Содержание Введение 3 Глава I. Теоретические аспекты изучения развития памяти дошкольников с нарушениями интеллекта средствами игры 6 1.1. Сущность понятия «память» в психолого-педагогических исследованиях 6 1.2. Роль игровых средств в развитии памяти дошкольников с нарушением интеллекта 13 Выводы по главе I 21 Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию памяти дошкольников с нарушением интеллекта средствами игры 22 2.1. Исследование уровня сформированности памяти дошкольников с нарушением интеллекта 22 2.2. Реализация коррекционной работы по развитию памяти у дошкольников с нарушением интеллекта средствами игры 29 Выводы по главе II 38 Заключение 39 Список используемых источников 41 Приложения 48

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ

курсовая работа
Психология
40 страниц
88% уникальность
2022 год
4 просмотров
Липка А.
Эксперт по предмету «Специальная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Содержание Введение 3 Глава I. Теоретические аспекты изучения развития памяти дошкольников с нарушениями интеллекта средствами игры 6 1.1. Сущность понятия «память» в психолого-педагогических исследованиях 6 1.2. Роль игровых средств в развитии памяти дошкольников с нарушением интеллекта 13 Выводы по главе I 21 Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию памяти дошкольников с нарушением интеллекта средствами игры 22 2.1. Исследование уровня сформированности памяти дошкольников с нарушением интеллекта 22 2.2. Реализация коррекционной работы по развитию памяти у дошкольников с нарушением интеллекта средствами игры 29 Выводы по главе II 38 Заключение 39 Список используемых источников 41 Приложения 48
Читать дальше
Негативной тенденцией последних лет является стабильное увеличение числа детей дошкольного возраста, имеющих нарушения интеллекта. Необходимым условием умственного развития ребенка являются постоянное накопление и обогащение его чувственного опыта, который формируется в процессе восприятия и переработки внешней информации о реальной действительности. Сложные образования поступающей информации непосредственным образом связаны с процессами фиксации и актуализации в системе памяти. Специальные психологические исследования развития памяти дошкольников с ограниченными возможности здоровья (ОВЗ), указывают на недостатки в развитии их непроизвольной и произвольной, слуховой и других видов памяти.


Нужна помощь в решении задач ? Обратитесь к специалистам Work5.


. Значительное количество работ видных отечественных ученых были посвящены изучению особенностей памяти человека. С.Г. Рубинштейн, А.Г. Маклаков, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский и др. посвятили свои исследования именно этой проблеме. Т.А. Власов, В.С. Лубовский, Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер занимались проблемами детей с нарушением интеллекта. В их работах указывается на то, что развивать память детей с нарушением интеллекта лучше всего посредством игры. Все вышесказанное указывает на актуальность исследования по теме: «Развитие памяти дошкольников с нарушением интеллекта средствами игры» и позволило определить объект, предмет и гипотезу исследования. Объект исследования: память дошкольников с нарушениями интеллекта. Предмет исследования: развитие памяти дошкольников с нарушениями интеллекта. Гипотеза исследования: при проведение коррекционной работы посредством игровых технологий уровень развития памяти дошкольников с нарушениями интеллекта может увеличиться. Цель исследования: изучить особенности развития памяти у дошкольников с нарушениями интеллекта. Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования; 2. Провести диагностику уровня развития памяти у детей с интеллектуальными нарушениями; 3. Разработать и апробировать программу по коррекции уровня развития памяти у детей с интеллектуальными нарушениями. Теоретической основой исследования послужили работы П.Я.Гальперина, А.Н. Леоньева, С.Л. Рубенштейна, Л.С. Выготского и др. [6, с. 16], в которых обосновываются психологические основы работы с детьми дошкольного возраста по формированию памяти, а также исследования Т.А.Власова, В.С. Лубовского, М.С. Певзнера и др. [27, с. 46; 28, с. 17], предлагающие различные методы работы с детьми с ЗПР. Методы исследования: Теоретические методы: сравнение, обобщение, систематизация, анализ. Эмпирические методы: опрос, определение среднего арифметического значения. База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №54 «Чиполлино». Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и систематизации материала по теме исследования. Практическое значение исследования состоит в том, что результаты могут быть использованы в работе педагогов-психологов, работающих в сфере специального (дефектологического) образования в ходе реализации работы по развитию памяти у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Читать дальше
