На основании вышеизложенного мы можем сделать следующие выводы. С учетом складывающейся криминогенной ситуации основанием для реформирования уголовного законодательства Российской Федерации послужило также концептуальное положение, приведшее к принятию нового Уголовного кодекса Российской Федерации, согласно которому необходимо повысить уровень правовая защита правоохранительных органов, военнослужащих, иных должностных лиц, членов их семей и граждан, участвующих в борьбе с преступностью.
Некоторые положения УК РФ призваны обеспечить повышенную защиту жизни государственных служащих и сотрудников правоохранительных органов. Уголовный кодекс Российской Федерации включает три группы правонарушений, одно из которых находится в стадии расследования, а именно: «вмешательство в жизнь сотрудника правоохранительных органов или военнослужащих, а также их близких, в целях воспрепятствования их охранной деятельности , общественность для порядка и обеспечения общественной безопасности или в качестве возмездия за такие действия.
«Согласно гипотезе, признаки преступления по смыслу ст. 317 УК РФ, в усеченной форме. То есть объект данного состава преступления характеризуется таким действием, как «непосредственное вмешательство в жизнь сотрудника правоохранительных органов или военнослужащего, осуществляющих охрану общественного порядка и обеспечивающих безопасность населения, а также его близких» лица понимается как «убийство или покушение на убийство этих лиц в связи с их деятельностью по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности». Таким образом, такие деяния, независимо от наступления преступных последствий, квалифицируются как оконченное преступление.
Независимо от того, находится ли судебный пристав или военнослужащий в дежурстве, в дозоре, по собственной инициативе или по требованию граждан, принял меры по предупреждению нарушений общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, на него возлагается ответственность, предусмотренная статьей 317 УК РФ. Также не имеет значения, одет ли работник в форму.
Судебная практика исходит из того, что ответственность за причинение телесных повреждений полицейским и военнослужащим и их родственникам по статье 317 УК РФ наступает только в том случае, если такие действия «являются частью законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности». Если поведение виновного явилось реакцией на заведомо противоправные действия лиц, причастных к охране общественного порядка и общественной безопасности, то факт может быть квалифицирован как преступление против личности. При этом следует определить, обеспечивали ли действия лица, вмешавшегося в деятельность сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, и членов их семей необходимую защиту.
Преступление, предусмотренное статьей 317 УК РФ, может быть совершено только с прямым умыслом.
«Обязательным признаком субъективной стороны рассматриваемого правонарушения, помимо прямого умысла, является цель: стремление воспрепятствовать деятельности правоохранительных органов или военнослужащих по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; или причина: месть за указанную деятельность.
Преступления, совершенные в отношении таких лиц на почве личных связей или конфликтов, независимо от того, сознает ли потерпевший свою вину, следует квалифицировать как преступления против личности (убийство или покушение на убийство). Например, убийство сотрудника правоохранительных органов из ревности следует квалифицировать как преступление против личности (ст. 105 УК РФ).
Так, в случае причинения вреда жизни и здоровью должностного лица, как преступления с двойной целью, «основной целью является правомерное функционирование правоохранительного органа и жизнь сотрудника, военнослужащего или их родственники как дополнительный предмет». Представляется, что основным предметом данной композиции все же следует считать жизнь потерпевшего, поскольку защита интересов личности приводит к административной процедуре, направленной на защиту прав и интересов личности. В связи с этим рассматриваемое преступление относится к квалификационной категории преступлений против жизни и здоровья. Поэтому логичнее было бы перенести этот состав в главу 16 «Преступления против жизни и здоровья».
В результате рассмотрения данной темы можно сделать вывод о том, что в УК РФ необходимо более точно определить круг потерпевших, а именно дать правовое понятие сотруднику правоохранительных органов и военнослужащему, осуществляющему определенные действия. Задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в порядке, установленном законодательством.
Кажется уместным дополнить ст. 317 УК РФ, часть вторая, с указанием отдельных квалифицирующих признаков: нападение на двух и более лиц; преступление, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; нападение с оружием.