ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ У ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 6 1.1. Сущность понятия «самооценка» в психолого-педагогической литературе 6 1.2. Психолого-педагогическая характеристика подростков из неблагополучных семей 9 1.3. Формирование самооценки у подростков из неблагополучных семей 12 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 18 2.1. Организация и этапы эмпирического исследования 18 2.2. Результаты эмпирического исследования 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 35 ПРИЛОЖЕНИЯ 38

Особенности самооценки у подростков из неблагополучных семей

курсовая работа
Педагогика
35 страниц
88% уникальность
2022 год
13 просмотров
Сомлев А.
Эксперт по предмету «Социальная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ У ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 6 1.1. Сущность понятия «самооценка» в психолого-педагогической литературе 6 1.2. Психолого-педагогическая характеристика подростков из неблагополучных семей 9 1.3. Формирование самооценки у подростков из неблагополучных семей 12 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 18 2.1. Организация и этапы эмпирического исследования 18 2.2. Результаты эмпирического исследования 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 35 ПРИЛОЖЕНИЯ 38
Читать дальше
Актуальность. Проблема семейного благополучия на современном этапе развития российского общества является крайне актуальной. В настоящее время, в связи с кризисным состоянием общества, нарушается стабильность семьи, обостряются негативные явления внутри нее: ухудшается эмоциональное самочувствие ее членов, обостряются взаимоотношения между ними, и в итоге нарушаются права детей. Наметилась стойкая тенденция к увеличению числа так называемых «неблагополучных» семей, пораженных смещением моральных ценностей и ориентаций. В такой семье ребенку неуютно, а, иногда, даже небезопасно.


Не нужно писать реферат самому. Гораздо проще купить реферат по рекламе и PR. Мы сделаем реферат по всем требованиям вашего учебного заведения!


Здесь деформируется его личность – он становится, как правило, «трудным». Многие родители не могут научить детей жить в обществе, так как они сами дезориентированы. На фоне семейных конфликтов очень часты скандалы, разводы. Необходимо отметить, что сегодня одной из наиболее часто встречающихся проблем, с которыми сталкиваются психологи, является проблема нарушения внутрисемейных взаимоотношений. Неблагоприятный тип воспитания и обращение с ребенком имеют серьезные, порой даже драматические последствия для психического развития подростка, формирования его характера и самооценки. Поэтому тема самооценка подростков из неблагополучных семей является актуальной. Подростковый возраст является основой формирования Я–концепции, выявляется своя система ценностей, эталонов, самооценка, опираясь на эту базу, ребенок выстраивает в соответствии с ней свою модель поведения, вырабатываются стили взаимоотношений с окружающими. Изучение самооценки имеет большое значение именно в подростковом возрасте, когда идет повышение ее регулятивных функций, она в большей степени, включается в процесс управления поведения личности. Поскольку влияние социума в подростковом возрасте усиливается, а основным социальным институтом является школа, особую значимость представляет исследование самооценки подростков и ее влияние на межличностные взаимоотношения. Самооценка является важным регулятором поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. К проблеме самооценки подростков обращались многие психологи. В зарубежной психологии проблеме самооценке посвящены работы Р. Бернса, У. Джеймса. В трудах отечественных психологов разработка данной проблематики представлена в исследованиях А.А. Деркач, А.Е.Идрисова, К.Р. Сидорова, А.М. Прихожан и др. Противоречие: между необходимостью коррекции завышенной и заниженной самооценки в подростков из неблагополучных семей и недостаточным количеством научно обоснованных рекомендаций по организации данного процесса Проблема курсовой: каковы особенности самооценки у подростков из неблагополучных семей? Объект исследования: самооценка у подростков из неблагополучных семей. Предмет исследования: особенности самооценки у подростков из неблагополучных семей. Цель исследования: изучить особенности самооценки у подростков из неблагополучных семей. Задачи исследования: – раскрыть сущность понятия «самооценка» в психолого-педагогической литературе; – рассмотреть психолого-педагогическую характеристику подростков из неблагополучных семей; – изучить формирование самооценки у подростков из неблагополучных семей; – провести эмпирическое исследование самооценки у подростков из неблагополучных семей. Гипотеза исследования: самооценка у подростков из неблагополучных семей зависит от уровня агрессивного поведения, чем выше показатели агрессивности, тем более завышена самооценка у подростков из неблагополучных семей. Методы исследования: 1. Теоретические (анализ психолого–педагогической литературы; интерпретация, обобщение, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ). 2. Эмпирические (анкетирование, тестирование, количественный и качественный анализ данных). База исследования: средняя общеобразовательная школа №34. Практическая значимость работы. Результаты работы могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов и психологов при составлении диагностических и консультативных методик с целью оказания помощи в решении проблемы оптимизации самооценки в подростковом возрасте и других сфер жизни подростка, на которые она влияет, а также в дальнейших исследованиях. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы

Читать дальше
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, многочисленные исследования самооценки позволяют утверждать, что сегодня не существует четкого определения данного понятия, хотя данный феномен освещается в литературе довольно подробно. В психологической литературе понятие «самооценка» в общих чертах обозначает сложную систему, которая включает общую и частные самооценки, определяющие характер самоотношения личности. Общая самооценка отражает целостное восприятие себя (принятие или непринятие), определяя уровень самоуважения. Частные самооценки определяют отношение личности к отдельным ее сторонам или проявлениям (физическим, социальным, поведенческим, психологическим). Самооценка выступает компонентом самосознания личности, включающим наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков. В психологии выделяют две разновидности самооценки: адекватная и неадекватная. Иногда говорят об оптимальной и неоптимальной самооценке, тем самым обращая внимания на то, что многим людям привычно оценивать себя чуть выше среднего, это скорее норма, нежели отклонение. Подростковый возраст – это дети 12–16 лет, для которых характерно резкое возрастание активности в познавательной сфере и любознательности в связи с появлением познавательных интересов. В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: исключительно у части школьников интересы сопряжены с учебными предметами, у основной массы же они значительно обширнее и далеко выходят за границы программы школы. Вместе с тем данные интересы еще довольно неустойчивы, просто изменяются. Любознательность в таком возрасте носит еще достаточно инфантильный характер. Это пока еще не собственно интересы, а формирование некоторой основы, которая позволяет дать возможность ребенку в последующем отыскать сферу истинных, имеющих личностный смысл интересов и гарантировать полноценный профессиональный выбор. У подростков учебная деятельность является ведущей, от хода которой в значительной степени зависит формирование самооценки – она связана с успеваемостью. К особенностям самооценки подростков следует отнести ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте. Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором её поведения и деятельности. В процессе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы были получены результаты, свидетельствующие о низком уровне развития адекватной самооценки у подростков из неблагополучных семей. Подростки из неблагополучных семей с заниженной самооценкой склонны уходить в себя, искать слабости, которые у них есть, они слишком самокритичны и неуверенные в себе. Им сложно высказывать своё мнение, так как они ждут только неудачи. Подростки слишком ранимы, у них повышенная тревожность, чувство страха вообще не покидает их никогда. Они не просят о помощи, стесняются задать вопрос и вообще не хотят, чтобы на них обращали внимание лишний раз. Рассмотрение самооценки как суждения о собственной ценности и важность учета индивидуальных оснований самооценки в последнее время признается ведущими отечественными и зарубежными исследователями данного феномена. Перспективным и интересным направлением изучения самооценки представляется рассмотрение данного феномена в онтогенетическом плане, в контексте жизненных отношений личности – отношения к себе и другим через аспект самооценки, самоценности. Таким образом, цель достигнута, задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / [Б.Г. Ананьев]. – СПб.: Питер, 2011. – 288 с. 2. Бернс Р. Развитие Я–концепции и воспитание / [Р. Бернс]. – М.: Прогресс, 2012. – 307 с. 3. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией / [Л.В. Бороздина] // Вестник Московского университета. – 2018. – Вып. № 1. – С. 4 – 46. 4. Волков Б.С. Психология подросткового возраста: учебник / [Б.С. Волков]. – 4–е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2016. – 266 с. 5. Галкина Т.В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход / [Т.В. Галкина]. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2014. – 312 с. 6. Джемс У. Психология / [У. Джеймс]. – М.: Педагогика, 2011. – 368 с. 7. Деркач А.А. Самооценка, как структурообразующая процесса акмеологического развития / [А.А. Деркач] // Мир психологии. 2018.С. 2–54. 8. Данилова Е.А. Взаимосвязь конфликта самооценки и поведения младших подростков: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / [Е.А. Данилова]. – Ярославль, 2013. – 192 c. 9. Зинько Е.В. Соотношение самооценки и уровня притязаний по параметрам устойчивости и адекватности: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. псих. наук./ [Е.В. Зинько]. М.: Наука, 2017. – 185 с. 10. Идрисов А.Е. Индивидуально–возрастные и психологические особенности младших подростков / [А.Е.Идрисов]. М.: Просвещение, 2015. – 90 с. 11. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / [И. Ю. Кулагина]. – Москва: УРАО, 1999. – 176 с. 12. Кон И. С. Открытие Я / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 2008. – 367 с. 13. Карпов А.В. Психология менеджмента / [А.В. Карпов]. – М.: Гардарики, 2015. – 584 с. 14. Куперсмит С. Предпосылки самооценки / [С. Куперсмит]. – Москва: Просвещение, 2019. – 129 с. 15. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / [В. С. Мухина]. – Москва: Академия, 2006. – 608 с. 16. Прихожан А.М. Подросток в учебнике и в жизни / [А.М. Прихожан]. – М.: Знание, 2014. – 80 с. 17. Сидоров К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников / [К.Р. Сидоров] //Вопросы психологии. 2017. №3. С.6–39. 18. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я – дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений / [В.В Ткачева]. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2018. – 160 с 19. Умарова А.С. Половая специфика самооценки личности в подростковом возрасте / [А.С. Умарова, О.А. Белобрыкина] // Сибирский педагогический журнал. – 2020. – № 6. – С. 1–43. 20. Фромм А. Азбука для родителей / [А. Фромм]. – М., 2003 – 365 с. 21. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / [И. Фурманов]. – М.: Владос, 2016. – 351 с. 22. Целуйко В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи / [В.М. Целуйко]– Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 283 с. 23. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие. / [М. Шакурова]. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с. 24. Шеффер Д. Дети и подростки: Психология развития: учеб. пособие / [Д. Шеффер]. – СПб.: Питер, 2017. – 976 с. 25. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / [Д. Б. Эльконин]. – Москва : Педагогика, 2009. – 148 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Понятие и классификация субъектов доказывания
Количество страниц:
35
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Уголовный процесс
реферат
Система абсолютного идеализма Г. Гегеля
Количество страниц:
15
Оригинальность:
56%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Философия
курсовая работа
Изнасилование: вопросы квалификации
Количество страниц:
35
Оригинальность:
67%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image