Введение 4 Глава 1 Теоретические аспекты факторов, влияющие на непроизвольное запоминание 7 1.1 Понятие памяти 7 1.2 Индивидуальные особенности памяти 9 1.3 Непроизвольное запоминание и условия его продуктивности 13 Вывод по главе 1 21 Глава 2 Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности 22 2.1 Организация эмпирического исследования 22 2.2 Обработка данных и анализ результатов эмпирического исследования 26 Вывод по 2 главе 31 Заключение 32 Библиографический список 34 Приложение 37

Факторы влияющие на непроизвольное запоминание

курсовая работа
Психология
35 страниц
71% уникальность
2022 год
16 просмотров
Мазунина М.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 4 Глава 1 Теоретические аспекты факторов, влияющие на непроизвольное запоминание 7 1.1 Понятие памяти 7 1.2 Индивидуальные особенности памяти 9 1.3 Непроизвольное запоминание и условия его продуктивности 13 Вывод по главе 1 21 Глава 2 Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности 22 2.1 Организация эмпирического исследования 22 2.2 Обработка данных и анализ результатов эмпирического исследования 26 Вывод по 2 главе 31 Заключение 32 Библиографический список 34 Приложение 37
Читать дальше
Учение о памяти — один из обязательных разделов фундаментального курса общей психологии. Но будучи «одним из», он не является рядоположным, поскольку память, как это с очевидностью следует из истории психологии, всегда занимала особое место среди психических явлений. Эта особость заключается в том, что мыслители всех эпох вплоть до конца 19 в. Видели в памяти основу психики, то есть то, без чего другие психические процессы не смогут работать, и выражали свое видение в высказываниях типа душа — это память (Платон), намерение — это память (Спиноза), личность — это память (Милль–младший). Другими словами, память в психологии исполняла роль объяснительного принципа. В 20 в.


Не получается курсовую работу написать ? Поможем справиться и с этим.


., став предметом изучения, память утратила эту роль, но не утратила свой особый статус, поскольку выяснилось, что она является универсальным интегратором психики. Однако этот фундаментальный факт практически не отражен в стандартных курсах психологии. Для данного же учебного пособия он является лейтмотивом [42]. Пояснение идеи интегративной роли памяти служит своеобразным теоретико–методологическим введением в психологию памяти. Представляется, что подобное введение обязательно должно присутствовать в фундаментальном курсе психологии для профессионалов, чтобы с самого начала обучения — а общую психологию студенты начинают изучать уже на 1‑м курсе — эксплицировать элементы методологического подхода в психологии на примере изучения такого сложнейшего психического феномена, как память. Имплицитно методологические знания, теоретико–методологические проблемы содержатся в любой фундаментальной или прикладной дисциплине, но представляется полезным обращать внимание на эти проблемы и ход их решения с тем, чтобы формировать у студентов навыки методологической рефлексии [16]. Память – одна из важнейших характеристик человеческой жизни. Ведь без памяти все события, происходящие в нашей жизни, хорошие или плохие, проходили бы через нас бесследно и, следовательно, не давали бы нам никакого опыта. Она лежит в основе всех познавательных процессов [5]. Люди, потерявшие память, буквально теряют часть себя, часть своей личности. Проблема памяти обсуждалась еще философам Древней Греции, например Платон в своем сочинении «Теэтет», сравнивал человеческую память с восковой табличкой, на которой остаётся оттиск от всего, что мы чувствуем, видим, переживаем, от всего, что хотим запомнить. В средние века уже философ Августин в своей «Исповеди» сравнивал память с палатами дворца, наполненными сокровищами воспоминаний, а органы чувств (нос, рот, глаза и т.д.) называл дверями этого дворца, через которые сокровища попадают в свои палаты, где хранятся, иногда неосознанно, пока однажды ты не пожелаешь на них посмотреть. В 20 веке Зигмунд Фрейд сравнивал память с «вечным блокнотом», аппаратом, в то время ставшим своеобразной новинкой, сегодня же являющимся скорее детской игрушкой, где с помощью палочки можно писать любую информацию, а потом легко ее стирать. Поверхность снова чиста и готова принять новую информацию, но на внутренней части блокнота остается оттиск написанного [7]. Родоначальником научного психологического анализа проблем памяти считается Г. Эббингауз. Он впервые поставил задачу экспериментального исследования памяти, разработал методы измерения мнемических процессов и в ходе своей экспериментальной работы установил закономерности, которым подчиняются процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания. Г. Эббингауз стоял на позициях ассоцианизма, память он понимал, как образование ассоциаций. П. Жане выдвинул гипотезу о социальной природе памяти человека, считая, что память могла возникнуть только в человеческом обществе. Теоретическими и методологическими основаниями исследования памяти человека с точки зрения онтогенетического подхода проводили советские учёные П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др. Другую группу работ составили фундаментальные исследования закономерностей непроизвольного запоминания, которые проводили такие ученые как П.И. Зинченко, А.А. Смирнов. Проблема памяти до сих пор не до конца изучена, и, несомненно, остается актуальной и в наше время. Лично для меня особый интерес представляет непроизвольное запоминание, по моему мнению, изучению этого вида памяти уделялось незаслуженно мало внимания, по сравнению с другими видами памяти. Цель: исследовать условия продуктивности непроизвольного запоминания. Объект: Память и ее виды. Предмет: условия продуктивности непроизвольного запоминания. Задачи: 1. Проанализировать основные научные подходы и направления в области разработки проблем памяти. 2. Рассмотреть и охарактеризовать основные виды памяти. 3. Выявить условия продуктивности непроизвольного запоминания. память непроизвольный запоминание продуктивность В процессе выполнения работы мы использовали следующие методы:  анализ литературы по проблеме исследования;  методы сбора эмпирических данных  методы интерпретации и описания данных.  анализ результатов.

