ВВЕДЕНИЕ 2 Глава 1. Теоретические основы игровой зависимости 7 1.1 Проблема игровой зависимости в трудах отечественных и зарубежных авторов 7 1.2. Факторы и механизмы формирования компьютерной игровой зависимости у школьников старшего возраста 14 Выводы по главе 17 Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по профилактике компьютерной игровой зависимости у школьников старшего возраста 18 2.1. Характеристика выборки и методов исследования 18 2.2. Опытно – экспериментальная работа по профилактике компьютерной игровой зависимости у школьников старшего возраста 23 Выводы по главе 26 Глава 3. Рекомендации для избавления от игровой зависимости у школьников старшего возраста, увлеченных ролевыми онлайн играми 27 3.1 Анализ эффективности реализованной программы профилактики компьютерной игровой зависимости у школьников старшего возраста 27 3.2 Профилактика как средство предупреждения компьютерной игровой зависимости у школьников старшего возраста 30 Выводы по главе 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36 ПРИЛОЖЕНИЕ 40

Механизм формирования игровой зависимости у школьников старшего возраста, увлеченных ролевыми онлайн играми

курсовая работа
Психология
35 страниц
83% уникальность
2022 год
4 просмотров
Шепелев П.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2 Глава 1. Теоретические основы игровой зависимости 7 1.1 Проблема игровой зависимости в трудах отечественных и зарубежных авторов 7 1.2. Факторы и механизмы формирования компьютерной игровой зависимости у школьников старшего возраста 14 Выводы по главе 17 Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по профилактике компьютерной игровой зависимости у школьников старшего возраста 18 2.1. Характеристика выборки и методов исследования 18 2.2. Опытно – экспериментальная работа по профилактике компьютерной игровой зависимости у школьников старшего возраста 23 Выводы по главе 26 Глава 3. Рекомендации для избавления от игровой зависимости у школьников старшего возраста, увлеченных ролевыми онлайн играми 27 3.1 Анализ эффективности реализованной программы профилактики компьютерной игровой зависимости у школьников старшего возраста 27 3.2 Профилактика как средство предупреждения компьютерной игровой зависимости у школьников старшего возраста 30 Выводы по главе 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36 ПРИЛОЖЕНИЕ 40
Читать дальше
В наш век научно – технических революций, бурного и стремительного развития информационных технологий трудно представить себе жизнь без компьютера, интернета, телефона и иных электронных девайсов. Следствием научно – технической революции явилось порождение новой социокультурной среды. Так согласно В. А. Плешакову человек сегодня реализует свою жизнедеятельность параллельно в двух социализирующих средах: в привычной всем материальной реальности и новой информационной реальности киберпространства. Несомненно, появление компьютера и интернета внесло глубокие изменения во все сферы жизнедеятельности современного человека, произошла смена экзистенциональных, духовных, идеологических, социологических и экономических приоритетов.


Если вам задали написать реферат купить онлайн его можно на сайте Work5.


По данным опроса Левада – центра число интернет пользователей за последние два года увеличилось с 73% до 81% граждан, большую часть которых составили дети, школьники старшего возраста и молодежь. Привлекательный и захватывающий воображение мир киберсреды породил новый вид аддиктивных способов личностной реализации – компьютерную зависимость, включающую большое количество проблем зависимого поведения и контроля над влечениями. Наиболее распространенной формой компьютерной зависимости является кибераддикция, проявляющаяся в патологически навязчивом желании играть в компьютерные игры. Проблема кибераддикции и ее влияние на социально – психологические аспекты здоровья молодежи, приобрела особенную актуальность в настоящее время, поскольку основную часть играющих составляют школьники старшего возраста и молодежь. Современный у школьник старшего возраста находится в группе риска, благодаря специфической ситуации развития, которая является сензитивным периодом для формирования аддиктивных паттернов поведения. Альтернативная реальность затягивает детей вседозволенностью и анонимностью, позволяя уйти от насущных проблем в наиболее привлекательный альтернативный мир киберпространства. Погружаясь в виртуальный мир ребенок все больше времени проводит за игрой, отдаляясь от реальности, семьи и друзей, пренебрегая элементарными правилами гигиены и здорового образа жизни, получая взамен суррогат, способствующий максимальному эскапизму и иллюзорному удовлетворению потребностей. Увеличение времени, проводимого в игре, способствует аккумулированию проблем в объективном, уже не привлекательном для школьника старшего возраста мире и вновь толкает его в иммерсивную