Ведение 3
1. Понятие расстройство аутистического спектра в современном психолого-педагогической литературе 5
2. Возрастно-психологические особенности младших школьников с расстройством аутистического спектра 9
3. Трудности адаптации младших школьников с расстройством аутистического спектра, трудности адаптации в образовательной среде 14
4. Условия обеспеченья успешной адаптации младших школьников с расстройством аутистического спектра 19
5. Особенности психолого-педагогической поддержки младших школьников с расстройством аутистического спектра в инклюзивной школе в период адаптации 23
Заключение 28
Список литературы 30
Читать дальше
В ходе выполнения данной работы была поставлена следующая основная цель: изучение психолого-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в период адаптации в инклюзивном образовании учащихся начальных классов. Для достижения данной цели были решены следующие основные задачи:
- рассмотрено понятие расстройство аутистического спектра в современном психолого-педагогической литературе;
- изучено возрастно-психологические особенности младших школьников с расстройством аутистического спектра;
- проанализированы трудности адаптации младших школьников с расстройством аутистического спектра, трудности адаптации в образовательной среде;
- изучены условия обеспеченья успешной адаптации младших школьников с расстройством аутистического спектра;
- изучены особенности психолого-педагогической поддержки младших школьников с расстройством аутистического спектра в инклюзивной школе в период адаптации.
По результатам выполнения данной работы можно сделать следующие основные выводы:
Ребенок с РАС должен знать свое основное место обучения в классе, что делать и чего не делать в школе, чтобы уменьшить беспокойство и импульсивность. Визуализация, например, часто помогает. например, таблицы, школьное расписание, расписание, чтобы ребенок с РАС мог организовать свое время и почувствовать себя частью образовательного процесса, что, безусловно, является еще одним шагом к успешной адаптации к школе. В связи с высокой умственной насыщенностью и быстрой физической утомляемостью ребенка от занятий, важно создать индивидуально подобранный ритм обучения с чередованием перерывов. Такой ребенок может выбиться из общего рабочего ритма, а затем вернуться к совместной деятельности. Также важно помнить о максимальной организации поля зрения ребенка с РАС, чтобы ничто не отвлекало ребенка. Рекомендуется, чтобы во время урока учитель и ребенок сидели за столом лицом к стене, подальше от игрушек и реквизита и подальше от двери, которую кто-то может открыть и помешать занятиям. Сама таблица должна содержать только то, что необходимо для конкретного урока. Воспитатель может оставить оставшийся материал вне поля зрения ребенка и, при необходимости, вынуть его и удалить ранее использованный материал.
Для ребенка с РАС очень важно разработать удобный и подходящий метод развития навыков обучения. Многие дети, приближающейся к школьному возрасту, хотят ходить в школу, знают буквы и цифры, имеют хороший словарный запас, редко пишут и считают (складывают). При первой встрече со школьным психологом такой ребенок производит впечатление очень успешного ребенка. Однако в процессе обучения, особенно на начальном этапе адаптации, учитель часто сталкивается не столько с проблемами академической компетентности в обучении, сколько со своими поведенческими характеристиками. Поэтому воспитателю следует быть более терпеливым и не торопиться приводить такого ребенка к общему знаменателю. Это может привести к обратному результату, ребенок испугается, замкнется, замкнется в себе или, наоборот, начнет протестовать и кричать. То же самое относится и к ограничениям в передвижении, активности и пассивности ребенка с РАС. Педагогу следует учитывать особенности синдрома, когда ребенок начинает искать успокоения и защиты в привычной для него стереотипной деятельности. Он может раскачиваться, вращаться вокруг своей оси, очень долго совершать одни и те же стереотипные движения, смотреть в одну точку.
Таким образом, задачи данной работы можно считать решенными, цель достигнутой.
Читать дальше
1. Александр Е. М. Социально-психологические критерии адаптации к школе // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха. М.: Медицина. — 1998. - С.35-37
2. Алексеева В.В., Волков А.А., Шаргородская Л.В. Обеспечение доступности образования и социализации детей с расовыми и ярко выраженными поведенческими проблемами в общеобразовательной школе// Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: материалы II общеобразовательной школы. Международная научно-практическая конференция / Отв. С.В. Алехина. - М.: МГППУ, 2013, С. 185-189.
3. Альманах Института коррекционного образования РАО. № 18 (1) . 2014.
4. Башина, В.М. Аутизм в детском возрасте / В. М. Башина. М.: Медицина, 1999. - 236 с.
5. Бородина Л.Г., Семаго Н.И., Семаго М.М. Типология девиантного развития. Варианты аутистических расстройств. М., 2020. - 130 с.
6. Григоренко Е. Л. Расстройства аутистического спектра. Вводный курс. Учебник для студентов. М.: Практика, 2018. - 280 с.
7. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. / О.С. Никольская, Е.Р., Баенская Е.Р., М.М. Либлинг и др. М.: Теревинф, 2011, - 224 с.
8. Зеленый уровень - проблема адаптации в педагогической психологии/ Зеленый уровень. // Современная психология : материалы IV научного. конф. (Казань, октябрь 2016). - Казань : Бук, 2016. - с. 43-45. - URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/236/11143 / (дата обращения: 10.11.2022).
9. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные расстройства в детском возрасте и их коррекция. М., 1990. – 317 с.
10. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб.пособие для студентов. высокий. Изучения. институты / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александров и др. М.: МИРОС, 2001.- 208 с.
11. Никольская О.С. Аутичный ребенок: способы помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. - 6-е изд., М.: Теревинф, 2010. - 288 с.
12. Никольская О.С. Еще раз об особых педагогических потребностях ученика начальной школы с расстройствами аутистического спектра// Никольская О.С., И.А. Костин// Дефектология. – 2015 - № 6 - с. 17-26.
13. Основы инклюзивной культуры: учебник / [Н. А. Борисова и др.]; под общей редакцией О. А. Денисовой; в соавторстве с О. Л. Лехановой. Череповец: ХСС, 2021 - 214 с.
14. Розенблюм С.А., Моисеева М.В. Воспитание расовых детей в школе с углубленным изучением ряда предметов и в старших классах/ С.А. Розенблюм, М.В. Моисеева// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - № 5. - 2010. - 145 с.
15. Семаго Н.И., Хотылева Т.Я., Гончаренко М.С., Михаленкова Т.А. / Отв. С.В. Алехина. / Под общей редакцией Н.И. Семаго. - Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для преподавателей и специалистов сопровождения основной школы. Серия "Интегративное образование", М., 2012. - 165 с.
Читать дальше