинальность:
53%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Уголовное право
курсовая работа
Обстоятельства, смягчающие наказания по уголовному праву
Количество страниц:
25
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Технология приготовления пищи
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image