?>
Введение ……………………………………………………………………. 3 Глава I. Теоретические аспекты изучения состояния семантики производных слов у обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи 1.1. Состояние семантики производных слов с позиции лингвистики … 6 1.2. Формирование семантики производных слов в онтогенезе ………... 11 1.3. Структура речевого дефекта обучающихся с общим недоразвитием речи ………………………………………………………………………………... 17 1.4. Особенности семантики производных слов у обучающихся с общим недоразвитием речи ………………………………………………………… 22 Вывод по 1 главе …………………………………………………………... 25 Глава II. Исследование особенностей семантики производных слов обучающихся 1 класса с ОНР III уровня 2.1. Цель, задачи и организация исследования …………………………… 27 2.2. Характеристика контрольной и экспериментальной группы ………. 29 2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента ………………. 30 Вывод по 2 главе …………………………………………………………… 54 Глава III. Экспериментальная логопедическая работа по формированию лексико-семантической стороны речи у младших школьников с ОНР (III уровень) 3.1. Логопедическая работа по формированию лексико-семантической стороны речи у дошкольников с ОНР (III уровень) ………………………………... 56 3.2. Анализ результатов экспериментальной работы ……………………. 73 Вывод по 3 главе …………………………………………………………... 75 Заключение ………………………………………………………………… 77 Список литературы ……………………………………………………….. 79 Приложение ………………………………………………………………... 86

СОСТОЯНИЕ СЕМАНТИКИ ПРОИЗВОДНЫХ СЛОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

курсовая работа
Педагогика
67 страниц
65% уникальность
2022 год
11 просмотров
Николаева В.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение ……………………………………………………………………. 3 Глава I. Теоретические аспекты изучения состояния семантики производных слов у обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи 1.1. Состояние семантики производных слов с позиции лингвистики … 6 1.2. Формирование семантики производных слов в онтогенезе ………... 11 1.3. Структура речевого дефекта обучающихся с общим недоразвитием речи ………………………………………………………………………………... 17 1.4. Особенности семантики производных слов у обучающихся с общим недоразвитием речи ………………………………………………………… 22 Вывод по 1 главе …………………………………………………………... 25 Глава II. Исследование особенностей семантики производных слов обучающихся 1 класса с ОНР III уровня 2.1. Цель, задачи и организация исследования …………………………… 27 2.2. Характеристика контрольной и экспериментальной группы ………. 29 2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента ………………. 30 Вывод по 2 главе …………………………………………………………… 54 Глава III. Экспериментальная логопедическая работа по формированию лексико-семантической стороны речи у младших школьников с ОНР (III уровень) 3.1. Логопедическая работа по формированию лексико-семантической стороны речи у дошкольников с ОНР (III уровень) ………………………………... 56 3.2. Анализ результатов экспериментальной работы ……………………. 73 Вывод по 3 главе …………………………………………………………... 75 Заключение ………………………………………………………………… 77 Список литературы ……………………………………………………….. 79 Приложение ………………………………………………………………... 86
Читать дальше
У детей с общим недоразвитием речи наблюдается нарушение грамматического строя речи и других компонентов устной речи, в частности нарушены словообразовательные операции. Это приводит к проблемам коммуникации и социализации у детей данной категории. В результате этого происходит задержка в развитии познавательной деятельности, что влияет на усвоение общеобразовательной программы. Проблемой формирования навыка словообразования занимались: В. А. Богородицкий [], Г.


Для того чтобы купить дипломную работу по химии не нужно никаких усилий. Просто заполните форму заказа и мы приступим к написанию вашего диплома.


