Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания ценностного отношения к здоровью у младших школьников в процессе проектной деятельности 5
1.1. Сущность и особенности внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС и программы воспитания 5
1.2. Основы становления ценностного отношения к здоровью у младших школьников 8
Глава 2. Практические аспекты воспитания ценностного отношения к здоровью у младших школьников в процессе проектной деятельности 13
2.1. Планирование внеурочных занятий по воспитанию ценностного отношения к здоровью у младших школьников 13
2.2. Сборник внеурочных занятий по воспитанию ценностного отношения к здоровью у младших школьников 18
Заключение 24
Список литературы 26
Читать дальше
Изучив и проанализировав теоретические источники, мы выявили, что понятие «ценностное отношение к здоровью – это системное и динамичное личностное образование, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, наличием социально-духовных ценностей, накопленных в результате образования и самообразования, воспитания и самовоспитания, мотивационно-ценностной ориентации.
Формирование ценностного отношения к здоровью становится приоритетным направлением в деятельности учителя, работающего с детьми младшего школьного возраста. Эффективным средством реализации формирования среди младших школьников ценностного отношения к здоровью выступает внеурочная деятельность, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса в условиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Занятия внеурочной деятельностью являются добровольным, самостоятельным выбором ребенка, обеспечивают занятость обучающихся во второй половине дня и позволяют раскрыть их потенциал. Обучающиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, различные мероприятия, в ходе которых они научатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения.
При разработке системы воспитательных мероприятий и выборе наиболее подходящих для работы, необходимо основываться на проведение диагностических мероприятий с целью выявления факторов, которые влияют на уровень культуры здоровья; проблем исходного уровня культуры здоровья школьников, определение ключевых потребностей; ведущего канала восприятия.
Наиболее высокий уровень самостоятельности школьникам позволяет обеспечивать проектная деятельность, в ходе которой учащиеся выступают в роли создателей и исполнителей проекта. Данная форма работы удовлетворяет главную возрастную потребность младшего школьного возраста – дает возможность почувствовать себя взрослым, проявить себя в социально-значимой деятельности. В результате проектной деятельности формируются такие навыки, как умение постановки задач, рациональное распределение работы, сотрудничество, а также происходит решение специальных воспитательных задач.
Читать дальше
1. Баль, Л.В. , Барканова, С.В. Здоровьесберегающая педагогика [Текст] / Л.В.Баль, С.В.Барканова. – М.: Владос, 2003 – 190с.
2. Буганов, А. А. Экологические риски отношения здоровья в Ямальском регионе /А.А. Буганов. – Москва : Спутник, 2014 – С. 3-8.
3. Вербицкий, А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования/ А.А. Вербицкий // Высшее образование в России. – 2010 – № 5 – С. 32-37.
4. Давыдова, М.В. Педагогическое сопровождение формирования основ здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие [Текст] / М.В.Давыдова, - Челябинск, «Искра-Профи», 2013 – 101с.
5. Дерябин, В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность: психофизиологические очерки / В. С. Дерябин. –Москва : URSS, 2010 – 202 с.
6. Здоровьесберегающие технологии в системе общего образования Ставропольского края [Текст] / Под ред. Г.М. Соловьева. – Ставрополь: Сервисшкола. – 2003 – 496с.
7. Иванов, Д. А. Формирование культуры здоровья младших школьников как педагогическая проблема / Д. А. Иванов. – Москва: Чистые пруды, 2009 – 32 с.
8. Кудаланова, Л. П. Структура и особенности культуры здоровья детей младшего школьного возраста / Л.П. Кудаланова // Фундаментальные исследования. – 2013 – № 1 – с. 623-627.
9. Лядова, С. А. Формирование здорового образа жизни учащихся начальной школы: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / С. А. Лядова. – Барнаул, 2000 – 19 с.
10. Маркина Н.М. Путь к здоровью / Н.М. Маркина. – М.: Экспо, 2009– 139 с.
11. Психологический словарь: в 2 томах / сост. М. И. Еникеев. – Москва: Русский язык, 2013 Т. 2 – 739 с.].
12. Сарсембенова, Г. Д. Особенности организации внеурочной работы в начальной школе / Г. Д. Сарсембенова, А. Д. Абилхаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 916-919. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34538/ (дата обращения: 25.11.2022).
13. Технологии внеурочной деятельности обучающихся [Электронный ресурс] : учебное пособие. – Барнаул : АлтГПУ, 2019
14. ФГОС НОО (от 31 мая 2021 г. № 286) [электронный ресурс] URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 25.11.2022).
15. Филиппова, С. О. Стандартизация образовательной деятельности в области физической культуры. О профессиональной компетентности педагога / С.О. Филиппова // Дошкольное воспитание. – 2010 – № 7 – С. 12– 19
16. Хамидуллина, М. А. Формирование у младших школьников ценностного отношения к здоровью // Инструктор по физкультуре. – 2018 – № 4 - С. 20-24
17. Шамова, Т.И. Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе [Текст] / Т.И.Шамова. – М.: Изд-во УЦ "Перспектива". – 2008 – 279с.
18. Щедрина, А. Г. Здоровьесбережение: пособие для учителя/ А. Г. Щедрина. – Красноярск: Ритм, 2019 – 169 с.
19. Эльконин, Д. Б. Педагогика развития: проба как конструкт образовательной системы/ Д.Б. Эльконин // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление / Краснояр. гос. ун-т. –Красноярск, 2013 – С. 45-54.
20. Яшина Л.Д. Педагогика здоровья / Л.Д. Яшина. – Краснодар: ЭпиТек, 2012 – 142 с.
Читать дальше