Читать дальше
В заключении работы подведём основные выводы. 1. Память рассматривалась и анализировалась в рамках различных направлений и в рамках различных научных теорий. Среди основных можно отметить ассоциативный подход, подход социальный, физиологический, генетический и множество других. Без сомнения в рамках каждой теории было множество практических и без сомнения ценных наработок. 2. В современной психологии память понимается как форма психического отражения действительности, действие которой заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. В основе классификации её видов лежат характер психической активности личности, характер целей деятельности, а также время закрепления и сохранения материала. Основываясь на этих критериях учёные выделяют такие виды памяти, как двигательная и образная, произвольная и непроизвольная, кратковременная, долговременная, оперативная и др. 3. Непроизвольная память Все виды памяти подвергаются научному анализу и исследованию. Для исследования памяти применяется ряд методик, которые направлены на исследования процессов запоминания, факторов сохранения, причин забывания информации и возможности её воспроизведения. Память является одним из основных психических познавательных процессов личности человека. Она является опорой его жизни. Именно благодаря ей человек может развиваться как личность, она является основой всех познавательных процессов. Тема психологического исследования памяти человека является без сомнения интересной и актуальной и может быть предметом для дальнейшего исследования. С целью опробывания и применения теоретических знаний на практике мы провели серию экспериментов, методики и результаты которых приведены в настоящей работе. Результаты первого эксперимента, проводимого для выяснения зависимости продуктивности непроизвольного запоминания от характера деятельности человека, показали, что интенсивность непроизвольного запоминания действительно зависит от характера деятельности человека. Сравнивая полученные результаты эксперимента с результатами, полученными П.И.Зинченко, при проведении аналогичных экспериментов, установили, что они близки. Во втором эксперименте мы определяли зависимость запоминания от количества повторений. Полученные нами результаты также подтвердили результаты опытов, полученных Эббингаузом на большом массиве испытуемых. В третьем эксперименте мы сравнивали результаты непосредственного запоминания с опосредствованным. Результат показал, что опосредствованное запоминание продуктивнее чем непосредственное. Так, в первом случае среднее запоминание составило 10 слов из 20. А во втором 15 из 20, что как раз и говорит о том, что опосредствованное запоминание продуктивнее.
Читать дальше
1. Блонский П. П. Память и мышление. // Избранные психологические произведения. – М., 2017. – 205 с. 2. Грановская Р. М. Восприятие и модели памяти. – Л., 2017. – 353 с. 3. Джеймс У. Психология. – М., 2018. – 288 с. 4. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. – М., 2018. – 445 с. 5. Ильина М.К. Психология памяти. – Новосибирск, 2020. – 234 с. 6. Клацки Р. Память человека: структура и процессы. – М., 2018. – 356 с. 7. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М.: Издательство московского университета, 2018. – 88 с. 8. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. – М.: Издательство московского университета, 2017. – 253 с. 9. Общая психология. Учебн. пособие для пед. ин–тов. Под ред. проф. А.В. Петровского – М.: «Просвещение», 2020.