Коммуникация представляет собой взаимодействие двух или более уникальных и сложных систем, происходящее в различных ситуациях с использованием различных средств и каналов общения.
Рассмотрение коммуникаций в бизнесе как научной прикладной дисциплины определяет и подход, точку зрения на происходящие в бизнесе процессы. Можно говорить о так называемом коммуникативном подходе в управлении, когда происходящее в организации рассматривается, прежде всего, как взаимоотношения между людьми и группами. Такой подход выглядит естественным, по крайней мере, в целом ряде видов деятельности в бизнесе и научных дисциплин. Например, с точки зрения коммуникативного подхода:
управление персоналом – организация коммуникаций, связанных с деятельностью отдельных людей и групп, в интересах организации и в их собственных интересах;
маркетинг – коммуникации организации с субъектами рынка по поводу определения потребностей рынка и возможностей их удовлетворения или по поводу средств и путей продвижения товара и услуги на рынок;
конфликтология – исследование коммуникаций, в основе которых лежит противоречие интересов сторон;
паблик рилейшнз (связи с общественностью) – исследование проблемы формирования у общества позитивного представления об организации и ее продукции, услугах;
реклама – коммуникации с целью привлечения внимания, формирования интереса, желания и активности у покупателя товара;
корпоративная культура: важная составляющая культуры — культура коммуникаций, культура управления;
невербалистика – изучает специфические формы коммуникации.
Все чаще PR-технологии становятся предпочтительнее других методов коммуникаций. Однако еще до сих пор многие руководители не осознают необходимость разработки PR-стратегии как основного элемента развития бизнеса. Сущность РR-стратегии состоит в том, что РR-стратегия – это процесс планирования, исполнения и оценки программ, способствующих удовлетворению потребностей различных групп общественности через передачу достоверной информации и создание благоприятного имиджа организации, идентификации ее продуктов с потребностями, желаниями и интересами потребителей. Иными словами, PR-стратегия поддерживает продукт и сбыт, сосредоточивая внимание на увеличении для аудитории достоверности информации в отношении компании, а также ее продукции. В продвижении компаний, которые уже хорошо известны аудитории, главным звеном является трансформация информации о фирме в благожелательное отношение к ней.
Корпоративный образ бренда, имидж и репутация компании – вот важнейшие элементы успешной PR-деятельности. При этом, следует отметить, что PR-система имеет крайне важную способность – одинаково эффективно адаптировать свой функционал, ориентируясь на нужды компании, её целевую аудиторию, специфику современных технологий и изменчивость современного мира.
Коммуникационная деятельность ООО «Газпром нефть шельф» реализуется под брендом «Газпром нефть», соответственно, компания, являясь единственным предприятием, осуществляющим добычу нефти в Арктике, испытывает необходимость в развитии собственных бизнес-коммуникаций для продвижения своего образа и формирования положительного имиджа.
Особенности формирования бизнес-коммуникаций нефтегазовой компании включают в себя производственные и технологические связи между компаниями и предприятиями, деловые связи между теми, кто продает и теми, кто покупает, личные и информационные связи, отношения между конкурентами. Нефтегазовые компании в большей степени занимаются развитием отношений и связей с партнерами, инвестируют в развитие отношений. На рынках B2B более эффективными являются следующие коммуникации: имидж компании; личные продажи; продвижение на сайтах в Интернет и в отраслевой прессе; лояльная сеть посредников (конференции, семинары, обучение и т.д.); средства стимулирования сбыта – выставки, презентации.
В рамках разработанной стратегии предложено сосредоточиться на создании корпоративного фильма ООО «Газпром нефть шельф», задачей которого выступает информирование, формирование и укрепление положительного образа шельфовых проектов компании «Газпром нефть шельф» у групп аудитории посредством внутреннего имиджа сотрудников платформы «Приразломная». Целью корпоративного фильма является демонстрация аудитории проекта «Приразломная» как лидера промышленного освоения арктического шельфа России.
Для полноценного охвата всех групп аудитории были определены такие инструменты коммуникации, как участие в федеральных, региональных и отраслевых конференциях; работа с федеральными и региональными СМИ; корпоративный сайт компании «Газпром нефть шельф», социальные сети «Газпром нефть».
Разработанная стратегия направлена на совершенствование внешних бизнес-коммуникаций компании нефтегазового сектора, осуществление предложенных практических рекомендаций позволит повысить чистую прибыль компании по экспертному мнению на 5 096 866 тыс. руб. или на 10,07 %, что полностью покроет затраты на создание фильма и его продвижение в размере 1 256 тыс. руб.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.