Данная исследовательская работа была проведена с целью изучения особенностей развития произвольной памяти у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством игры. Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеют определенные особенности. Как показали исследования, дети дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осваивают все новое довольно медленно, только лишь после многочисленных повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не могут вовремя использовать приобретенные знания и умения на практике. Слабость мышления, мешающая детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выделить главное в подлежащем запоминанию материале, связать между собой отдельные его части и отбросить случайные, побочные ассоциации, резко снижает качество их памяти. На основе изучения психолого-педагогической и научно-методической литературы была проведена экспериментальная работа по психологической диагностике и коррекции произвольной памяти у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В эксперименте участвовало 8 детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет. Во время констатирующего и контрольного экспериментов была проведена диагностика, включающая в себя комплекс методик для изучения исходного и контрольного уровня сформированности развития произвольной памяти. Исследовательская работа проводилась с января по март 2022 года с детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с которыми проводилась каждодневная образовательная деятельность в условиях дошкольной образовательной организации. Систематически с детьми организовывались и проводились игры, как наиболее доступный и привлекательный вид деятельности, который позволяет детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обеспечить ситуацию успеха и способствует развитию произвольной памяти. В процессе частичной апробации программы было выявлено, что использование игры действительно является одним из эффективных средств развития произвольной памяти у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Это подтверждают результаты сравнительного анализа экспериментальной работы, а именно выявление положительной динамики в уровне развития произвольной памяти. При целенаправленной коррекционно-развивающей работе, в частности, по формированию специальных приемов запоминания, развитию познавательной активности и саморегуляции, возможно существенное улучшение памяти детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Коррекционно-развивающая работа должна сопровождать весь процесс обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). При правильной организации специального обучения и воспитания, многие дефекты развития могут быть скоррегированы и предупреждены. Полученные результаты дают основание считать, что включение в коррекционно-развивающий процесс игру действительно с большей эффективностью способствует развитию произвольной памяти у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Таким образом, выдвинутая гипотеза подтверждена, задачи решены, цель исследовательской работы достигнута.
Читать дальше
1. Акимова Л.Н. Значение игры для психического развития детей с интеллектуальными нарушениями / Л Н. Акимова // Проблемы современной науки и образования. – 2014. - № 6 (24). – С.45-53. 2. Акинина С.И. Методическая разработка алгоритма развития произвольной памяти у старших дошкольников / С.И. Акинина // Альманах мировой науки. – 2018. - № 1(21). – С. 100-101. 3. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Р.Аткинсон. – М.: Педагогика, 2015. – 300 с. 4. Бизина А.Е. Развивающая игра как средство интеллектуального развития старших дошкольников / А.Е. Бизина // Modern science. – 2020. - №11. С. 298-301. 5. Болдырева Л.А. Особенности психических процессов у детей с нарушением интеллекта / Л. А. Болдырева // Проблемы науки. – 2015. – № 8 (38). – С.107-110. 6. Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии / Г.В. Бурменская. – М.: Педагогика, 2015. – 300 с. 7. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка [Электронный ресурс] / Л. С. Выготский. − Электрон. журн. − По материалам «Журнала психологического общества им. Л. С. Выготского» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dob.1sept.ru/article.php?ID=20050 0510 (дата обращения: 12.11.2022). 8. Гаган С.Г. Дидактическая игра как средство развития памяти у умственно отсталых дошкольников / С.Г. Гаган, Г.В. Куликова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2012. - №27. – С. 18-21. 9. Галасюк И. Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка: учеб. пособие для СПО / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. — М.: Юрайт, 2019. — 179с. 10. Галкина И.А. Дидактическая игра как средство развития памяти дошкольников / И.А. Галкина, Е.В. Никифорова // Молодежь в науке: новые аргументы. Сборник научных работ II-го Международного молодежного конкурса. Часть III. Отв.ред. А.В. Горбенко. 2015. Издательство: Научное партнерство «Аргумент». Липецк. 2015. – С. 85-88. 11. Гордон Е.В. Особенности развития процессов памяти у детей / Е.В.Гордон //Дошкольное воспитание. – 2015. – №9. – С. 58–63. 12. Горностаева А.С. Развитие произвольной памяти дошкольников с задержкой психического развития с использованием сказкотерапии / А.С.Горностаева // Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, инновации. Материалы XIII всероссийской научно-практической конференции: в 3-х частях. Часть I. 2019. Издательство: Издательский дом «Державинский». 14-15 ноября 2019. – С. 151-154. 13. Гуляева Е.В. Компьютерные игры в жизни дошкольников / Е.В. Гуляева, Ю.А. Соловьева // Психологическая наука и образование. – 2012. – №2. – C. 5–12. 14. Дашковская О. Стандарты условий, а не результатов предлагаются дошкольному образованию / О. Дашковская // Официальные документы в образовании. – 2013. - № 22 – С. 5 - 7. 15. Демиденко Я.С. Развите памяти у дошкольников с ЗПР в процессе игровой деятельности / Я.С. Демиденко // Modern science. – 2022. - №3-1. С.240-244. 16. Дербенева К.А. Специфика словесно-логической памяти младших школьников с задержкой психического развития / К.А. Дербенева, Е.С.Федосеева // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. – 2021. – № 2-2(37). – С. 91-93. 17. Ермакова О.Е. Развитие памяти дошкольников как психолого-педагогическая проблема / О.Е. Ермаков, О.А. Фролушкина // Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития. Материалы II международной конференции (очно-заочной). Ответственный редактор: Е.В. Сахарова. 2016. Борисоглебск. 17-18 ноября 2016. – С. 242-245. 18. Заркенова Л.С. Роль приемов мнемотехники в коррекционной работе по развитию памяти у дошкольников с задержкой психического развития / Л.С. Заркенова, А.Т. Арбабаева, С.Ж. Алшынбаева // Научный альманах. – 2020. - №10-1 (72). – С. 41-44. 19. Зотова Т.В. Развитие мнемических способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ / Т. В. Зотова, Е. О. Будаева // Системогенез учебной и профессиональной деятельности : Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции, Ярославль, 19–20 ноября 2018 года / Под редакцией Ю.П. Поваренкова. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2018. – С.48-51. 20. Иванова О.Б. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие произвольной памяти дошкольников / О.Б. Иванова // Вестник образовательного консорциума. Среднерусский университет. Гуманитарные науки. – 2020. - №16. – С. 21-22. 21. Игнаткина Н.А. Условия корррекции памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития / Н.А. Игнаткина, Д.С. Сомов // Инновации. Наука. Образование. - 2022. - №51. – С. 2090-2095. 22. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников. -М.: Вентана-Граф, 2012. -156 с. 23. Казакова О.В. Формирование коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста в процессе театрализованно-игровой деятельности / О. В. Казакова, Л. А. Пепик // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии : Материалы XI Международной научно-практической конференции в рамках Объединенной научно-практической конференции, Череповец, 12 октября 2018 года/ Под редакцией О.А. Денисовой. – Череповец: Череповецкий государственный университет, 2019. – С. 83-89. - Демиденко 24. Колесникова Г. И. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учеб. пособие для СПО / Г. И. Колесникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 176 с. 25. Кочеткова, Т. В. Особенности формирования игровой деятельности у детей с проблемами в интеллектуальном развитии / Т. В. Кочеткова // Проблемы педагогики. – 2017. – № 2 (25). – С. 48 – 52. 26. Лебединский В. В., Лебединская К. С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте: учебное пособие для вузов. − М.: Академический проект, 2018. − 303 с. 27. Левченко И.Ю., Дубровина Т.И. Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти. М., 2016. - 144 с. 28. Лосева С. М. Логопедическая работа с умственно отсталыми дошкольниками. — М.: Редкая птица, 2020. — 160 с. 29. Лукьянова И.Е. Адаптивная коррекционно-развивающая среда как компонент программы развития высших психических функций лиц с ограниченными возможностями здоровья / И.Е. Лукьянова, Е.А. Сигида, С.Н.Утенкова // Специальное образование. – 2019. - № 1 (53). – С. 41–53. 30. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб., 2020. - 320 с. 31. Максимова С.