– 432с. 10. Практикум по общей, экпериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2020. – 560 с. 11. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: “ЧеРо”, 2021. – 816 с. 12. Психология. / Под редакцией А.А. Крылова. – М.: «Проспект», 2020. – 584с. 13. Репкин В.В., Ячина А. С. Произвольное запоминание, как необходимое условие самостоятельного усвоения учебного материала. – Харьков, 2018. – 566 с. 14. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 2017. – 447 с. 15. Основы психологии: Практикум/Ред.–сост. Л. Д. Столяренко. – Изд–е7–е – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 704с. – (Высшее образование). 16. Зинченко Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / Т. П. Зинченко. СПб. : Питер, 2021. – 332 с. 17. Никандров В. В. Психология : учебник / В. В. Никандров. М. : Проспект, 2018. – 278 с. 18. Общая психология : в 7 т. : учебник / под ред. Б. С. Братуся. Т. 3. В. В. Нуркова. Память. М. : Академия, 2016. – 694 с. 19. Психология : учебник / под ред. А. А. Крылова. М. : Проспект, 2019. – 323 с. 20. Психология человека от рождения до смерти. М. : Изд–во АСТ, ПраймЕврознак, 2017. – 654 с. (Серия «Большая университетская библиотека»). 21. Асмолов А. Г. Принципы организации памяти человека // Культурно–историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов. М.; Воронеж. 2016. – 123 с. 22. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Р. Аткинсон. М., 2018. – 345 с. 23. Бэддели А. Ваша память. Руководство по тренировке и развитию / А. Бэддели. М., 2021. – 543 с. 24. Бехтерева Н. П. Per aspera… Жизнь. Наука о мозге человека / Н. П. Бехтерева. Л., 2019. – 453 с. 25. Бочарова С. П. Память как базовая функциональная система в структуре деятельности человека–оператора / С. П. Бочарова // Психологический журнал. 2017. – 453 с. – Т. 2, № 3. 26. Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации / Дж. Брунер. М., 2017. – 345. 27. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л. М. Веккер. М., 2018. – 342 с. 28. Величковский Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания : в 2 т. Т. 1 / Борис М. Величковский. М., 2016. – 342 с. 29. Величковский Б. М. Предисловие к русскому изданию / Б. М. Величковский, Н. К. Корсакова // Хофман И. Активная память. М., 2016. – 453 с. 30. Грановская Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. СПб., 2018. – 532 с. 31. Забродин Ю. М. Анализ структуры и организации памяти : вступительная статья / Ю. М. Забродин, В. П. Зинченко, Б. Ф. Ломов // Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 2018. – 234 с. 32. Завалова Н. Д. Образ в системе психической регуляции деятельности / Н. Д. Завалова, Б. Ф. Ломов, В. А. Пономаренко. М., 2017. – 123 с. 33. Зинченко В. П. Функциональная структура зрительной памяти / В. П. Зинченко, Б. М. Величковский, Г. Г. Вучетич. М., 2018. – 124 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Социальная реклама в жизни современного общества на примере Volkswagen
Количество страниц:
30
Оригинальность:
90%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Теория и практика СМИ
реферат
Аналогия в правовом познании
Количество страниц:
15
Оригинальность:
31%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Логика
реферат
ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА
Количество страниц:
15
Оригинальность:
64%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Электротехника
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image