ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 5
1.1. Сущность понятия «медиапотребление» 5
1.2. Специфика медиапотребления в период пандемии 10
1.3. Трансформация процессов медиапотребления в России: обзор тенденций за период 2018-2021 гг. 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 19
2.1. Специфика системы современного медиапотребления 19
2.2. Медиапотребление будущего: проблемы и перспективы 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Приложение. Модели будущего медиапотребления цифрового общества 34
Читать дальше
Настоящее исследование посвящено изменениям в медиапотреблении после пандемии COVID. Необходимо сделать выводы:
1. Медиапотребление – это мотивированное получение и применение, а также передача информации, которая позволяет индивидам удовлетворять коммуникативные и образовательные потребности. Медиапотребление – это сугубо социальное явление с эгоистической направленностью.
2. Период пандемии коронавируса пришелся на пик цифрового социально-технического перехода. Получили популярность такие медиаресурсы, как Instagram, Youtube, TikTok и Telegram. Кроме того вырос интерес к пользованию мессенджером WhatsApp и в режиме мгновенных сообщений и звонков в основном с образовательной целью и для получения психологической помощи.
3. Согласно проведенному обзору тенденций медиапотребления за период с 2018 по 2021 годы, телевизионные каналы потеряли свою популярность, уступив лидерство платформе YouTube. В топ-6 самых охватных медиа первое место по использованию за указанный период получил WhatsApp (49% пользователей), второе место за «Яндекс» (45% пользователей), затем Google (41% пользователей), затем VK (36% пользователей), YouTube (33% пользователей), Instagram (30% пользователей), Sberbank.ru (26% пользователей).
4. В 2022 году Россия столкнулась с рядом ограничений. В частности, были заблокированы многие зарубежные медиаресурсы. В связи с этим россияне вынуждены искать правдивую информацию на таком независимом медиахостинге, как Telegram, а также на платформе YouTube.
5. В настоящий момент наибольшую актуальность в рамках медиапотребления среди пользователей 12+ имеют короткие вертикальные видеоролики юмористической и кулинарной направленности, создаваемые с помощью сервиса YouTube Shorts от Google и TikTok. Пользователи 35-55 лет сосредоточены на анализе информации, получаемой из публикаций в Telegram, а также из стримов блоггеров на платформе YouTube. По причине запрета выпуска голливудских фильмов в России уже снизился интерес к таким стриминговым сервисам, как Кинопоиск, Иви, Окко.
Как показало небольшое социальное исследование среди россиян различного возраста, в ближайшем будущем сохранится интерес к телевидению и интернету для возможности сопоставления новостного контента по причине необходимости выработки навыков лавирования в очередной инфодемической волне , а также потому, что телевидение все еще выступает одним из любимых источников получения информации и развлекательным ресурсом среди пожилого населения страны. Отдельно необходимо отметить высокий уровень доверия современников к социальным сетям в качестве источника информации, который сопоставим с уровнем доверия к родственникам и близким друзьям.
Медиапотребление настоящего и ближайшего будущего, как выявлено в ходе исследования, позволяет пользователям удовлетворять следующие типы потребностей: познавательную, коммуникативную, релаксационную, рекреативную и эскапическую. Были предложены 3 модели медиапотребления будущего: «жизнь в ленте», «мониторинг избранных источников» и «смотреть все подряд».
В ближайшем будущем, очевидно, будут появляться новые отечественные медиахостинги, о чем свидетельствует обилие отечественных наработок, которые на данный момент все еще сдерживаются силами представителей отечественной власти ввиду их невыгодности. Таким образом, основной тенденцией постковидной эпохи в разрезе медиапотребления уже становится медианизирование немедийных проектов.
Читать дальше
1. Аршинов В.И. Онтологии и риски цифрового техноуклада: к вопросу о представлении социотехнического ландшафта / В.И. Аршинов, В.Г. Буданов // Сложность. Разум. Постнеклассика. – 2019. – № 2. – С. 51–60.
2. Бодрийяр Ж. Общество потребления: Его мифы и структуры / [пер. с фр., послесл. и примеч. Е.А. Самарской]. – М.: Республика; Культурная революция, 2006. – 269 с.
3. Дунас Д.В. Зачем молодежи медиа: драма медиапотребления цифрового века // Российская пиарология: тренды и драйверы: ст. в сб. ст. – Спб.: СПбГЭУ, 2021. – С. 147-159.
