В ходе написания работы удалось достичь поставленных во введении цели и задач.
Определено, что органы местного самоуправления не относятся к системе органов государственной власти. Это положение говорит о том, что в границах своей компетенции, касательно решения определенных проблем местного значения, самоуправляемые территориальные общности являются самостоятельными и независимыми от центральной власти. Конечной целью местного самоуправления выступает осуществление интересов личности, по сравнению с государственным управлением данная цель уточняется только по отношению к уровню (круг полномочий), территории (только муниципалитет) и кругу вопросов (перечень вопросов местного значения). Определенность конечной цели в непосредственном выражении при таком понимании не достигается, между тем, она необходима, поскольку интересы личности как цель местного самоуправления разноплановы. В условиях ограниченности ресурсов должно обеспечиваться их распределение между различными сферами использования, соответствующими, в общем приближении, достижению цели общего порядка. Такое распределение, при соответствии направленности использования ресурсов общей цели, может, в наиболее общем приближении, рассматриваться как эффективность местного самоуправления, но для практического достижения эффективности необходима ее большая определенность по содержанию. Категория эффективности в местном самоуправлении во многом близка к экономическому пониманию, но для организации конечной целью всегда выступает прибыль, как следствие, эффективность в количественном представлении может рассматриваться в виде функции прибыли от затраченных ресурсов. При известной ограниченности ресурсов (доступное количество ресурсов известно и постоянно) и постоянной отдаче может строиться модель оптимизации прибыли через отдачу ресурсов, соответствующая задаче линейного программирования. В динамическом варианте также существуют оптимизационные возможности, которых эффективность местного самоуправления лишена в отсутствие строго определенного результата, который описывался бы критерием конечного результата.
Он может быть представлен только описательно через осуществление интересов личности, но такая характеристика эффективности местного самоуправления неизмерима, поэтому существующие подходы к оценке эффективности местного самоуправления выстраиваются на основе измерения частных результатов. Это описание ожидаемых эффектов реализации ключевых вопросов местного значения, например, строительства дорог или детских садов, организации движения общественного транспорта. Показатели сопоставимы с другими муниципалитетами того же региона, как следствие, имеют стимулирующее значение для муниципального управления, поскольку существенно более низкие результаты могут толковаться как неэффективность решения местных вопросов.
Местным самоуправлением считается форма реализации народом власти, которая на законодательном уровне обеспечивает самостоятельное решение под собственную ответственность гражданами напрямую/через органы местного самоуправления вопросов местного значения с учетом интересов граждан и различных местных традиций.
Местное самоуправление как публично-правовой институт базируется на следующих положениях Конституции:
местное самоуправление реализуется исключительно в рамках законодательства;
местное самоуправление наделено организационной самостоятельностью и реализуется посредством выборных органов;
местное самоуправление является самостоятельным в границах своей компетенции;
местное самоуправление имеет финансовые/материальные ресурсы соразмерно своим полномочиям;
местное самоуправление наделено гарантиями государства и правом на судебную защиту.
Местное самоуправление занимало и занимает особое место в сложноорганизованной и этно-территориальной системе Российского государства. Будучи одним из уровней публичной власти, оно осуществляет эту власть, во многом опираясь на население муниципальных образований, о чем красноречиво свидетельствуют закрепленные в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» более десятка форм непосредственного осуществления населением (участия в осуществлении) муниципальной власти.
Завершая обсуждение целеполагания нового закона, считаем в качестве такового сохранить конструкцию, закрепленную в действующем Федеральном законе № 131-ФЗ и основанную на конституционных нормах. Целью местного самоуправления как одной из форм публичной власти в государстве, наиболее приближенной к населению, является решение вопросов местного значения.
Нужно сказать, что проект закона с момента внесения в Государственную Думу прошел многочисленные профессиональные и общественные экспертизы, включая Правительство Российской Федерации, законодательные и исполнительные органы субъектов Федерации, Общественную палату России, научные организации, различные муниципальные сообщества. В Государственную Думу направлено более сотни поправок, содержащих принципиальные возражения по отдельным нормам, предложены новые редакции целых глав и иные существенные корректировки, что послужило поводом к переносу второго чтения законопроекта