реальность, что ведет к еще большей депривации и зависимости. Необходимо понимать, что, став виртуальной игра приобрела статус «бесконтрольной» и в совокупности с неустойчивой и легко поддающейся влиянию психикой школьника старшего возраста выступает мощным фактором формирования зависимости. Актуальным вопросом на сегодняшний день остается определение той грани, когда яркий, красочный и увлекательный мир игрового пространства с множеством различных героев, настолько овладевает психикой школьника старшего возраста, что перерастает в кибераддикцию. Проблемам взаимодействия человека с компьютером посвящено множество работ отечественных и зарубежных авторов (Е. П. Белинская, А. Е. Войскунский, С. И. Ворошилин, M. D. Griffiths, S. E. Caplan, K. Young и т.д.), в результате чего были выделены различные дефиниции, классификации, признаки, стадии и факторы формирования компьютерной зависимости. Так кибераддикцию как форму зависимого поведения рассматривают Е. А. Репринцева, Е. В. Змановская, А. Ю. Егоров, Е. В. Янко, М. С. Иванов и др.; социально – психологические факторы формирования компьютерной зависимости изучались В. М. Москаленко, С. В. Березиным, Н. А. Сирота, В. И. Полтавец, В. М. Ялтонским и т.д.; симптомы и стадии компьютерной зависимости изучены А. Е. Войкунским, Н. И. Алтуховой, К. Ю. Галкиной, А. В. Котляровой и др.; клинические аспекты, классификации и типологии зависимых представлены В. Д. Менделевичем и В. А. Лоскутовой; поведение пользователей в «сети» изучают А. Е. Жичкина и Е. П. Белинская; взаимодействие детей старшего школьного возраста с компьютером отражено в трудах М. Коул, О. Н. Арестова, А. Е. Войскунский, Л. Н. Бабанин, Ю. Д. Бабаева и т.д. Однако несмотря на все многообразие работ, посвященных проблемам компьютерной зависимости, на сегодняшний день нет однозначного ответа является ли компьютерная игра объектом аддиктивного поведения или же это альтернативная социализирующая среда для современного ребенка, каковы критерии определения компьютерной зависимости и насколько пагубно влияния компьютерной игры на личность играющего. Объектом исследования выступает феномен компьютерной игровой зависимости у школьников старшего возраста на психологическом и поведенческом уровнях. Предметом исследования является профилактика компьютерной игровой зависимости у школьников старшего возраста. Цель: теоретически обосновать, исследовать и реализовать программу профилактики компьютерной игровой зависимости у школьников старшего возраста. Задачи: 1. Провести теоретический анализ аспектов компьютерной игровой зависимости; 2. Раскрыть теоретические основы, определить специфику, механизмы формирования и развития компьютерной игровой зависимости у школьников старшего возраста; 3. Выявить экспериментальным путем и определить степень зависимости в группе школьников старшего возраста; 4. Апробировать программу профилактики игровой зависимости в группе школьников старшего возраста и оценить ее эффективность. Гипотеза исследования состоит в предположении, что научно – обоснованная, комплексная программа профилактики компьютерной игровой зависимости, являясь важнейшим условием сохранения здоровья и психологической защиты личности школьников старшего возраста, способствует устранению психологических причин и снижению уровня зависимости. Теоретико – методологической основой курсовой работы явились фундаментальные положения психологической теории деятельности, представленные в трудах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, Б. М. Теплова, Б. Ф. Ломова и д.р.; культурно – историческая концепция развития Л. С. Выготского; теоретические концепции общего развития личности (Л. С. Выготский, Д. И. Фельдштейн, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович; и др.); положения теорий развития и профилактики стратегий девиантного и аддиктивного поведения (Дж. Б. Уолтер, Р. Джессор, Дж. Ф. Андерсон, К. Янг. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении сущности и систематизации существующих представлений о механизмах, формах, детерминантах и стадиях развития игровой зависимости в школьников старшего возрастаой среде; определении индивидуально – психологических характеристик школьников старшего возраста, подверженных игровой зависимости; определении конструктивных и деструктивных аспектов игры на личность зависимого; определении подходов и методов профилактики кибераддикции у школьников старшего возраста. Практическая значимость исследования заключается в апробации и внедрении научно обоснованной модели профилактики кибераддикции среди школьников старшего возраста, направленной на укрепление личностных ресурсов и развитие эффективных стратегий поведения, препятствующих формированию и развитию зависимости; возможности дальнейшей разработки проблемы игровой зависимости и ее профилактики на основе представленных результатов в процессе профилактической работы.

