Введение 3
1.Общая характеристика Конституции РФ 5
1.1 История создания Конституции Российской̆ Федерации 5
1.2 Понятие и сущность Конституции РФ 9
2. Конституционно-правовое регулирование изменения Конституции и принятия поправок к ней 13
2.1 Конституционная реформа 2020 и российский парламентаризм 13
2.2 Политико-правовые итоги конституционной реформы 2020 года в России 16
2.3 Эволюция порядка пересмотра конституции РФ и внесения в нее поправок: значение и актуальные проблемы 19
Заключение 22
Список использованных источников 24
Читать дальше
С точки зрения научного сообщества «идеальная» Конституция государства представляет собой документ, в котором отражены «высшие ценности», то есть тот идеал, к которому государство должно стремиться в своем развитии.
Однако в представленном законопроекте по изменению действующей Конституции не были закреплены хоть какие-либо «высшие ценности», при этом указанные в статье 2 действующей Конституции утверждение, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» носят явно декларативный характер и резко диссонируют с правоприменительной практикой и правовой политикой государства.
Кроме этого, в представленном проекте отсутствуют нормы по закреплению принципов единой системы публичной власти», а также выстраивание эффективного взаимодействия государственных и муниципальных органов, расширение и укрепление полномочий и реальной «возможности местного самоуправления.
Обоснованием для данного вывода является то, что в указанный проект по изменению Конституции России не были внесены поправки:
Во-первых, о «высшие ценности» российского общества, о которых было упомянуто выше и, которые направлены на сплочение общества, установления необходимого правового баланса между интересами общества, государства и отдельного гражданина, а также для определения «общественного идеала». Здесь под «общественным идеалом» подразумевается такое качественное изменения состояния общественной жизни, к которому стремятся все члены российского общества.
Во-вторых, об улучшении экономического благосостояния российского народа и экономической независимости страны, например, от иностранных поставок товаров, либо о взятии курса страны на индустриализацию. Здесь под индустриализацией подразумевается строительство государственных предприятий, либо предприятий, основанных на частно-государственном партнерстве с российским бизнесом, обеспечением граждан страны рабочими местами и возможностью для реализации их права на труд.
В-третьих, о персональной юридической ответственности должностных лиц государства, например, за неэффективное расходование бюджетных денежных средств, например, их полную материальную ответственность.
В-четвертых, об изменении законодательства о недрах и природных ресурсах, например, на запрет их передачи иностранным компаниям, либо по ограничению их использования частными лицами.
В-пятых, о социальных гарантиях для граждан страны, которые могли бы качественно изменить жизнь российского народа, порождаю у каждого человека и гражданина уверенность в своем будущем и своих детей.
Таким образом, данную конституционную реформу можно рассматривать как конституциональную, то есть реформу по изменению границ действия государственной власти для отдельных должностных лиц и властных органов.
Российское государство гарантирует каждому свободу совести и свободу вероисповедания. Гарантируются, свобода мысли и слова, свобода массовой информации. В Российской Федерации запрещается цензура. Каждый имеет право законным способом распространять информацию.
В современной политической науке преобладает партиципаторный подход к взаимоотношениям индивида и власти. Он лишен крайностей и не рассматривает личность как изолированного, независимого от общества индивида. Проблема прав человека в этом подходе усматривается не только и не столько в ограждении индивида от государственного вмешательства, а в использовании государства в целях создания наилучших условий свободного существования и развития личности.
Читать дальше
) нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.08.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022)
3. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»
4. Указ Президента РФ от 21.09.1993 N 1400 (ред. от 10.01.2003) «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации»
б) научная и специальная литература (в т.ч. учебники, пособия, монографии, статьи периодических изданий);
5. Авакьян, С. А. Конституционная реформа 2020 и российский парламентаризм: реальность, решения, ожидания / С. А. Авакьян // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. – 2020. – № 3. – С. 7-33
6. Алексеев, Р. А. Конституция Российской Федерации 1993 года: понятие, функции, свойства и сущность / Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. – 2018. – № 3. – С. 13-19
7. Афанасьев В. С., Примак. Т. К. Конституция Российской̆ Федерации: история создания и перспективы развития. - Труды Академии управления МВД России. – 2019. - № 2 (50). – С. 32-38
8. Баранов, П. П. Политико-правовые итоги конституционной реформы 2020 года в России / П. П. Баранов // Северо-Кавказский юридический вестник. – 2020. – № 3. – С. 59-69
9. Баринов Э.Э. Конституционная реформа-2020: особенности процедуры и юридической техники // Конституционное и муниципальное право. - 2020. - №8. - С. 3-8
10. Безруков А. В. Роль органов публичной власти и институтов общественности в обеспечении конституционного правопорядка в России. Красноярск, 2019. - 268 с.
11. Галкин, Е. Ю. Понятие и сущность Конституции РФ / Е. Ю. Галкин // Научно-практические исследования. – 2019. – № 8-5(23). – С. 33-36
12. Зиньков, Е. Н. Эволюция порядка пересмотра Конституции РФ и внесения в нее поправок: значение и актуальные проблемы // Вестник Самарского юридического института. – 2021. – № 3(44). – С. 134-138
13. Клишас А. А. Общественный запрос в законодательном процессе // Конституционное и муниципальное право. - 2018. - № 12. - С. 47–55
14. Осавелюк, А. М. Конституция Российской Империи: понятие и сущность / А. М. Осавелюк // Вестник Московского университета МВД России. – 2020. – № 6. – С. 61-64
15. Цыгурова, Т. А. К вопросу о порядке пересмотра Конституции Российской Федерации и внесения в неё изменений / Т. А. Цыгурова, А. С. Щевелева. // Исследования молодых ученых: материалы II Междунар. науч. конф. - Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 35-37
Читать дальше