ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. РЕЛИГИЯ В РОССИИ 4
1.1. Конфессиональное разнообразие России 4
1.2. Государственно-конфессиональные отношения в России 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РОЛИ РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ 20
2.1. Современные проблемы социально-политического противодействия религиозным угрозам в Российской Федерации 20
2.2. Роль религии в школьном образовании 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список литературы 30
Читать дальше
Религия в Российском обществе – это многовековая традиция, плотно укоренившаяся в общественном сознании. Переживая различные этапы в ходе истории, от главенствующей роли одних религиозных групп, до полного запрета на любую религиозную деятельность, общество выработало особую модель внутренней религиозности, связанную в первую очередь с личным переживанием религиозных процессов.
Несомненно, значительную культурную и историческую роль в религиозном плане занимает Русская Православная Церковь, однако в российской религиозной среде представлено множество различных религиозных групп, многие из которых переживают значительный общественный подъем после 1990-х годов.
Не смотря на секуляризацию общества, религиозные группы стремятся расширить своё влияние на общественное сознание, определяя роль государства как прямого регулятора взаимоотношений. Государственно-конфессиональные отношения – предмет продолжающихся трансформаций в обществе, определяемый как ростом уровня религиозности, так и продолжающейся секуляризации.
Установлено, что вера и религиозное сознание тесно связаны и зачастую эти термины используют в качестве синонимов. Верой принято называть безоговорочное принятие чего-либо в виде истины без поиска соответствующих доказательств и дополнительных рассуждений.
Выявлено, что на текущий момент времени отмечается усиление роли церкви в жизни общества, вкупе с укреплением религиозного сознания россиян.
Установлено, что в качестве критерия религиозного экстремизма выступает не фундаменталистское вероучение, не приводящее напрямую к действиям, а разрушительная деятельность приверженцев экстремистских организаций, которые стремятся захватить власть, продемонстрировать силу и оказать на общество разрушительное влияние.
Читать дальше
1. Абаев Н. В. Архаические формы религии и тэнгрианство в этнокультурогенезе народов Внутренней Азии / отв. ред. Н. И. Атанов. — Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2015. — 248 с
2. Агальцов А. Н. (кандидат философских наук). Российское неоязычество как религиозно-нравственный феномен / дисс. … канд. филос. наук : 09.00.14; [Место защиты: Тул. гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого]. — Тула: ТГПУ имени Л. Н. Толстого, 2010. — 133 с.
3. Арапов Д. Ю., Лаушкин А.В. История религий в России — М.: Исторический факультет МГУ, 2006. — 52 с.
4. Бира Ш. К изучению истории культа Тенгри у монголов // Доклад, прочитанный на 29-ой Сессии Постоянной Международной конференции алтаистики 15—21 сентября 1986 г. Ташкент. — 1986.
5. Богданов А. П. Патриарх Никон и раскол Русской церкви. — М.: Вече, 2018. — 302 с.
6. Бокова О. А. Религия в современном российском школьном образовании: стратегия государственной политики / О. А. Бокова // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. - 2021. - № 3. - С. 191.
7. Боронова М. М., Степанова Т. Г. Политика властных структур по отношению к православной и буддийской конфессиям в Бурятии (1943—1961 гг.) // Вестник Бурятского государственного университета. — 2012. — № 7. — С. 138
8. Бронислав Чаплицкий.История Католической Церкви в России. – Москва, 2000. – 525 с.
9. Верт П. Трудный путь к католицизму. Вероисповедная принадлежность и гражданское состояние после 1905 г. // Lietuvių katalikų mokslo akademijos metraštis, vol. 26 (2005): 447—474.
10. Головин А. В. Философские воззрения Якоба Бёме на становление и формообразование вещей // Учёные записки кафедр общественных наук вузов Ленинграда. Философия. Вып. X. Л. 1969.
11. Гусева Е. С., Шиженский Р. В. Психологические особенности «религиозной инициации»: опыт православно-языческого параллелизма XXI века // Там же. — 2016. — С. 78—92.
12. Гусева Н. Р. Русский север — прародина индо-славов: Исход предков арьев и славян. — М.: Вече, 2003. — 413 с.
13. Данилушкин М. и другие — История Русской Православной Церкви. Новый патриарший период. 1917—1970. Том 1. СПб. Воскресение. 1997 С.119
14. Емельянов Н. Е., Хайлова О. И. Гонения на Русскую православную церковь (1917—1950-е гг.) // Россия и современный мир. — 2008. — № 4 (61). — С. 125
15. Задворный В., Юдин А. История Католической Церкви в России. Краткий очерк – Москва, 2017. – с.49
16. Зипунникова Н. Н. Идеологема «Самодержавие православие народность» в политике российского государства в сфере образования и науки первой половины XIX В.: нормативно-правовое закрепление и проблемы реализации // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2010. №4. С.14
17. Иваненко С. И. Вайшнавская традиция в России: история и современное состояние. Учение и практика. Социальное служение, благотворительность, культурно-просветительская деятельность. — М.: Философская книга, 2008. — 320 с.
18. Иваненко С. И. Проблемы обеспечения свободы совести в современной России для религиозных меньшинств и духовных движений, имеющих индуистские корни // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты / Под ред. Е. Н. Мельникова, М. И. Одинцова. — М.: Российское объединение исследователей религии, 2007. — Т. 5. — С. 489—500.
19. Индуизм // Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. — М.: Логос, 2005. — Т. III. — С. 335—454.
20. Ислам в России: Взгляд из регионов / науч. ред. А. В. Малашенко. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 158 с.
21. Козлов-Струтинский С., Парфентьев П. История католической церкви в России. Белый камень. СПб., 2014.
Читать дальше