Читать дальше
В рамках курсовой работы нами была проанализирована проблема кибераддикции и реализована компилятивная программа профилактики зависимости от компьютерных игр у подростков. Проанализировав понятие аддикция, различные виды аддиктивного поведения, выделенные факторы, критерии и механизмы формирования мы пришли к выводу, что кибераддикция, являясь одной из форм компьютерной зависимости, входит в группу не химических аддикций и имеет сложную полифакторную природу, схожую в своем развитии с другими видами зависимостей. Мы под кибераддикцией вслед за Набойченко Е. С. будем понимать вид деструктивного, девиантного поведения, форму психологической зависимости, проявляющуюся в паталогическом увлечении компьютерными играми, обусловленной склонностью к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния. В результате исследования мы установили, что кибераддикция в своем развитии проходит четыре последовательные стадии, характеризуется наличием физиологических и психологических критериев, определяющих уровень аддиктивной личностной реализации. Также нами проанализированы специфические возрастных и психо – социальных особенности подросткового возраста и факторы формирования зависимости с учетом этих особенностей. В результате научных изысканий мы пришли к выводу, что наиболее подверженными возникновению кибераддикции в силу специфических возрастных особенностей являются подростки. Так в результате теоретического исследования у сформировалась рабочая гипотеза, состоящая в предположении, что научно – обоснованная, комплексная программа профилактики компьютерной игровой зависимости, являясь важнейшим условием сохранения здоровья и психологической защиты личности подростков, способствует устранению психологических причин и снижению уровня зависимости Исходя из различных теорий и подходов к профилактике кибераддикции у подростков нами была сформирована и реализована компилятивная программа профилактики компьютерной игровой зависимости у подростков. Целью которой явилось развитие информационной культуры и формирование в рамках профилактики благоприятных условий для развития социально – адаптивных личностных качеств и повышение уровня самооценки, способствующих коммуникативной компетентности подростков и предупреждению возникновения зависимости. Проведенный по результатам эксперимента качественно – количественный анализ полученных данных позволил сделать вывод о эффективности реализованной компилятивной программы профилактики компьютерной игровой зависимости у подростков. Результаты количественного анализа свидетельствуют о снижении аддиктивной составляющей в группе, что проявляется в снижении уровня физиологических и психологических симптомов кибераддикции. Подводя итоги следует сказать о результативности и эффективности реализованной программы профилактики кибераддикции у подростков, а следовательно о подтверждении выдвинутой гипотезы. Проведенное исследование дает почву для размышлений и возможность обозначить перспективы дальнейшей работы по разрешению проблемы профилактики зависимости от компьютерных игр.
Читать дальше
1. Агибалова Н. И., Данилова М. В. Особенности компьютерной игровой зависимости среди школьников старшего возраста / Н. И. Агибалова, М. В. Данилова // Молодой учёный. – 2014. – № 20 (79). – С. 547 – 549. 2. Асеева А. Д. Социально – психологические аспекты зависимого поведения в межличностных отношениях в юношеском возрасте / А. Д. Асеева – Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Курск – 2014. – 210 с. 3. Багдасарян А. А., Саргсян М. Э. Влияние компьютеров и интернета на младших школьников / А. А. Багдасарян, М. Э. Саргсян // Наука и образование сегодня. – 2019. – № 1. – С. 78 – 81. 4. Баева Л. В. Виртуализация жизненного пространства человека и проблемы интернет – игровой зависимости (IGD) / Л. В. Баева // Виртуальное пространство и жизненные миры человека. – 2016. – № 1 (11). – С. 8 – 19. 5. Блясова И. Ю. Социально – педагогическое предупреждение компьютерной игровой зависимости школьников старшего возраста / И. Ю. Блясова // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 3 (52). – С. 26 – 28. 6. Васильева Е. В. Компьютерная зависимость школьника старшего возраста как социально – педагогическая проблема / Е. В. Васильева // Психолого – педагогический журнал ГАУДЕАМУС. – 2016. – Т. 15 (№ 2). – С. 32 – 38. 7. Васильева Ю. Е., Ивашина И. А., Попов П. П., Рыжов И. Г. К вопросу о проблеме интернет – зависимости в современном обществе / Ю. Е. Васильева и др. // Актуальные вопросы психиатрии, наркологии и медицинской психологии. – 2014. – № 16. – С. 48 – 51. 