ВВЕДЕНИЕ Стр.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы организации взаимодействия школы с семьями учащихся с ОВЗ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика семей детей с ограниченными возможностями здоровья
1.2. Методические формы взаимодействия семьи и школы
1.3. Подходы к повышению качества организации взаимодействия школы с семьями детей с ОВЗ
ГЛАВА 2. Методическая разработка по повышению эффективности взаимодействия с семьями учащихся с ОВЗ
2.1. Исследование применяемых форм работы с родителями младших школьников с ОВЗ
2.2. Методические рекомендации по повышению эффективности работы школы с семьей ребенка с ОВЗ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение 1
Приложение 2
Читать дальше
Появление ребенка с отклонениями в развитии является изменением условий функционирования семьи. Особенности функционирования семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, нагляднее всего проявляются как изменения в функциях семьи. При появлении больного ребенка функции семьи модифицируются, сужаются либо расширяются, осуществляются полностью или частично. Нарушение или изменение любой из семейных функций происходит на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. Особое функционирование семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, создает специфические условия воспитания этого ребенка.
Теоретический анализ проблемы показал, что семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, требуются целенаправленная помощь, которую может оказать образовательное учреждение, в том числе на основе уже разработанных форм взаимодействия с ними.
Между тем диагностика качества организации эффективности взаимодействия родителей детей с ОВЗ и школы показали неудовлетворенность родителей работой школы.
В связи с этим нами предложен комплекс рекомендаций, направленных на повышение эффективности взаимодействия родителей и школы.
Данная работа еще раз подтвердила необходимость и важность организации работы по взаимодействию семьи, воспитывающей ребенка с особенностями в развитии и школы.
Читать дальше
1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: учеб. пособие. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 216 с.
2. Воронцова Т.Н. Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ как проблема специального (дефектологического) образования // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 23 (43). – С. 32 – 39
3. Губер Т.В. Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и семей имеющих детей с особыми возможностями здоровья // Инклюзивное образование - образование для всех. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 40-42.
4. Дубровская Л.А., Самойленко Е.В., Дубровский В.Л. Теоретическое обоснование использования современных форм работы с родителями учеников младшей школы // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 5-4 (49). С. 79-87.
5. Емельянова И.А., Шаповалова О.Е., Шкляр Н.В., Карынбаева О.В., Борисова Е.А. Профилактика нарушений письма у младших школьников в условиях семейного воспитания // Dilemascontemporáneos: Educación, Política y Valores. 2019. Т. 7. № 12. С. 114-119
6. Завалова Е.Г. Роль семьи в воспитании ребенка с ОВЗ // Журнал гуманитарных наук. 2018. № 2 (20). С. 6-7.
7. Зерницкий О.Б. Исследование взаимосвязи родительского отношения с психоэмоциональными состояниями детей с тяжелыми соматическими заболеваниями. – Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : М., 2005. 179 c.
8. Жимаева Е.М. Социально-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, в условиях дошкольной образовательной организации. Историческая и социально-образовательная мысль. 2019. Том. 11. № 6 - 1. С. 32-39.
9. Кан-Калик В.А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопросы психологии. - 1985. - № 4. - С. 9-17.
10. Карпенко А.В., Казанцева В.А. Взаимодействие педагога и родителей учащихся как средство гармонизации образовательного процесса в начальной школе // Культура родительства и семейные ценности в современном мире. сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Киров, 2021. С. 127-130.
11. Коряковцева О.А. Социально-педагогическое сопровождение семей с детьми. Учебное пособие. – М., 2020. – 143 с.
12. Котовская С.В. Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья // Организация комплексного сопровождения обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 64-68.
13. Кухарчук О.В., Игнатьева К.В. Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья // Психология, социология и педагогика. 2016. № 9. – С. 39-43
14. Maматoвa A.Ф., Ибрагимова А.Р. Особенности психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ // Аллея науки. 2020. Т. 1. № 6 (45). С. 849-852.
15. Мишина Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья // Учебные записки орловского государственного университета. – 2014. – № 4 (60). – С. 293–295.
16. Немов Р.С. Психология. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.
17. Ольхина Е.А., Шитикова А.А. Образовательные запросы семьи ребенка с овз: экспериментальный анализ // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. С. 221-225.
18. Посысоев Н.Н. Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2011. – 76 с.
19. Роботова А.С. К сотрудничеству с семьей // Народное образование. -2002. №5. С. 186-189.
20. Тащёва А.И., Гриднева С.В., Арпентьева М.Р. Основные направления психолого-педагогического сопровождения учащихся и обучающихся с ОВЗ и их семей в контексте академического консультирования // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11. № 1. С. 226-235.
21. Ткачёва В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. — М.: Национальный книжный центр, 2014. – 144 с.
22. Ткачева В.В., Бразгун Т.Н. К проблеме дисфункциональности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Системная психология и социология. 2018. № 3 (27). С. 84-98.
23. Яговкина Л.С. Подготовка родителей к содействию образованию детей с нарушением интеллекта // Социализация и профилизация детей с особыми образовательными потребностями, в том числе с нарушением интеллектуального развития в системе образования: опыт и перспективы. материалы I международной научно-практической конференции. КГУ «Центр методической работы и информационных технологий в сфере образования» КГУ «Управление образования акимата Северо-Казахстанской области». 2021. С. 6-9.
Читать дальше