О. Винокур [], Н. И. Жинкин [], Н. С. Жукова [], И. А. Зимняя [], Г. А. Каше [], Р. И. Лалаева [14], Р. Е. Левина [], Л. Ф. Спирова [], Т. Б. Филичева [28], Г. В. Чиркина [], Л. А. Чистович [], Р. И. Шуйфер [], А. В. Ястребова [] и другие. Применение данных психолингвистических исследований, которые базируются на объединении совокупности психологических и лингвистических знаний, их анализ в единой структуре, позволяет открыть широкие перспективы для поиска ответов на ряд вопросов, которые связаны с диагностикой, прогнозированием и коррекцией выявленных речевых нарушений. Отмечают, что у ребенка с общим недоразвитием речи (далее - ОНР) овладения лексико-грамматическими категориями проявляется в замедленном темпе, в несоответствии развития морфологической и синтаксической систем языка, несформированности процессов словоизменения и словообразования, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. Развитие речи ребенка с ОНР направленно на воспитание звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, развитие связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. Следовательно, формирование лексико-грамматического строя языка ребенка является областью речевого развития, под ним подразумевается работа над морфологией, лексикой, словообразованием. Т. В. Туманова провела ряд исследований особенностей процессов словообразования и установила, что неумение пользоваться различными способами словообразования приводит к неточности понимания и дифференциации родственных слов. Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова отмечают, что недостаточность процессов словообразования у детей с общим недоразвитием речи препятствует обогащению словаря, развитию связной речи, освоению грамматического строя речи, формированию предпосылок орфографически правильного письма, важнейшим принципом которого является морфологический принцип. В настоящее время общее физическое и речевое развитие детей подвергается значительным изменениям, опосредованным новыми условиями экономического, социального и экологического пространства окружающей среды. С каждым годом специалисты констатируют рост числа детей с речевыми нарушениями, а также с нарушениями соматического и психического здоровья в целом. В связи с этим изучение словообразования представляет узкую и недостаточно изученную тему, что позволяет считать ее актуальной и требующей подробного исследования. Цель исследования – выявление особенностей развития семантики производных слов у обучающихся 1 класса с ОНР III уровня. Предмет исследования – особенности развития семантики производных слов у обучающихся 1 класса с ОНР III уровня. Объект исследования – семантика производных слов у обучающихся 1 класса. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Подобрать методику для проведения исследования семантики производных слов у обучающихся 1 класса с ОНР III уровня. 3. Провести констатирующий эксперимент. 4. Проанализировать полученные результаты исследования семантики производных слов у обучающихся 1 класса с ОНР III уровня и их сверстников без речевых нарушений. 5. Подобрать методику коррекции чего именно, дополните задачу Методологическую основу исследования составили научные знания об особенностях словообразования таких исследователей, как Р. И. Лалаева [14], Р. Е. Левина [], Н. В. Серебрякова [], Т. В. Туманова [26], Т. Б. Филичева [], С. Н. Шаховская [16]. В исследовании были использованы следующие методы: 1. Теоретический: сбор и анализ литературных данных по теме исследования. 2. Эмпирические: биографический – сбор и анализ анамнестических данных, экспериментальный – констатирующий эксперимент. 3. Дать количественную и качественную характеристику развернутого исследования. 4. Интерпретационные методы: анализ результатов исследования. Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников, всего 83 страницЫ текста. Список литературы состоит из 72 источников.

Читать дальше
В заключении можно отметить, что поставленные задачи были реализованы. Были раскрыты принципы лексико-грамматического структурирования слов с позиции лингвистики. Каждый из названных способов образования производных слов это активно функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций, это слияние, переход из одной части речи в другую и др. Был проведен обзор научной литературы и охарактеризован навык словообразования в онтогенезе. Развиваясь, ребёнок постигает законы словообразования. Это происходит в основном в период от 2 до 8 лет. Периоды формирования словообразования в онтогенезе: от 2,5 до 3,5 - 4 лет — это первый период, то есть первоначальное накопление словаря и формирование предпосылок словообразования. Словообразование в этот период носит не единичный, а массовый характер. Второй период проходит от 3,5 - 4 лет до 5,5 - 6 лет, в нем идет активное освоение словопроизводства, формирование обобщенных представлений. Третий период длительностью от 5,5 до 6 лет - усвоение норм и правил словообразования, самоконтроля, формирование критического отношения к речи, сопровождающееся снижением интенсивности словотворчества. Характеристика речевого развития обучающихся с общим недоразвитием речи состоит в следующем: в целом для детей с общим недоразвитием речи типично позднее появление экспрессивной речи, резко ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, специфические нарушения слоговой структуры слов. При ОНР отмечается позднее начало речи, хотя понимание обращенной речи относительно благополучно. В процессе логопедических занятий рекомендуется создавать такие ситуации, которые бы актуализировали потребность в речевых высказываниях, в словообразовании и словоизменении. Не сформированность навыка словообразования отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности. Поэтому специальные поиски методических путей и средств формирования словообразования имеют важное значение для всего процесса обучения и воспитания.