8. Воеводскова Е. Е. Зависимость о компьютерной виртуальной реальности / Е. Е. Воеводскова // Проблемы педагогики. – 2015. – № 27. – С. 1 – 2. 9. Волкова Е. Н., Гришина А. В. Оценка распространенности игровой компьютерной зависимости у младших школьников старшего возраста / Е. Н. Волкова, А. В. Гришина // Вестник Мининского университета. – 2014. – № 3. – С. 24 – 30. 10. Воронов Д. И. Социально – психологические детерминанты компьютерной зависимости и ее профилактика средствами физической рекреации и психокоррекции / Д. И. Воронов – Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Санкт – Петербург. – 2016. – 266 с. 11. Вотякова Е. Ю., Яковлева Н. В. Негативное влияние кибераддикции на жизнестойкость школьников старшего возраста / Е. Ю. Вотякова, Н. В. Яковлева // Электронный научный журнал «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие». – 2015. [Электронный ресурс]. – режим доступа: www.humjournal.rzgmu.ru / E-mail: humjournal@rzgmu.ru 12. Гаурилюс А. И. Характеристика игровой зависимости у молодежи / А. И. Гаурилюс // Электронный научный журнал «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие». – 2016. [Электронный ресурс]. – режим доступа: www.humjournal.rzgmu.ru / E-mail: humjournal@rzgmu.ru 13. Гоман В. А., Гефнер О. В. Современная молодежь и компьютерная зависимость / Гоман В. А., Гефнер О. В. // Электронный научно – методический журнал Омского ГАУ. – 2018. – Спецвыпуск № 5. – С. 1 – 4. 14. Горшенина А. Н. Компьютерная зависимость у детей и школьников старшего возраста / А. Н. Горшенина // В сборнике: Наука сегодня, сборник научных трудов по материалам международной научно – практической конференции. Научный центр «Диспут». Вологда – 2014. С. 82 – 83. 15. Гредюшко О. П. Психологические трудности школьников старшего возраста / О. П. Гредюшко // Вестник Казанского Юридического института МВД России – 2014. – № 3 (17) – С. 118 – 119. 16. Гришина А. В. Тест – опросник степени увлеченности младших школьников старшего возраста компьютерными играми / А. В. Гришина // Вестник Московского университета – 2014. – Серия 14 (№4). – С. 131 – 142. 17. Гришина А. В., Волкова Е. Н. Структура субъектности с разным уровнем игровой компьютерной зависимости / А. В. Гришина, Е. Н. Волкова // Вестник Мининского университета. – 2018. – Том 6. № 1. – С. 1 – 18. 18. Давтян В. Г., Бердин Р. Д. Адаптивные возможности у лиц с виртуальной аддикцией / В. Г. Давтян, Р. Д. Бердин // Наука, техника и образование. – 2015. – № 7. С. 1 – 2. 19. Денисов А. А. Психология интернет – зависимости / А. А. Денисов // Развитие личности. – 2014. – № 1 – С. 190 – 202. 20. Дровосеков С. Э., Самбурова И. А. Различия в выраженности интернет –зависимости у мужчин и женщин / С. Э. Дровосеков, И. А. Самбурова // Научно – методический электронный журнал «Концепт». – 2017.-Т. 29. – С. 304 – 307. 21. Ембергенова А. М. Психопатологические аспекты игровой зависимости / А. М. Ембергенова // Вестник АГИУВ. – 2014. – № 3. – С. 186 – 188. 22. Емельяненко В. Д. Мировоззрение и игровая компьютерная зависимость: поиск взаимосвязи / Емельяненко В. Д. // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. – 2016. – № 1 (11). – С. 45 – 64. 23. Закаблукова А. А., Смирнова Т. А., Капустина Л. П., Чуйкова М. А. Психолого – педагогическая профилактика компьютерной игромании у обучающихся / А. А. Закаблукова и д.р. – Белгородский региональный центр психолого – медико – социального сопровождения. 2016. – 117 с. 24. Зальмунин К. Ю. Сравнительная оценка психопатологических и патопсихологических феноменов и синдромов у пациентов с наркотической и игровой зависимостью / К. Ю. Зальмунин // Практическая медецина. – 2015. – № 5 (90). – С. 56 – 58. 25. Игдырова С. В., Чикляукова Е. В., Мукминов Р. Р. Социальная работа с школьника старшего возрастами, склонными к кибераддикции / С. В. Игдырова и др. // Димитровградский инженерно – технологический институт «МИФИ», Россия, г. Димитровград. – 2014. – № 1 (3). – С. 149 – 157.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Преемственность изучения гражданско-правовых отношений в школьных обществоведческих курсах
Количество страниц:
25
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Право
курсовая работа
просодические характеристики речи и употребление интонации в нейтральном стиле
Количество страниц:
15
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Лингвистика
реферат
«Механизмы психологической защиты (по классификации Р. Плутчика, Х. Келлермана и Х.Р. Конте)»
Количество страниц:
11
Оригинальность:
56%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image