Введение 2 Глава 1 Теоретические аспекты особенности межличностного общения в юношеском возврате 5 1.1 Межличностные отношения в трудах отечественных и зарубежных психологов 5 1.2 Психологические особенности юношеского возраста 11 1.3 Взаимоотношения подростков в учебном коллективе 13 Выводы по главе 1 21 Заключение 23 Список использованной литературы 28

Опыт эмпирических исследований трудностей межличностного общения в юношеском возрасте

курсовая работа
Психология
30 страниц
88% уникальность
2022 год
4 просмотров
Нургалиева Н.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 Глава 1 Теоретические аспекты особенности межличностного общения в юношеском возврате 5 1.1 Межличностные отношения в трудах отечественных и зарубежных психологов 5 1.2 Психологические особенности юношеского возраста 11 1.3 Взаимоотношения подростков в учебном коллективе 13 Выводы по главе 1 21 Заключение 23 Список использованной литературы 28
Читать дальше
Для нормального функционирования в современном обществе человеку необходимо огромное количество навыков и компетенций, одной из которых является коммуникативная компетенция. Искусство общения, умение относиться к людям, находить к ним подход необходимо каждому. Эта способность является основой жизненного и профессионального успеха. Однако не все люди способны общаться, взаимодействовать, понимать друг друга, что свидетельствует о наличии коммуникативных проблем, затруднений в общении.


Понадобилась контрольная работа срочно на заказ в Перми ? Обратитесь в Work5.


Люди сталкиваются с этой проблемой в разные возрастные периоды, в детстве, подростковом и юношеском возрасте, даже во взрослой жизни. Очень важно уметь общаться с людьми в подростковом возрасте, когда активно решаются проблемы с личностным и профессиональным развитием. Без сформированных коммуникативных навыков сложно строить отношения, сдавать экзамены, адаптироваться к учебной деятельности и реализовать себя в будущей профессии. Вышеизложенное свидетельствует о том, что решение коммуникативных проблем является важной социальной задачей, требующей решения. Юношество – это возраст, когда круг общения значительно расширяется. В конце подросткового возраста человек ориентируется на овладение профессией [5]. По утверждению авторов Мухиной В.С., Гамезо М.В., Петровой Е.А., Хухлаевой О.В., на данный период приходится так называемый пик межличностного общения [7]. Человеческие отношения возникают и развиваются на основе определенных чувств, которые люди испытывают друг к другу. Эмоции и чувства играют регулирующую роль во взаимодействиях между людьми, поскольку выступают как норма поведения, как стремление вести себя определенным образом по отношению к определённым людям. В психологии существует ряд авторов, занимающихся изучением особенностей подросткового и юношеского возраста Л.С. Выготский, Ж.Пиаже, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Д.И Фельдштейн. Можно отметить, что среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с межличностными отношениями. Актуальность проблемы межличностных отношений в подростковом возрасте заключается в том, что в этом возрасте определяются особенности взаимоотношений личности с окружающими, влияющие на её формирование и развитие, а также на развитие индивидуальности; в действиях личности формируется совокупность норм, правил и форм поведения, личность утверждает своё место в обществе. Объект исследования: межличностные отношения. Предмет исследования: особенности межличностных отношений в юношеском возрасте. Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений в юношеском возрасте. Задачи исследования: 1. Изучить состояние теоретической разработанности проблемы особенностей юношеского возраста в психологии. 2. Эмпирически изучить особенности межличностных отношений в юношеском возрасте. 3. Сформулировать выводы. Гипотеза исследования: в юношеском возрасте существуют различия в межличностных отношениях у юношей и девушек. Методологическую основу исследования составляют принцип детерминированности, единства психики и действия, принцип объективности, принцип развития, принцип системности и принцип логичности. Методы исследования:  анализ литературы по проблеме исследования;  метод тестирования;  методы математической статистики. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно позволяет расширить и уточнить представление о межличностных отношениях юношеского возраста. Теоретические и экспериментальные результаты являются значимыми для психологии личности. Практическая значимость заключается в том, что полученные в ней данные позволяют определить пути оптимизации проблемы межличностных отношений в социуме. Результаты исследования могут быть использованы в практике работы психологов средних образовательных учреждений для диагностики особенностей межличностных отношений. Научная новизна исследования заключается в следующем: установлено, что сверстники являются субъектом сложного общения в подростковом возрасте, что свидетельствует о слабом развитии навыков социального восприятия: низком уровне развития способности понимать собеседника, развитии эмпатия, идентификация, психологическая интуиция, наблюдение и так далее

Читать дальше
Общение – это деятельность, в ходе которой люди взаимодействуют, между ними складывается взаимопонимание, устанавливаются определённые отношения между людьми, участвующими в общении, по отношению друг к другу. Межличностное общение является не только необходимым компонентом деятельности, осуществление которой предполагает взаимодействие людей, но в то же время непременным условием нормального функционирования сообщества людей. Во взаимодействии людей каждый человек постоянно оказывается в роли объекта и субъекта общения. Как субъект он знакомится с другими участниками общения, проявляет к ним интерес, а может быть безразличие или неприязнь. Как субъект, решающий определенную проблему по отношению к ним, он воздействует на них. При этом он оказывается объектом, к которому они обращаются со своими чувствами, на который пытаются воздействовать. Наличие каждого участника общения одновременно в роли объекта и субъекта характерно для любого вида непосредственного общения между людьми. Межличностные отношения представляют собой систему «человек - человек» во всей многоаспектной динамике ее функционирования, в которой выделяются три основных контекста:  познавательные отношения – другой как предмет познания;  эмоциональные отношения – другой как предмет симпатии;  практические отношения – другой как предмет воздействия. Межличностные отношения юношей на протяжении всего периода развиваются и совершенствуются. Особенно интенсивное развитие общение получает в подростковом возрасте. В это время у молодых людей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений:  одна – со взрослыми;  другая – со сверстниками. Оба продолжают обучение в средних классах школы. Играя одну и ту же общую роль социализации, эти две системы отношений часто конфликтуют по своему содержанию и по регулирующим их нормам. Вовлечение подростка в орбиту уже не детских интересов побуждает его к активной перестройке отношений с окружающими. Он сам начинает больше требовать от себя и от взрослых, сопротивляется и протестует против того, чтобы с ним обращались как с ребенком. Подросток просит расширения его прав в соответствии с его обязанностями, подчеркнутыми взрослыми. Однако тот факт, что подростки сохраняют в своей психологии и поведении многие чисто детские черты, в частности, недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям, а также отсутствие у них способности действовать ответственно и самостоятельно, зачастую препятствует быстрому изменению отношения к себе. подростка к взрослому. Отношения со сверстниками, как правило, строятся как равноправные партнерские и регулируются нормами равноправия, тогда как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Он начинает больше времени проводить со сверстниками, так как общение со сверстниками начинает приносить больше пользы подростку и отвечать его текущим интересам и потребностям. Группы сверстников, разделенные в подростковом возрасте, становятся более устойчивыми, отношения между детьми начинают подчиняться более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, волнующих подростков, возможность открыто обсуждать их, не опасаясь насмешек и находясь на равных со сверстниками, делает среду в этих