В современном мире влияние компаний на состояние окружающей среды приобретает все большее значение. В отличие от традиционных представлений о результативности бизнеса, где максимизация прибыли является главной задачей, сегодня корпоративный сектор выполняет особую роль в обеспечении социальной справедливости и достижении различных целей и задач устойчивого развития. Устойчивое развитие стало настолько актуальным учением, что может по-настоящему считаться отдельной подотраслью экономической науки. Внедрение рационального природопользования и эффективное финансирование «зеленых» проектов требует преодоления ряда политических, институциональных и экономических барьеров.
Особенностями термина «устойчивое развитие» являются его двойственность трактовки. В зависимости от экономического и идеологического сознания формулировка и ее суть менялась практически каждые пять-десять лет на протяжении всего ХХ в. Флагманом популяризации проблемы устойчивого развития выступили международные общественные и межправительственные организации, в частности Организация Объединенных Наций (ООН). Деятельность ООН по вопросам устойчивого развития с середины ХХ в. трансформировалась от рассмотрения общегуманистических и социальных проблем до обсуждения вопросов сохранения окружающей среды, а также снижения негативного эффекта деятельности человечества на природу.
Устойчивое финансирование становится глобальной тенденцией и основной деятельностью бизнеса. Это можно наблюдать в действиях компаний, инвесторов и политиков. Почти все крупные зарегистрированные на бирже компании, даже в энергетическом или горнодобывающем секторах, создали отделы КСО или устойчивого развития, назначили главных должностных лиц по устойчивому развитию или имеют комитеты по КСО в своих советах директоров. Все они выпускают ежегодные отчеты об устойчивом развитии, в которых раскрывается их углеродный след, участие сообщества, отношение к сотрудникам и различные другие вопросы заинтересованных сторон.
Сегодня почти каждая компания и инвестор пытаются заявить, что то, что они делают, так или иначе связано с устойчивым развитием. Это связано с тем, что требования устойчивого развития часто могут принести им значительные финансовые выгоды: более низкая стоимость капитала (поскольку все больше людей готовы вкладывать свои деньги в устойчивые компании и фонды), более низкие процентные ставки банков (поскольку банки воспринимают устойчивые компании как компании с низким уровнем риска), и большая доступность капитала.
Было бы логично, если бы рост фондов экологического, социального и корпоративного управления принес бы пользу автопроизводителю электромобилей, такому как Tesla. Компания позиционирует себя не только как ключевые акции в портфеле ESG каждого, но и как вертикально интегрированный рынок. Акции Tesla популярны среди ESG. Согласно отчету MSCI за 2021 год, его акции находятся в двух из трех крупнейших фондов ESG по активам под управлением — ETF iShares ESG Aware MSCI USA и Vanguard FTSE Social Index Fund.
Но добросовестность Tesla в бизнесе устойчивых фондов стала предметом пристального внимания. Tesla заняла 46-е место среди компаний S&P 500 по включению в фонды, которые сосредоточены на таких вопросах, как устойчивость и разнообразие, подчеркнув, что, хотя инвесторы помещают Tesla в 10% лучших компаний по СУВ, они по-прежнему видят риски в стратегии Tesla.
На первый взгляд, Tesla кажется легким выбором для портфельных менеджеров, ориентированных на СУВ. Компания по производству электромобилей, возможно, сделала больше, чем любой другой автопроизводитель, чтобы ускорить переход от автомобилей, потребляющих бензин, к электромобилям, занимая 68% рынка электромобилей США.
Более того, способность Tesla масштабировать поставки демонстрирует шаг в правильном направлении в борьбе с изменением климата. Снижение выбросов углекислого газа встроено в бизнес-модель Tesla и продукты, которые варьируются от автомобилей до солнечных батарей.
Но под капотом есть и другие аспекты, которые выглядят менее благоприятными для инвесторов, ориентированных на устойчивость и хорошее корпоративное поведение. Вот что сдерживает Tesla в мире инвестирования в СУВ. Например, компания отставала от других автопроизводителей в предоставлении информации о своих выбросах парниковых газов, впервые раскрыв свои выбросы от операций и использования энергии в мае 2022 года в годовом отчете компании.
Хотя Tesla, возможно, и играет свою роль в вытеснении с дороги автомобилей, работающих на топливе, она отстает от своих конкурентов, если рассматривать ее через более широкую призму СУВ.
Несмотря на то, что компания улучшила свою прозрачность в отношении выбросов и разнообразия, отчасти из-за агитации со стороны инвесторов СУВ, Tesla останется одной из наиболее спорных акций в инвестиционной среде.