Ю. Формирование игровой деятельности у детей 5-6 лет с задержкой психического развития средствами музыкально-двигательного воспитания / С. Ю.Максимова, С. С. Животова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2012. – № 7(89). – С. 89-93. 32. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учеб. пособие для вузов / И. И. Мамайчук. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 318 с. 33. Матвеева А.Л. Развитие у дошкольников памяти через использование игровой деятельности / А.Л. Матвеева // Интерактивная наука. – 2021. - № 10 (65). – С. 38-39. 34. Мишустина А.В. Особенности развития памяти дошкольника с задержкой психического развития / А.В. Мишустина, Ю.С. Кудрина // Актуальные проблемы естественных наук. Материалы Международной заочной научно-практической конференции. Том 3. Отв.редактор В.Б. Максименко. 2015. Издательство: Тамбовская региональная общественная организация «Общество содействия образованию и просвещению «Бизнес – Наука – Общество». Тамбов. 17 марта 2015. – С.212-216. 35. Монтессори М. Мой метод / М.Монтессори. - М.: АСТ, Астрель, 2016. - 117 с. 36. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры / Б.П.Никитин. 3-е изд.,доп. - М.: Просвещение, 2012. - 160 с. 37. Никитина О.А. Об опыте реализации программы развития произвольной памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством мнемотехник / О.А. Никитина, Н.А. Пешкова // Экология, здоровье и безопасность в современном образовательном пространстве. Сборник научных трудов по результатам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018. Магнитогорск. 30-31 мая 2018г. – С. 128-131. 38. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности. Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 2012. – 144 с. 39. Сухова М.М. Методические разработки коррекционных игровых занятий по развитию осязательной памяти у дошкольников с интеллектуальной недостаточность / М.М. Сухова // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. – 2018. - №1. – С. 86-91. 40. Фадеева А.С. Использование дидактической игры для изучения памяти умственно отсталых дошкольников / А.С. Фадеева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2012. – № 27. – С.39-43. 41. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., № 1155 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения: 16.11.2022). 42. Шабалина Н.Н. Развитие процессов памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.Н. Шабалина // Логопедия: современный облик и контуры будущего. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Москва, 2021. Издательство: Московский педагогический государственный университет. Москва, 01-02 ноября 2021. – С. 381-386. 43. Шайхадарова Р. Ф. Альтернативные средства общения лиц с двойными сенсорными нарушениями / Р. Ф. Шайхадарова // Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Пенза: Наука и просвещение, 2018. – С. 93–95. 44. Шамина Н.Г. Игра как средство развития произвольной памяти у старших дошкольников / Н.Г. Шамина, Р.А. Яббарова // Инструменты и механизмы современного инновационного развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях. Част 2. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна». Уфа. 25 марта 2016. – С. 258-260. 45. Шашкина Г. Р. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: логопедическая ритмика. — М.: Юрайт, 2020. - 216 с. 46. Шкрябко И.П. Развитие памяти дошкольников / И.П. Шкрябко // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Том. 1. Редколлегия: О.Н. Широков и др. 2017. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». Чебоксары. 18 июня 2017 года. – С. 236-239. 47. Шутова А.И. Целесообразность использования компьютерных игр в развитии зрительной памяти дошкольников / А.И. Шутова // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков и др. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». Чебоксары. 23 апреля 2018. – С. 90-91. 48. Ярецкая А.Ю. Развивающая игра как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста в условиях компьютеризации современного российского общества / А.Ю. Ярецкая // Известия ВГПУ. - 2016. - № 2 (271). - С. 21- 23.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Нестандартные формы и методы рекламы на примере ИКЕА
Количество страниц:
27
Оригинальность:
90%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Реклама и PR
курсовая работа
-
Количество страниц:
40
Оригинальность:
67%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Менеджмент
курсовая работа
«Разработка планирование реагирования на чрезвычайную ситуацию»
Количество страниц:
25
Оригинальность:
68%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Чрезвычайные ситуации
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image