ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3 ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ КАК СРЕДСТВО ЛИТЕРАТУРНОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ.....................................................5 1.1. Роль художественной детали в раскрытии образа литературного произведения..........................................................................................................5 1.2. Типология и функция художественных деталей...........................................9 ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ.......................................................................................16 ГЛАВА 2. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ В РАССКАЗАХ А.П. ЧЕХОВА И В.В.НАБОКОВА......................14 2.1. Художественные детали в рассказах А.П. Чехова....................................14 2.2. Художественные детали в рассказах В.В. Набокова...............................29 ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ.......................................................................................36 ГЛАВА 3. СРАВНЕНИЕ ОПИСАНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ В РАССКАЗАХ А.П. ЧЕХОВА И В.В.НАБОКОВА........................................38 ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ.......................................................................................54 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................58 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................61

Художественная деталь в рассказах А.П. Чехова и В.В. Набокова»

дипломная работа
Литература
60 страниц
86% уникальность
2022 год
30 просмотров
Карпова А.
Эксперт по предмету «Русская литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3 ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ КАК СРЕДСТВО ЛИТЕРАТУРНОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ.....................................................5 1.1. Роль художественной детали в раскрытии образа литературного произведения..........................................................................................................5 1.2. Типология и функция художественных деталей...........................................9 ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ.......................................................................................16 ГЛАВА 2. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ В РАССКАЗАХ А.П. ЧЕХОВА И В.В.НАБОКОВА......................14 2.1. Художественные детали в рассказах А.П. Чехова....................................14 2.2. Художественные детали в рассказах В.В. Набокова...............................29 ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ.......................................................................................36 ГЛАВА 3. СРАВНЕНИЕ ОПИСАНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ В РАССКАЗАХ А.П. ЧЕХОВА И В.В.НАБОКОВА........................................38 ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ.......................................................................................54 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................58 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................61
Читать дальше
Актуальность. Для настоящего писателя в творческом процессе очень важную роль играет такая «мелочь» – художественная деталь – а также умение не просто поместить её в текст, но ещё и наполнить ценностно-смысловым содержанием. Однако работа с художественной деталью оказывается интересной и значимой не только для автора. Оценить всё это по достоинству и развить способность видеть и понимать суть детали может и читатель, даже в достаточно раннем возрасте. Кроме того, вместе с умением найти деталь к учащимся приходит не только более полное и точное представление о характере героя, но и осознание того, что деталь является ключом к пониманию смысла конкретного стихотворения, рассказа, романа и т.д. А значит, при изучении художественного произведения в школе необходимо учитывать роль деталей в нём – иначе представление об идее, заключённой автором в тексте, будет неполным. В филологической науке не много явлений, столь часто и столь неоднозначно упоминаемых, как деталь. Интуитивно деталь воспринимается как «что-то маленькое, незначительное, означающее что-то большое, значительное». В литературоведении и стилистике давно и справедливо утвердилось мнение о том, что широкое использование художественной детали может служить важным показателем индивидуального стиля и характеризует таких, например, разных авторов, как Чехов и Набоков.


Вместе с Work5 контрольные под заказ в Иркутске делаются быстро.