группах более привлекательной для детей, чем для сообщества взрослых. На первом месте в отношениях подростков стоит товарищество, которое включает в себя уважение личного достоинства другого, равноправие, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. В то же время подростки осуждают эгоизм, жадность, нарушение слова, предательство товарища, заносчивость, стремление командовать, нежелание считаться с мнением товарищей. В группах подростков обычно устанавливаются лидерские отношения. Подросток всегда особенно дорожит личной дружбой с лидером и старается завоевать ее любой ценой. Схожесть интересов и поступков – важнейший фактор дружеского сближения подростков. А иногда симпатия к другу, желание подружиться с ним являются причиной возникновения интереса к этому делу, возникновения новых познавательных интересов. Дружба активизирует общение подростков, улучшает их личные отношения. В конце полового созревания парни интересуются подругой противоположного пола. На этой основе у них возникает желание стать лучше, возникает потребность в самосовершенствовании. В этом возрасте большинство детей начинают заниматься самообразованием. С усложнением содержания совместной деятельности и структуры коллектива меняется групповой статус личности, который определяется их деловыми и моральными качествами, в том числе отношением к коллективу, уровнем социальной ответственности и др. В классах с низкой сплоченностью, социометрический выбор коммуникабельности молодежи, тогда как в группах с высокой сплоченностью даже предпочтения в сфере личных отношений зависят от отношения к коллективу. Все, что определяет статус подростка в команде, оказывает сильное влияние на его поведение и самооценку. Неблагоприятное положение в коллективе класса является одной из основных причин, по которой дети бросают школу и подвергаются сильному влиянию вне школы. Замкнутость трудного подростка в классе может быть не только причиной, но и следствием выделения из коллектива, пренебрежения своими целями и нормами поведения и т. д. Тем важнее для педагога ясно видеть структуру межличностных отношений в классе, чтобы своевременно положительно влиять на их развитие. Высокий уровень благополучия в межличностных отношениях возможен при условии благоприятного психологического климата в коллективе, который во многом зависит от стиля педагогического руководства и стиля педагогического общения. Оптимальным стилем воспитательного руководства является демократический, благодаря которому создаются предпосылки для формирования у учащихся чувства собственного достоинства, уверенности в себе, самостоятельности и творческой инициативы, успешного развития дружеских отношений и воспитания уважения к окружающим. - взрослые и сверстники. Это наилучшая основа для общения-диалога, общения, основанного на увлеченности совместной творческой деятельностью воспитателя и детей, в результате чего повышается сплоченность коллектива, происходит дальнейшее улучшение межличностных отношений, повышение социального статуса каждого из его членов. В ходе изучения влияния статусного положения ребенка в группе на формирование его уровня самооценки можно сказать, что моя гипотеза подтвердилась, так как результаты показывают, что чем выше статус ребенка в группе, тем выше уровень самооценки, выявленный в ходе экспериментов. Изучение природы человеческих отношений — непростая задача. Особенно трудно решить ее в детских коллективах. В нашей работе мы попытались решить одну достаточно важную задачу - процесс воздействия отношений между детьми, в его обыденной, бытовой форме, а именно те его стороны, которые раскрываются в непосредственном общении подростков, в совместной деятельности разнообразный характер, на формирование у студента уровня самооценки и, следовательно, на уровень его притязаний. Проведенные исследования также дают материал для дальнейшего, более глубокого изучения межличностных отношений как в данном юношеском, так и в других возрастах при условии дополнительного изучения особенностей соответствующего возраста предполагаемых испытуемых. Они также дают материал для работы как непосредственно в изучаемой группе, так и в других, аналогичных группах среди молодых людей.
