Реформирование института государственной службы является - одним из приоритетных направлений государственного строительства и проводится в целях повышения эффективности функционирования государственного аппарата в интересах развития гражданского общества и укрепления государства. Чтобы процесс кадрового обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления высококвалифицированными специалистами шел более эффективно, необходимо активнее использовать институт резерва кадров.
Целью - была разработка теоретико-методологических и методических основ формирования и функционирования резерва управленческих кадров как основы совершенствования системы управления кадровым потенциалом государственной гражданской службы. Последовательная реализация цели позволила получить определенные научные результаты и сделать следующие основные выводы.
На основе проведенного анализа состояния кадрового потенциала органов государственной власти выявлены тенденции и основные закономерности формирования кадрового потенциала: при достаточно эффективном соотношении количества руководителей, помощников (советников), специалистов и обеспечивающих специалистов, можно отметить недостаток числа руководителей. Это приводит к нерациональному распределению полномочий и обязанностей, перегрузке руководителей, медленному принятию и реализации решений.
Системный подход к управлению кадровым потенциалом государственной гражданской службы, разработанный автором, является основой комплексного развития как отдельных работников, так и всей государственной гражданской службы и ее подразделений в целом. Он включает в себя методические аспекты: цели, задачи, принципы, функции, методы и обеспечение управления кадровым потенциалом государственной гражданской службы с учетом влияния различных внешних и внутренних факторов. Эффективное и рациональное использование института кадрового резерва обеспечивает своевременное удовлетворение потребностей в кадрах государственных служащих всех категорий.
Выявлено, что базовыми принципами формирования резерва являлись: монополия правящей партии на все категории руководящих кадров, номенклатурный подход, закрытость списков резерва, жесткая, централизация со стороны партийных органов, принцип классового подхода принцип партийности. Оценка возможности адаптации советского' опыта в современных российских условиях позволяет сделать вывод о том, что следует избегать использования тех форм и методов работы с резервом кадров, которые основаны на вышеозначенных принципах.
Во всех странах со стабильной системой государственной гражданской службы существуют специальные уполномоченные государственные органы, осуществляющие управленческие функции по отбору (найму) на государственную службу, организации и контролю ее прохождения (выстраиванию жизненной карьеры чиновника).
Во всех субъектах Российской Федерации создана и актуализирована нормативная правовая база, обеспечивающая решение задач по формированию и подготовке резерва управленческих кадров. Принятые нормативные правовые акты регламентируют общие вопросы формирования резервов, вопросы отбора и подготовки лиц, включенных в резервы управленческих кадров.
Констатирована незавершенность процессов формирования правовых основ, связанных с формированием и функционированием кадрового резерва. В результате инвентаризации существующих недостатков установлено, что существующие правовые основы не охватывают весь цикл жизни кадрового резерва (его формирование, функционирование, развитие и востребованность) и требуется дальнейшее их развитие.
Основными траекториями формирования кадрового резерва на конкурсной основе являются: конкурс на включение в кадровый резерв государственных гражданских служащих, аттестация государственных гражданских служащих, конкурс на поступление на государственную гражданскую службу граждан, конкурс на включение в кадровый резерв граждан.
Для - реализации принципа профессионализма и компетентности на государственной службе применяется система профессионального развития государственных служащих РФ. Системное, систематическое повышение квалификации и профессиональная подготовка являются юридически обязательной частью и элементом прохождения государственной гражданской службы каждым гражданским служащим в любом государственном органе.
Для, того чтобы направление развития образовательных программ направления разработки рекомендаций были верными, важно учитывать все «узкие места», имеющиеся на практике в современной системе профессионального образования, государственных служащих России, несмотря на широко развитую и проработанную законодательную нормативно-правовую базу.
Важное место в системе работы с кадровым резервом занимает ротация кадров, под которой - понимается предусмотренное контрактом и осуществляемое в установленном порядке периодическое перемещение перевод) служащих, занимающих установленные должности государственной гражданской службы, в пределах одной местности или в другую местность на плановой, а в отдельных установленных случаях - внеплановой основе на иную равнозначную должность государственной гражданской службы с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа государственной гражданской службы или работы (службы) по специальности в том же государственном органе, либо в другом государственном органе.
Важнейшим вопросом эффективного функционирования резерва управленческих кадров государственной службы является информационное обеспечение данной работы, создание специализированного информационного ресурса, обеспечивающего эффективное взаимодействие между гражданами России, заинтересованными в поступлении на государственную гражданскую службу, и кадровыми службами государственных органов, с одной стороны, и открывающего доступ к полной и регулярно обновляемой информации о государственной гражданской службе, с другой стороны. В качестве такого ресурса был создан сайт «Федеральный портал управленческих кадров» - это специализированный информационный ресурс, созданный с целью развития кадрового потенциала государственной гражданской службы Российской Федерации и призванный обеспечить привлечение на государственную службу высокопотенциальных и мотивированных профессионалов из науки, культуры, бизнеса и других сфер деятельности.