Право как основной регулятор общественных отношений должно иметь определенную структуру, чтобы грамотно решать спорные вопросы между физическими и юридическими лицами, отстаивать интересы определенных индивидов, не ущемляя других, представлять человека перед государством и определять место личности в обществе.
Система права – это внутреннее проявление строения права. Оно выражает различные отрасли, отдельные нормы и институты права.
Система права демонстрирует, из каких элементов состоит право и как они связаны между собой, выражает существующую правовую действительность и предопределяется социальными строем общества, отражает интересы и потребности людей.
Среди основных признаков системы права можно выделить следующие:
1. Единство и согласованность правовых норм. Данный принцип фигурирует и в определении «системы права», это значит, что все её элементы связаны, составляют часть одного целого.
2. Дифференциация. Разделение на нормы, институты и отрасли.
3. Объективность.
4. Иерархичность. Согласно этому принципу, что система права складывается из норм, имеющих разную юридическую силу.
Поскольку российское право представляет собой некое сложное, многоуровневое образование, состоящее из множества элементов – отраслей, подотраслей, институтов и норм, то к нему применим системный подход.
Понятие «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по своему объему и включает в себя, помимо системы права, юридическую практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и система права соотносятся как целое и часть.
Категории системы права и системы законодательства неравнозначны. Специфичность права выражается в том, что это социальное явление, а право по отношению к законодательству рассматривается как более масштабная категория. Это обусловлено многими причинами:
1) Право способно формироваться только из различных источников, то бишь обычаи, договоры, или же административные или судебные прецеденты;
2) Законодательство создается самим государством, при этом выражая волю законодателя. Выходит, что право способно создаваться еще до принятия каких-либо актов.
Любая отрасль права представлена не одним, а двумя и более нормативными актами, которые образуют систему по двум аспектам:
1. По предметному содержанию регулируемых каждым актом социальных отношений.
2. По юридической силе актов, которые относятся к этой отрасли права.
Отрасли права чрезвычайно часто не совпадают с отраслями законодательства и такое несовпадение двояко. Возьмем в пример финансовое право, право на социальное обеспечение, в данных правах отрасли права абсолютно различны. Но на практике не исключены случаи, когда отрасли права совпадают с отраслями законодательства, к примеру, гражданское, трудовое, уголовное и многие другие. Такой вариант наиболее приемлем, так как развитие этих отраслей права повышает эффективность функционирования правового механизма государства.
Система законодательства направлена как на систему права, так и на форму государственного устройства, а в частности на федерацию. Это показывает существование в каждой отрасли актов как федерального уровня, так и уровня субъектов федерации.
Также система законодательства регулирует отрасли государственной деятельности. Поэтому неизбежно возникновение отраслей законодательства, которые являются комплексными, допустим законодательство о сельском хозяйстве, о социально страховании, о здравоохранении и другие. В них включены нормы различных отраслей права. Еще система законодательства направлена на форму государственного управления.
Особенности соотношения двух отраслей:
– система законодательства в той или иной степени свободна от системы права и в большей степени зависит от законодателя;
– верное понимание системы законодательства является залогом успешного функционирования системы права.
– можно сказать, что действующая система права является базой для упорядочивания законодательства.
– в системе законодательства узко описывается волевое начало права, а вот в системе права иначе конкретнее и глубже.
Соотношение системы права и системы законодательства на основе сравнения:
1) Система права охватывает и характеризует внутреннее строение права, а система законодательства внешнее строение права.
2) Система права, в отличие от системы законодательства носит объективный характер, поскольку отражает уже существующие общественные отношения, а у системы законодательства субъективный характер, так как определяется волей законодателя.
3) Как известно, главным и первичным элементом системы права является норма права, а у системы законодательства нормативно-правовой акт.
4) Система права состоит из институтов и отраслей права, а система законодательства, следовательно, из отраслей законодательства.
Следовательно, подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что система права это внутренняя сущность права, а система законодательства – внешняя сущность права, и получается, что говорить о тождественности систем нельзя. Также можно сказать, что система права выступает основой для системы законодательства, но система законодательства может обратно воздействовать на систему права.