4. Ерицян С.С. Медиапотребление: основные подходы к определению / С.С. Ерицян, М.Р. Тадевосян // Четырнадцатая годичная научная конференция: ст. в сб. тр. конф. – Ереван: РАУ, 2020. – С. 436-439.
5. Исмагилова К.А. Теоретические аспекты медиапотребления в условиях информационного общества / К.А. Исмагилова // Медиаэкономика 21 века. – 2019. – № 1. – С. 14-18.
6. Коломиец В.П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе / В.П. Коломиец // Социологические исследования. – № 1. – 2010. – C. 58–66.
7. Михайленок О.М. Пандемия COVID-19 – новый этап цифровой трансформации общества / О.М. Михайленок, Г.А. Малышева // Социальные и гуманитарные знания. – 2021. – Т. 7. – № 1 (25). – С. 28-39.
8. Maslow A. Motivation and Personality / А. Maslow. – New York: Harper&Bros, 1970. – 320 p.
9. Специальное исследование [Электронный ресурс] // ВЦИОМ, от 08.04.2022. – Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/informacionnaja-voina-vokrugspecialnoi-voennoi-operacii (Дата обращения: 30.11.2022).
10. Источники информации: предпочтения [Электронный ресурс] // ФОМ, от 25.03.2022. – Режим доступа: https://fom.ru/SMI-iinternet/14705 (Дата обращения: 30.11.2022).
11. Количество подписчиков онлайн-кинотеатров в России начало падать впервые с 2021 года [Электронный ресурс] // Sostav.ru, от 29.07.2022. – Режим доступа: https://www.sostav.ru/publication/onlajn-kinoteatry-55736.html (Дата обращения: 30.11.2022).
12. Медиапотребление в России – 2020. Аналитическое исследование «Делойт» [Электронный ресурс] // Росконгресс, от 04.12.2020. – Режим доступа: https://roscongress.org/materials/mediapotreblenie-v-rossii-2020/ (Дата обращения: 29.11.2022).
13. Мингазов С. Мессенджер Telegram впервые опередил WhatsApp по объему трафика в России [Электронный ресурс] // Forbes, от 21.03.2022. – Режим доступа: https://www.forbes.ru/tekhnologii/459631-messendzertelegram-vpervye-operedil-whatsapp-po-razmeru-auditorii-v-rossii (Дата обращения: 30.11.2022).
14. Мобильный трафик в Рунете вырос до 90% [Электронный ресурс] // Information Security, от 09.11.2022. – Режим доступа: https://www.itsec.ru/news/mobilniy-trafik-v-runete-viros-do-90 (Дата обращения: 30.11.2022).
15. Презентации Mediascope [Электронный ресурс] // Официальный сайт Mediascope. – Режим доступа: https://mediascope.net/library/presentations/ (Дата обращения: 30.11.2022).
16. Российский медиаландшафт-2020 [Электронный ресурс] // Левада-центр, от 28.04.2020. – Режим доступа: https://www.levada.ru/2020/04/28/rossijskijmedialandsh (Дата обращения: 29.11.2022).
17. Россияне стали проводить больше времени на YouTube [Электронный ресурс] // Sostav.ru, от 19.09.2022. – Режим доступа: https://www.sostav.ru/publication/mediascope-56574.html (Дата обращения: 30.11.2022).
18. Рост коротких вертикальных видео на YouTube в цифрах: Datacentr Weekly [Электронный ресурс] // AdAge, от 12.08.2022. – Режим доступа: https://adage.com/article/datacenter/youtubes-short-form-video-growth-numbers/2426091 (Дата обращения: 30.11.2022).
19. Социальные сети в России: цифры и тренды, осень 2020 [Электронный ресурс] // Brand Analytics, от 30.11.2020. – Режим доступа: https://br-analytics.ru/blog/social-media-russia-2020/ (Дата обращения: 29.11.2022).
20. Телеаудитория выросла на четверть в апреле 2020 [Электронный ресурс] // Исследования Mediascope, от 13.05.2020. – Режим доступа: https://mediascope.net/news/1139341/ (Дата обращения: 29.11.2022).
21. Чем живут переехавшие в Армению айтишники из России [Электронный ресурс] // Ридус, от 14.05.2022. – Режим доступа: https://www.ridus.ru/chem-zhivut-pereehavshie-v-armeniyu-ajtishniki-iz-rossii--380748.html (Дата обращения: 29.11.2022).
22. Число пользователей VPN-сервисами с начала 2022 года выросло в 53,5 раза [Электронный ресурс] // ТАСС, от 11.04.2022. – Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/14339659 (дата обращения:30.11.2022).
Читать дальше