Читать дальше
1. Андреева, Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н. Г. Андреева: под ред. Р. И. Лалаевой. Москва: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 182 с. 2. Арушанова, А. Г. Формирование грамматического строя речи / А. Г. Арушанова. – Москва: Владос, 2005. – 296 с. 3. Ахутина, Т. В. Психология, лингвистика и междисциплинарные связи: сборник научных работ к 70-летию со дня рождения Алексея Алексеевича Леонтьева / Т. В. Ахутина. – Москва: Смысл, 2008. – 150 с. 4. Бабина, Г. В. Лингвистические и психолингвистические аспекты организации работы над произносительной стороной речи у детей с дизартрией / Г. В. Бабина, Р. Е. Идес. – Москва: Приори, 2013. – 340 с. 5. Богородицкий, В. А. Общий курс русской грамматики (Из университетских чтений) / вступ. ст. В. К. Журавлёва, И. В. Журавлёва. Издание 7-е. - Москва: Едиториал УРСС, 2011. - 576 с. 6. Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с нормой речевого развития и с общим недоразвитием речи / О. М. Вершинина // Логопед. – 2006. – № 1. – С. 78 - 85. 7. Вершинина, О. М Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед. – 2004 – № 1. – С. 25 - 40. 8. Виноградов, В. В. Исследования по русской грамматике: Избранные труды / В. В. Виноградов. – Москва: Наука, 1975. – 559 с. 9. Винокур, Г. О. Избранные работы. – Москва, 1959. - С. 419 - 442. 10. Выготский, Л. С. Основы дефектологии: учебник для вузов / Л.С. Выготский. – Санкт-Петербург: Владос, 1995. – 112 с. 11. Гафурова, Ю. А. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи / Ю. А. Гафурова, Е. А. Высоцкая, Н. Н. Китаева // Специальное образование. Том. II. – 2016. – XII. – 231 с. 12. Глухов, В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. – Москва: ACT: Астрель, 2005. – 351 с. 13. Глухов, В. П. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. - Москва: АРКТИ, 2007. – 134 с. 14. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. — 2-е изд., перераб. — Москва: Просвещение, 1985. — 112 с. 15. Ефимов, О. И. Школьные проблемы глазами врача. – Москва: Диля, 2007. — 129 с. 16. Жинкин, Н. И. Психолингвистика. – Санкт-Петербург: Лабиринт, 2009. – 288 с. 17. Жукова, Н. С, Мастюкова, Е. М., Филичева, Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: Издательство ЛИТУР, 2006. - 670 с. 18. Земская, Е. А. Словообразование как деятельность / Е. А Земская. – Москва: Просвещение, 2005. – 460 с. 19. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. — Москва: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 432 с. 20. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – Москва: Просвещение, 1985. – 207 с. 21. Коноваленко, В. В. Коноваленко, С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. Методическое пособие. - Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 48 с. 22. Лалаева, Р. И., Серебрякова, Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В Серебрякова. – Санкт-Петербург: Каро 2006. – 160 с. 23. Левина, Р. Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей // Основы теории и практики логопедии. – Москва, 1968. - 230 с. 24. Лисицкая, Л. Г. Культура русской речи: учебно-методическое пособие / Л. Г. Лисицкая. – Армавир: Редакционно-издательский центр АГПУ, 2007. – 108 с. 25. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шaховской. – Москва: Аспект-пресс, 2009. – 320 с. 26. Логопедия. Теория и практика / [под ред. д.п.н. профессора Т. Б. Филичевой]. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Москва: Эксмо, 2020. – 608 с. 27. Мичкова, Ю. Д. Формирование лексико-семантических представлений о слове у учащихся с начальных классов с недоразвитием речи: автореферат дис. … кан. пед. наук: 13.00.03 / Мичкова Юлия Дмитриевна. – Москва, 2015. – 24 с. 28. Нищева, Н. Г. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР / Н. Г. Нищева – Москва: Владос, 2006. – 576 с. 29. Правдина, О. В. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – Москва: Просвещение, 1973. – 273 с. 30. Психолингвистика / Под ред. Т. Н. Ушаковой. – Москва: ПЕР СЭ, 2006. – 320 с. 31. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции / Е. Ф. Соботович. – Москва: Классикс стиль, 2003. – 160 с. 32. Современный русский язык. Словообразование / Е. А. Земская. – Москва: Академия 2007. – 589 с. 33. Соколова, Т. В. Формирование связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи, имеющих нарушения зрения: атореферат дис. … кан. пед. наук: 13.00.03 / Соколова Татьяна Вячеславовна. – Москва, 2019. – 21 с. 34. Теория и методика развития речи детей: курс лекций / авторы-составители: И. Н. Батура, Н. Г. Здорикова. - Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2015. - 88 с. 35. Туманова, Т. В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т. В. Туманова. – Москва: Альфа, 2002. – 237 с. 36. Туманова, Т. В. Формирование словообразовательной компетенции у детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи: дис. докт. пед. наук 13.00.03 / Туманова Татьяна Володаровна. – Москва: МГОПУ, 2005. – 397 с. 37. Туманова, Т. В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи / Н. Н. Баль, М. Г. Рак // 3 б. наук. прац. Нац. ун-т І. Огіенка, 2010. – Вып. – 247 с. 38. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова – Москва: Академия, 2001. – 240 с. 39. Филиппова, О. В. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе / О. В. Филиппова. - Москва: Феникс, 2019. - 402 c. 40. Филичева, Т. Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – Москва: Москва «Гном-Пресс», 2012. – 302 с. 41. Хрестоматия по логопедии, том 2 / Под ред. Волковой, Л. С. Селиверстова В. И. / Л. С. Волкова, В. И. Селиверстов - Москва: Просвещение 2007. – 656 с. 42. Цейтлин, С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. – Москва: Знак, 2009. – 592 с. 43. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е издание, переработ., Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 176 с. 44. Цыганкова, А. В. Психолингвистические основы методики развития речи / А. В. Цыганкова // Специальное образование. – 2010. – №2. – С. 60 – 65. 45. Черемухина, Г. А., Шахнарович, А. М. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку / Под ред. А. А. Леонтьева. - Москва, 1976. - С. 92 – 104. 46. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие для логопедов, воспитателей дет. садов, учителей нач. кл., студентов пед. училищ / [Г. В. Чиркина и др.]. - [3-е изд., испр]. - Москва: АРКТИ, 2005. – 239 с. 47. Чиркина, Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: учебное пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - Москва: МГЗПИ. - 1991. – 188 с. 48. Чистович, Л. А. Физиология речи. Восприятие речи человеком. - Москва: Наука, 1976. – 195 c. 49. Чуковский, К. И. От двух до пяти. – Москва, 2007. - 233 с. 50. Шарандин, А. Л. Лексическая грамматика как объект когнитивной лингвистики / А. Л. Шарандин // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2015. – Вып. 3. – С. 72 – 79. 51. Шарандин, А. Л. Теория лексической грамматики в аспекте когнитивно-дискурсивного подхода / А. Л. Шарандин // Когнитивные исследования языка. – Москва: Ин-т языкознания РАН; Тамбов: Изд-во ТГУ, 2015. – Вып. 21. – С. 129 – 134. 52. Шахнарович, A. M. Семантика детской речи, психолингвистический анализ: автореферат дис. .... докт. филол. наук. — М., 1985. — 40 с. 53. Шуйфер, Р. И. Логопедические занятия с учащимися первых классов, имеющими недостатки произношения // Недостатки речи и письма у детей: из опыта логопедической работы / Под редакцией Р. Е. Левиной. – Москва: Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР, 1956 – С. 49 – 70. 54. Янко-Триницкая, Н. А. Словообразование в современном русском языке. – Москва: Индрик, 2001. – 503 с. 55. Ярмошкина, Д. Г. Словообразование и словоизменение в речи ребенка. – Москва: Синтез, 2015. – 120 с. 56. Ястребова, А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. –– Москва: Просвещение, 1984. – 158 с. 57. Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. - М.: 2002. 58. Туманова Т.В. Формирование словообразовательной компетенции у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста с ОНР. Автореферат на соискание уч. Ст. доктора пед. Наук. – М.: 2005. 59. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. 2-е изд. / Под ред. Н.Н. Подьякова и Ф.А. Сохина. М., 1988. 60. Ушакова Т.Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка//Материалы 3-го симпозиума по психолингвистике. - М.: 1970. 61. Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. – М.: 1979. – с. 147-165. 62. Филичева Т.Б., Чиркина Т.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: «Айрес-Пресс», 2004. 63. Филичева Т.Б., Чиркина Т.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1991. 64. Филичева Т.В. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999. 65. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений: - М.: Гуманитарный издательский Центр Владос, 2000.- 240 с. 66. Черемухина Г.А., Шахнарович A.M. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. М., 1976. С.92-103. 67. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию. - М.: 1968. 68. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза речи), М., 1990. 69. Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия/ под. Ред. Л.Б. Халиловой. - М.: 1997. – с. 240-250. 70. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1974 – 428с. 71. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М.: 1958. 72. Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи. Ж - л Дефектология 2001, №4, с. 68 – 76.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Актуальный ассортимент, приготовление и способы реализации стейков из мяса и рыбы
Количество страниц:
30
Оригинальность:
41%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Технология приготовления пищи
курсовая работа
Порядок передачи управления МКД при смене управляющей организации.
Количество страниц:
30
Оригинальность:
41%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Жилищное право
реферат
Первобытнообщинные поселения древних славян
Количество страниц:
30
Оригинальность:
67%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Архитектура
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image