Сегодня в отечественных судах находится большое количество дел, относящиеся к требованиям компенсации морального вреда. Это означает, что такой способ защиты становится все более распространенным. В настоящее время компенсация морального вреда является весомым обеспечением личных неимущественных прав человека.
Важной проблемой, как в практической части, так и теоретической является, в первую очередь, определение понятия «моральный вред. Также доработки требует вопрос оценки размера подходящей взиманию компенсации морального вреда. Законодательство, фиксируя преимущество на компенсацию морального вреда, не ограничивает единственным способом оценки физиологических и моральных страданий, не находит определенную сумму возмещения. Это свидетельствует об отсутствии единства в определении понятий определений, требующих большей конкретики и определенности.
Если гражданину причинен моральный вред действиями, преступающими его личные неимущественные права или покушающимися на относящиеся к гражданину другие нематериальные блага, и в иных случаях, рассчитанным законом, суд может поручить на виновника обязательство денежной компенсации указанного вреда на основании ст. 151 ГК РФ.
На практике, моральный вред сопровождается негативными характеристиками в душевно-эмоциональном, психологическом состоянии гражданина, ощущающим нравственные, душевные, психологические волнения, терзания с неудачными ему последствиями.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что законодательство РФ рассматривает возможность денежной компенсации за доставленный моральный вред. Тем не менее, невзирая на огромное число норм, составляющих этот институт, в РФ отсутствует единое легальное понятие морального вреда. Такой недостаток восполняется материалами судебной практики.
«Моральный вреда» и «страдания» понимаются как действия причинившего вред непременно должны найти отражение в сознании потерпевшего, вызвать определенную психическую реакцию. Наряду с этим, отрицательные перемены в оберегаемых законом благах передаются в понимании гражданина в форме негативных чувств.
Компенсация морального вреда понимается как материально-правовая мера принуждения, с поддержкой какой производится воздействие на виновника личных моральных прав или нематериальных благ с целью возмещения потерь, вызванных нарушением этих прав им благ. Компенсация морального вреда представляет собой форму гражданско-правовой ответственности. Один из наиболее актуальных вопросов сегодня и не урегулированных законодателем проблема компенсации, в денежном эквиваленте.
При осуществлении определения размера компенсации убытка морального вреда в законодательстве определены следующие критерии: степень вины; степень физических и нравственных страданий, связанных с персональными необыкновенностями лица, которому причинен вред; характер физических и нравственных страданий, оцениваемый с учетом настоящих обстоятельств причинения морального вреда и индивидуальных особенностей пострадавшего, рассматриваемых с позиции разумности и справедливости; другие заслуживающие внимания обстоятельства (ст. 151 и 1001 ГК РФ).
Говоря о субъекте права на возмещение морального вреда, мы пришли к выводу о том, что помимо физических лиц, к нему относятся также и юридические лица. Это связано с прямым указанием в нормах закона об этом. Проблема заключается в том, что в теории нет однозначного решения вопроса о принадлежности юридического лица к таким субъектам из-за того, что последнее является безличным субъектом. Однако юридическое лицо вполне может пострадать при нарушении его прав, а именно при защите деловой репутации. Представляется обоснованным отнесение данного субъекта к субъектам права на компенсацию морального вреда в связи с тем, что даже юридические лицо может понести некие имущественные убытки и страдания.
Исходя из вышеизложенного, по делам о возмещении морального вреда всегда необходимо ставить вопрос о назначении судебно-психологической экспертизы, в таком случае суд может прийти к более справедливому ответу о сумме присуждаемой компенсации.
Представляется, что для определения нравственного вреда необходимо установить объективные критерии, более развернутые, нежели приводимые в статье 1101 ГК РФ. Предлагается эти критерии законодательно дополнить еще двумя, общими для всех видов вреда, а именно: «искренность» в страданиях и психологическое состояние потерпевшего на основании судебно-психологической экспертизы.
Таким образом, понятие «моральный вред» не соответствует законодательному содержанию, изложенному в ч. 1 ст. 151 ГК РФ. Необходимо поменять его понятием «неимущественный вред», который подразумевает физические и (или) нравственные страдания, доставленные действиями, нарушающими собственные неимущественные права или покушающиеся на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
Целесообразно также внести изменения в п. 2 ст. 151 ГК РФ, изложив ее в следующей формулировке: «при определении размеров компенсации морального вреда суд обращает внимание на степень вины злоумышленника и иные заслуживающие внимания ситуации. Суд в то же время обязан предусматривать уровень физических и нравственных страданий, связанных с персональными особенностями гражданина, которому причинен вред, а также степень вины пострадавшего и имущественное положение причинившего вреда».