В ходе написания работы удалось достичь поставленных во введении цели и задач.
Отражено, что статья Д. Льюиса примечательна тем, что она дает, как кажется, четкое определение того, что именно означает, что человек «путешествовал во времени» либо в прошлое, либо в будущее. Сам Льюис пишет, что путешествие во времени неизбежно влечет за собой противоречие между временем и продолжительностью. Любой путешественник отправляется и затем прибывает в пункт назначения; время, прошедшее от отправления до прибытия (положительное или, возможно, нулевое), является продолжительностью путешествия. Но если он путешественник во времени, то разница во времени между отправлением и прибытием не равна продолжительности путешествия. Чтобы понять это надо видеть разницу между личным временем путешественника во времени и внешним временем удаленных наблюдателей путешественника во времени. Личное время путешественника во времени измеряется, например, либо временем, отсчитываемым его наручными часами, либо, возможно, горящей свечой.
Установлено, что ученые, стремящиеся избежать парадоксов, связанных с путешествиями во времени, придумали ряд хитроумных способов представить более последовательную версию реальности, некоторые из которых были затронуты здесь, в том числе:
1. Решение: путешествие во времени невозможно из-за самого парадокса, который оно создает.
2. Гипотеза самовосстановления: успешное изменение событий в прошлом вызовет другой набор событий, которые приведут к тому, что настоящее останется прежним.
3. Гипотеза Мультивселенной или «многих миров»: альтернативная параллельная вселенная или временная шкала создается каждый раз, когда событие изменяется в прошлом.
4. Гипотеза стертой временной шкалы: человек, путешествующий в прошлое, будет существовать в новой временной шкале, но его собственная временная шкала будет стерта.
Читать дальше
Таким образом, цель и задачи, поставленные в данном реферате, были успешно выполнены. По итогам реферата можно сделать следующие выводы:
1. Имре Лакатос (по-венгерски Лакатош - венг. ЬакМоя 1тге, настоящие имя и фамилия – Аврум Липшиц) – английский философ венгерского происхождения, один из представителей постпозитивизма и критического рационализма.
Лакатос – автор теории и методологии научно-исследовательских программ, в рамках которых вслед за Карлом Поппером развил принцип фальсификации. Теория Лакатоса направлена на изучение движущих факторов развития науки, она продолжает и вместе с тем оспаривает методологическую концепцию Поппера, полемизирует с теорией Томаса Куна. Концепции Т. Куна и И. Лакатоса оказались самыми влиятельными концепциями развития науки в XX в.
2. Всего в XX в. выстроилось четыре «логики открытия» (индуктивизм, конвенционализм, методологический фальсификационизм, методология научно-исследовательских программ), противоречащих друг другу. Только концепция о научно-исследовательских программах Лакатоса давала ученым возможность двигаться дальше, используя и дополняя полученные веками знания.
3. Рассмотренная концепция НИП Лакатоса послужила причиной возникновения новой научной парадигмы в XX в. Ни индуктивизм, ни фальсификационизм, ни конвенционализм не могли обеспечить четкую систему научных исследований, поскольку учеными проводилось изучение «несущественных» причин, но «существенные» причины могли отодвигаться, исследования проводились хаотично, при этом ученые не всегда обменивались полученными данными, механизмы исследования также требовали более тщательной доработки и систематизации. Лакатос в рамках постпозитивизма и критического рационализма предложил систему – НИП, которая давала бы более четкое представление об исследовании и его организации, не позволяя исследователям отклоняться от темы исследования.
Согласно методологической концепции Лакатоса, исследовательские программы являются величайшими научными достижениями и их можно оценивать на основе прогрессивного или регрессивного сдвига проблем. Эта методологическая концепция предложила ученым новый способ рациональной реконструкции науки. Но в XXI в. надвигается новая научная революция, которая отвергнет современную методологию в связи с изменением мировоззрения общества, подходов в науке и воздвигнет на пьедестал науки новую парадигму.
Читать дальше
1. Имре Лакатос [Электронный ресурс] – URL: http://www.hrono.ru/biograf/bio_l/lakatosimre03.php (дата обращения: 17.12.2022).
2. Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции // Структура и развитие науки. Из Бостонских исследований по философии науки. – М.: Прогресс, 1978. – С. 203-235.
3. Янкина О.П. Концепция научно-исследовательских программ в философии науки И. Лакатоса // Вестник ПГГПУ. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. – 2022. – №2. – С. 26-38.
Читать дальше