Введение 3
1. Краткая биография П. Стросона 4
2. Взгляды Питера Стросона на феномен моральной ответственности 5
Заключение 10
Список литературы 11
Читать дальше
. Питер Стросон (23 ноября 1919, Лондон – 13 февраля 2006) – это английский философ, являющийся представителем аналитической философии. Профессор философии в Оксфордском университете с 1968 до 1987 год.
Статья «Свобода и обида» была впервые опубликована в 1962 году в «Proceedings of the British Academy». Затем она неоднократно переиздавалась.
2. П. Стросон заметил, что люди проявляют такие эмоции, как негодование, гнев, благодарность и так далее, в ответ на действия других. Он утверждал, что возложение на агентов моральной ответственности за их действия – это не что иное, как наличие таких чувств или «реактивного отношения» к ним. Вопрос о том, действуют ли агенты свободно, имеет значение только в той мере, в какой это влияет на чувства к ним, которые могут испытывать другие; помимо этого, свобода не имеет значения. Более того, поскольку люди не могут не испытывать реактивных установок, как бы они ни старались этого не делать, они имеют право иметь их, независимо от истинности или ложности детерминизма. Это не означает, что специфическая реактивная позиция, которую человек может иметь в данном случае – например, слепая ярость в противовес простому раздражению – всегда оправдана.
Тем не менее далеко не очевидно, что люди всегда имеют право на реактивное отношение. Соответствующая информация может кардинально изменить отношение человека к агенту. Например, можно было бы перестать злиться на водителя, сбившего кошку, если бы выяснилось, что водитель спешил в больницу с тяжелобольным ребенком. Можно даже полностью избавиться от гнева. Учитывая огромное влияние, которое повседневная фактическая информация оказывает на то, какие реактивные установки есть у людей и есть ли они вообще, кажется неразумным рассматривать их как точные барометры моральной ответственности.
Хотя центральные вопросы, связанные с проблемой свободы воли и моральной ответственности, остались неизменными с древних времен, акцент в дебатах сильно изменился. Современные компатибилисты в духе Франкфурта и Стросона склонны утверждать, что моральная ответственность имеет мало общего с детерминизмом, поскольку она возникает из желаний и установок людей, а не из причинно-следственных связей их действий. Люди могут быть не свободны в такой степени, как предполагает интуитивное представление о свободе воли, но другой свободы быть не может. Решение проблемы свободы воли и моральной ответственности требует установления руководящих принципов для привлечения людей к ответственности, а не стремления к какому-то невозможному понятию свободы воли.
Читать дальше
1. Логинов Е.В. Стросон, ответственность и согласованность // ОНВ. ОИС. – 2022. – №3. – С. 64-69.
2. Питер Стросон: обида и ответственность [Электронный ресурс] – URL: https://magisteria.ru/analytic-philosophy/peter-strawson-resentment-and-responsibility (дата обращения: 18.12.2022).
3. Стросон П. Cвобода и обида // Финиковый Компот. – 2020. – №15. – С. 1-18.
Читать дальше