ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПАТРИОТИЗМ КАК СОЦИАЛЬНОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 5
1.1 Исторический аспект патриотического воспитания 5
1.2 Патриотическое воспитание в современной теории педагогики 10
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 18
2.1 Основные формы и методы патриотического воспитания учащихся 18
2.2 Практики в сфере патриотического воспитания детей и молодежи 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 36
Читать дальше
Патриотическое воспитание молодёжи, подготовка её к защите Родины — эти вопросы всегда были и остаются важными направлениями государственной политики России. Государство уделяет большое внимание патриотическому воспитанию, рассматривая его как необходимое условие обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Вопросы воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма всегда занимали одно из ведущих мест в исследованиях ученых-педагогов. В разные периоды развития педагогической науки патриотическое воспитание рассматривалось как необходимая составная часть воспитательного процесса, причем решение этой проблемы объективно зависит от политических, социально-экономических условий конкретной страны в определенный период ее развития. Это обусловливает изменение подходов к пониманию сущности патриотизма, определению целей, задач, содержания патриотического воспитания в разные периоды развития страны, что делает данную проблему актуальной в современных условиях.
В современном образовательном учреждении приоритетным направлением учебно-воспитательной деятельности является патриотическое воспитание, ориентированное не столько на накопление очередной суммы знаний, сколько на развитие патриотических чувств, которые составляют основу гражданственности человека, гордости его за принадлежность к своей Родине.
Подводя итоги, следует отметить, что патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях представляет собой достаточно сложную задачу, что обусловлено как эффектами глобализации, так и непрерывно растущими требованиями к качеству и структуре школьного образования. Формирование патриотического сознания - процесс, требующий повышенного внимания к выбору наиболее эффективных форм и методов.
Читать дальше
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022). [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 17.12.2022).
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/ (дата обращения: 18.12.2022).
3. Алижанова Х.А., Шафиев М.М. Теоретические подходы организации духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 3 (82). - С. 150-152.
4. Гуров В.Н., Исламов Р.Р., Гурова Е.В. Практика работы институтов государственно-общественного управления общеобразовательной школы по патриотическому воспитанию обучающихся // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 6 (85). - С. 73-75.
5. Долгушев Е.В., Рачковская Н.А., Ефименко В.Н. Выявление экстремистских и террористических проявлений в поведении подростков и профилактическая деятельность в школе // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 5 (84). - С. 77-79.
6. Зарипова Е.И., Кирьянова Т.П., Лобова Т.И. Событийность в гражданско-патриотическом воспитании школьников // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2016. - №2 (11). - С. 97-100.
7. Зибров Г.В., Самедова Ю.А. Генезис патриотического воспитания: социокультурный аспект // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2020. №15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-patrioticheskogo-vospitaniya-sotsiokulturnyy-aspekt (дата обращения: 15.12.2022).
8. Иванова Д.В., Константинова В.В. Организационно-педагогические условия гражданско-патриотического воспитания студентов вуза // Вестник Марийского государственного университета. - 2019. -Т. 13, № 3. - С. 344-351.
9. Касамара В.А., Сорокина А.А. «С чего начинается Родина»: патриотизм в представлениях студенческой молодежи // Общественные науки и современность. - 2016. - № 6. - С. 99-110.
10. Куршев А.Х. Формирование правовой культуры студентов // Мир науки, культуры, образования. -2020. - № 3 (82). - С. 157-158.
11. Леонтович А.В. Как выполнить индивидуальный проект в команде? // Исследователь/Reseacher. Научно-методический журнал. - 2019. - №3 (27). - С. 65-76.
12. Матусевич В.З., Керимов М.М. Пути оптимизации гражданско-патриотического воспитания в современной школе // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71. - С. 71-75.
13. Миронов А.В. Идея патриотизма в греческой философии // Известия Саратовского университета. Новая серия: философия, психология, педагогика. 2016. Т. 186 (16). № 3. С. 276-280.
14. Мурзина И.Я., Казакова С.В. Перспективные направления патриотического воспитания // Образование и наука. - 2019. - Т. 21, № 2. - С. 155-175.
15. Орлова А.В., Шагбанова Х.С. Проблемы патриотического воспитания в современной школе и пути его оптимизации // Образование и право. 2022. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-patrioticheskogo-vospitaniya-v-sovremennoy-shkole-i-puti-ego-optimizatsii (дата обращения: 15.12.2022).
16. Орлова А.В., Шагбанова Х.С. Формирование патриотических чувств молодежи в условиях глобализации // Образование и право. 2022. № 7. - С. 319-325.
17. Самедова Ю. А., Григоров С.Ю., Забавников В.Н. Психолого-педагогические аспекты военно-патриотической идентификации курсантов в условиях военного вуза // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28812. (дата обращения 11.02.2020).
18. Санина А.Г. Патриотизм и патриотическое воспитание в современной России // Социологические исследования. - 2016. - № 5. - С. 44-53.
19. Силакова О.В., Спицына Т.А. Патриотическое воспитание в общеобразовательных школах как приоритетное направление в российском образовании // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 5 (66). - С. 101-103.
20. Степаненко Н.А., Мантрова М.С. Гражданско-патриотическое воспитание как приоритетное направление работы школы на современном этапе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - №4 (17). - С. 250-253.
21. Узоков А.М. Направления воспитания патриотизма в современных условиях // Вестник науки и образования. 2021. №17-2 (120). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-vospitaniya-patriotizma-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 15.12.2022).
22. Фоминых С.О. К вопросу организации деятельности по гражданско- патриотическому воспитанию студентов // Образовательные ресурсы и технологии. 2022. №2 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-organizatsii-deyatelnosti-po-grazhdansko-patrioticheskomu-vospitaniyu-studentov (дата обращения: 17.12.2022).
23. Чельцов М.В. Генезис понятия «патриотизм» в социальной и педагогической сферах до конца XIX века // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». Новосибирск, 2017. Вып. 1. С. 178-186.
24. Шелудько Е. А. Патриотическое воспитание обучающихся основной школы посредством текстов краеведческого характера // Гуманитарная парадигма. 2020. №1 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-obuchayuschihsya-osnovnoy-shkoly-posredstvom-tekstov-kraevedcheskogo-haraktera (дата обращения: 17.12.2022).
Читать дальше