Понадобилась контрольная работа срочно на заказ в Перми ? Обратитесь в Work5.
Люди сталкиваются с этой проблемой в разные возрастные периоды, в детстве, подростковом и юношеском возрасте, даже во взрослой жизни. Очень важно уметь общаться с людьми в подростковом возрасте, когда активно решаются проблемы с личностным и профессиональным развитием. Без сформированных коммуникативных навыков сложно строить отношения, сдавать экзамены, адаптироваться к учебной деятельности и реализовать себя в будущей профессии. Вышеизложенное свидетельствует о том, что решение коммуникативных проблем является важной социальной задачей, требующей решения. Юношество – это возраст, когда круг общения значительно расширяется. В конце подросткового возраста человек ориентируется на овладение профессией [5]. По утверждению авторов Мухиной В.С., Гамезо М.В., Петровой Е.А., Хухлаевой О.В., на данный период приходится так называемый пик межличностного общения [7]. Человеческие отношения возникают и развиваются на основе определенных чувств, которые люди испытывают друг к другу. Эмоции и чувства играют регулирующую роль во взаимодействиях между людьми, поскольку выступают как норма поведения, как стремление вести себя определенным образом по отношению к определённым людям. В психологии существует ряд авторов, занимающихся изучением особенностей подросткового и юношеского возраста Л.С. Выготский, Ж.Пиаже, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Д.И Фельдштейн. Можно отметить, что среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с межличностными отношениями. Актуальность проблемы межличностных отношений в подростковом возрасте заключается в том, что в этом возрасте определяются особенности взаимоотношений личности с окружающими, влияющие на её формирование и развитие, а также на развитие индивидуальности; в действиях личности формируется совокупность норм, правил и форм поведения, личность утверждает своё место в обществе. Объект исследования: межличностные отношения. Предмет исследования: особенности межличностных отношений в юношеском возрасте. Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений в юношеском возрасте. Задачи исследования: 1. Изучить состояние теоретической разработанности проблемы особенностей юношеского возраста в психологии. 2. Эмпирически изучить особенности межличностных отношений в юношеском возрасте. 3. Сформулировать выводы. Гипотеза исследования: в юношеском возрасте существуют различия в межличностных отношениях у юношей и девушек. Методологическую основу исследования составляют принцип детерминированности, единства психики и действия, принцип объективности, принцип развития, принцип системности и принцип логичности. Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования; метод тестирования; методы математической статистики. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно позволяет расширить и уточнить представление о межличностных отношениях юношеского возраста. Теоретические и экспериментальные результаты являются значимыми для психологии личности. Практическая значимость заключается в том, что полученные в ней данные позволяют определить пути оптимизации проблемы межличностных отношений в социуме. Результаты исследования могут быть использованы в практике работы психологов средних образовательных учреждений для диагностики особенностей межличностных отношений. Научная новизна исследования заключается в следующем: установлено, что сверстники являются субъектом сложного общения в подростковом возрасте, что свидетельствует о слабом развитии навыков социального восприятия: низком уровне развития способности понимать собеседника, развитии эмпатия, идентификация, психологическая интуиция, наблюдение и так далее