ВВЕДЕНИЕ 3
1. Суть понятия творчества в науке 4
2. Классификация методов научно-технического творчества 7
3. Методология 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19
Читать дальше
Вышеперечисленные методологические средства творческого поиска могут использоваться исследователем в разных сочетаниях и последовательностях, но общую схему решения научно — технических задач можно представить в виде следующих этапов:
• анализ технических потребностей общества и выявление технического недостатка;
• анализ системных задач и выбор конкретной задачи;
• анализ технической системы и разработка её модели;
• анализ и формулировка условий технической задачи;
• анализ и формулировка условий изобретательской задачи;
• поиск идеи решения (принципа действия);
• синтез нового технического решения.
На первом этапе могут использоваться, например методы прогнозирования. Морфологический анализ можно использовать на разных этапах процесса решения задачи. АРИЗ включает в себя этапы от анализа технической системы до поиска идеи решения (включительно).
Приведённые здесь примеры методических средств могут быть элементами системы исследований более высокого иерархического уровня.
В настоящее время известны сотни эвристических методов поиска решения проблемных задач, но выше, рассмотрены лишь те методы, которые достаточно широко используются в творческой деятельности. Каждый специалист должен знать эти методы и научиться использовать их в своей творческой работе.
Технические системы создаются человеком для удовлетворения своих потребностей. Развитие технических систем выглядит как процесс зарождения, обострения и разрешения противоречий, при котором наблюдается улучшение и ухудшение некоторых параметров объекта.
Единство улучшения и ухудшения сторон технической системы, единство положительного и нежелательного эффектов при изменении части системы, называется техническим противоречием.
Технические системы рождаются, живут и умирают с техническими противоречиями.
Для выявления технического противоречия (ТП) надо установить, как связаны между собой положительный эффект (ПЭ) и нежелательный эффект (НЭ)
В результате научно-технического творчества разрабатываются и совершенствуются различные технические объекты. В качестве технического объекта могут выступать машина, элемент, устройство. Но техническое творчество отличается от технической науки. Для первого характерно создание технического объекта без теоретического обоснования (цель решить стоящую задачу), а для технической науки характерен исследовательский характер.
Таким образом, в работе рассмотрены и решены следующие задачи::
1. Определены суть научно-технического творчества;
2. Приведены классификацию научно-технического творчества;
3. Раскрыто понятие методологии научно-технического творчества.
Читать дальше
Буракова, Е. А. Основы управления интеллектуальной собственностью [Электронный, ресурс] : практические занятия / сост. : Е. А. Буракова, Т. В. Пасько. - Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2014. - 32 с.
2 Глебов, И. Т. Методы технического творчества. Учебное пособие / И.Т. Глебов. - Москва: Машиностроение, 2016. - 253 c.
3 Дрещинский В. А. Методология научных исследований. Учебник для бакалавриата и магистратуры. — М.: Юрайт. 2019. 274 с.
4 Келби, С. Цифровая фотография / С. Келби. - М. : Издательский дом «Вильямс», 2011. - Т. 2 - С. 170.
5 Крапива Т.В., Уржумова А.И., Маюрникова Л.А., Новоселов С.В. Применение методов научно-технического творчества на этапе разработки новшеств // Техника и технология пищевых производств. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-metodov-nauchno-tehnicheskogo-tvorchestva-na-etape-razrabotki-novshestv (дата обращения: 08.12.2022).
6 Ленивкина, И. А. Планирование и организация эксперимента : практикум / И. А. Ленивкина. - Новосибирск : Новосиб. гос. аграр. ун-т, 2012.-58 с.
7 Лисовская А. И. Проектные технологии в техническом творчестве обучающихся [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 101-104.
8 Любченко, Е. А. Планирование и организация эксперимента : учебное пособие / Е. А. Любченко, О. А. Чуднова. - Владивосток : Изд-во ТГЭУ, 2010.-Ч. Г-156 с.
9 Малыхина Л. Б. Развитие научно-технического творчества в системе
дополнительного образования детей: учеб.-метод. пособие / Л.Б. Малыхина. – СПб.: ЛОИРО, 2019. – 265 с.
10 Пантелеев Е.Р. Методы научных исследований в программной инженерии. Учебное пособие. — М.: Лань. 2018. 136 с.
11 Рыжков, И. Б. Основы научных исследований и изобретательства [Электронный ресурс] : учебное пособие / И. Б. Рыжков. - СПб. : Лань, 2012. - 224 с. : ил. - Загл. с экрана. - Режим доступа : http://е.lanbook.com/
12 Шустов, М. А. Методические основы инженерно-технического творчества / М.А. Шустов. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 128 c.
Читать дальше