Читать дальше
1. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студ. пед. ин–тов./ Под ред. А.В. Петровского. М.; Просвещение, 2018.–214c. 2. Выготский Л.С. Психология.– М.: Апрель Пресс: ЭКСМО – ПРЕСС, 2018.–1008С.– (Серия «Мастера психологии»). 3. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.: Просвещение, 2019.– 80с. 4. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений.–Мн.; Народная асвета,2019.– 318с. 5. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция: учеб. пособие.– СПб.: Питер, 2018.–480с. 6. Кон И.С. Психология юношеского возраста( Проблемы формирования личности) Учеб. пособие для студ. пед.ин–тов. М.; Просвещение,2019.–175с. 7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) – М.: Изд. УРАО, 2018.– 176с. 8. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка ( под ред. Рузаковой А.Г. – М. Изд. «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «Модек», 2019.–384с. 9. Мухина В.С.Возрастная психология, феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов.–4–е изд.–М.: Академия,2018.–456с. 10. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – СПб.: Питер, 2020.– 640с. 11. Общение и формирование личности школьника. Под ред.А.А. Бодалева, Р.Л. Кричевского.– М.: Педагогика.–2019.–152с. 12. Психология и учитель: Перевод с англ.(Гутомюстенберг; перевод А.А.Громбах.) М.: «Совершенство». 2017.– 320с. 13. Психология подросткового и юношеского возраста.– СПб.Питер,2020.– 624с. 14. Психология современного подростка./ Под ред. Д.И. Фельдштейна.–М.: Педагогика,2017.–240с. 15. Райс Филипп. Психология подросткового и юношеского возраста.– 8–е междунар. изд.– СПб.: Изд–во Питер, 2020.–624с., ил.– (Серия «Мастера психологии»). 16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.– СПб.: Питер, 2019.–720с.: ил.– (Серия «Мастера психологии»). 17. Словарь психолога–практика / сост. С.Ю. Головин.– 2–е изд., перераб. и доп.– Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2021.–976с.– (Библиотека практического психолога). 18. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум: Учеб. пособие.– 3–е изд., доп. и перераб.– Ростов–Н/Д: Феникс, 2019.–704с. 19. 23. Фридман Л.М. психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей.– М.: Изд–во Ин–та Психотеропии, 2020.–480с.– (Серия «Советы психолога»). 20. 1.Абрамова, Г. С. Возрастная психология/ Г. С Абрамова – М: Академ, проект, 2021 – 704 с. 21. 2.Абульханова–Славская, К.А. Деятельность и психология личности/ К.А. Абульханова–Славская.–М.:Наука,2017.– 334 с. 22. 3.Белый, А. Душа самосознающая/ А.Белый; сост. Э.И.Чистякова.–М.:Какон,2018. 23. 4.Донцов, А.И. О понятии группы в социальной психологии// Социальная психология: Хрестоматия/ Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая – М, 2017. 24. 5.Дубовская, Е.М., Тихомандрицкая, О.А. О стратегиях работы психолога в школе// Социальная психология: Хрестоматия/ Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая – М, 2017. 25. 6.Еникеев, М.И. Общая и социальная психология. – М., 2020. 26. 7.Кулагина,И.Ю., Колюцкий,В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2017. 27. 8.Майерс, Д. Социальная психология. – СПб, 2018. 28. 9.Мудрик, А.В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих. – М, – 2019. – 52 с. 29. 10.Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. – М., 2017, Кн.1; 30. 11.Обозов, Н.Н. Психологическая культура отношений: метод.пособие/ Н.Н.Обозов;Междунар.акад.психол.наук,Авт.шк.практ.психологии.Спб.:Шк.практ.психологии,2017. 31. 12.Основы конструктивного общения/ сост. Т.Г. Григорьева и Т.П. Усольцева. – М., Новосибирск, 2017. 32. 13.Практическая психодиагностика / сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2018. 33. 14. Социальная психология малой группы / под ред. Р.Л. Кричевского и Е.М. Дубовской – М., 2021. 34. 15.Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2021. 35. 16.Шмелев, А.Г. Основы психодиагностики – М.; Феникс, 2017. 36. 17.Вульфов, Б.З., Иванов В.Д. Социальная педагогика как научная дисциплина и учебный предмет.// Педагогика, 2020. №8. –100–102 с. 37. 18.Коломинский, Я.Л., Реан А.А. Социальная педагогическая психология. – СПб.: ЗАО "Издательство "Питер", 2017. – 416с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Неформальные молодежные организации и их влияние на социализацию личности подростка.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Социальная педагогика
курсовая работа
обогащение опыта эмоциональных отношений младших школьников во внеурочной деятельности
Количество страниц:
23
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Педагогика
курсовая работа
Учет оборотных активов организации ООО «Им.Мичурина»
Количество страниц:
40
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Бухгалтерский учет
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image