Обсуждая прозу XX века, критики единодушно говорят о ее тяготении к детали, которая отмечает только незначительный признак явления или ситуации, предоставляя читателю самому дорисовать картину. На современном этапе развития лингвистики текста и стилистики анализ литературного произведения не может считаться полным без изучения функционирования в нем художественной детали. В связи с этим цель данного исследования заключается в целостном изучении и анализе различных видов художественных деталей, в определении их значимости в создании рассказов. Цель – изучить художественную деталь в рассказах А.П. Чехова и В.В. Набокова. Задачи: – рассмотреть роль художественной детали в раскрытии образа литературного произведения; – изучить типологию и функцию художественных деталей; – проанализировать художественные детали в рассказах А.П. Чехова; – проанализировать художественные детали в рассказах В.В. Набокова; – провести сравнение описаний художественных деталей в рассказах А.П. Чехова и В.В. Набокова. Объект – художественные детали в рассказах А.П. Чехова и В.В. Набокова. Предмет – художественные детали в литературе. Методы исследования в работе – сравнение и анализ. Степень разработанности. Художественной детали в произведениях А.П. Чехова посвящены работы таких отечественных исследователей, как Ветохина И.И., Проскурина Е.Н., и др. Художественным деталям в творчестве В.В. Набокова посвящены работы таких авторов, как Алексеева Ю. И., Долинин, А., Ермоленко Г. Н. и др. Теоретическая и практическая значимость. Работу можно использовать для более глубокого изучения роли художественной детали в творчестве русских писателей. Научная новизна. Проанализирована роль художественной детали в рассказах на примере творчества А.П. Чехова и В.В. Набокова. Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Читать дальше
Творческий замысел автора произведения, характер отображаемой действительности, индивидуально-авторские мировоззренческие установки, особенности художественного мышления автора текста, а также осознанное или неосознанное отношение к языку, его потенциалу, нормам определяют принципы отбора языковых единиц и организации речевой структуры литературно-художественного произведения. Антон Павлович Чехов является одним из выдающихся писателей отечественной литературы. Это настоящий мастер короткого рассказа. Произведения Чехова отличаются не только иронией, но еще и невероятным сочувствием к людям и их переживаниям. Его творчество характеризует фраза: «Краткость — сестра таланта». Антон Павлович действительно являлся сторонником краткости, он терпеть не мог лишних слов. Как можно заметить, в основе произведений автора лежит сравнительно небольшой эпизод, который является обыденным, но в то же время весьма показательным. В нем больше говорят не герои, а детали. Рассмотрим, какую роль в рассказах Антона Павловича Чехова играет художественная деталь. Художественная деталь представляет собой некую подробность, с помощью которой автор расширяет смысл повествовании своего произведения, а также более точно и подробно описывает характеры своих героев, их быт и нравы. Например, известным рассказом Чехова является произведение «Толстый и тонкий», в котором не обошлось без деталей. Как только Тонкий узнает, что Толстый добился чина тайного советника, а также две звезды, он как будто начинает уменьшаться в размерах. Кроме того, начинают сморщиваться и его «узлы, чемоданы и картинки». Эта художественная деталь показывает, как изменяется атмосфера встречи двух школьных товарищей. Читатель сразу же замечает между персонажами присутствие социального неравенства. О нем автор кратко рассказал в начале произведения. Так, от Тонкого пахло ветчиной и кофейной гущей, а от Толстого чувствовался запах флердоранжа и хереса. Можно утверждать, что в рассказах Антона Павловича Чехова деталь представляет собой некую подробность, которая раскрывает внимательному читателю новый смысл, новое прочтение ситуации или характера. Детали в произведениях Чехова выражаются несколькими словами. Основная роль художественной детали в рассказах выдающегося писателя заключается в усилении впечатления читателя от прочитанного. Художественная деталь позволяет читателю более полно и глубоко осознать проблематику произведений. Набокова по праву называют мастером художественной детали. Его рассказы заставляют читателя подумать, поразмышлять над ними, найти ответы на вопросы после прочтения текста, скрытые под маской художественной детали. Владимир Набоков почти всегда оставляет финал рассказа открытым, давая возможность читателю самому дописать историю, поскольку для него важно участие читателя в тексте, в какой-то степени это можно назвать «соавторством». Также немаловажной особенностью почти всех рассказов является их автобиографичность, особенно она проявляется в рассказе «Знаки и символы», «Весна в Фиальте». Складывается такое ощущение, что Владимира Набоков словно тайно рассказывает читателю о том, что давно беспокоить его душу и, наделив героев собственными страданиями, облегчает свои в какой-то мере. Ключевые единицы — в нашем случае художественные детали — актуализируются автором и несут в себе определенный символический смысл. Сама эстетическая природа детали заключает в себе естественное противоречие между частным положением ее в системе многочисленных элементов и компонентов произведения и стремлением сказать больше, чем она – как реалия – представляет, с неявной претензией на обобщение, на целостное представление предмета, идеи, образа. В рассказе же Чехова всё логически мотивировано: поступки и мысли героя, выбор им евангельского эпизода, финальное настроение, смена пейзажа. Различие героев отзывается и в повествовательной структуре рассказов. Она свидетельствует о реалистическом и модернистском акценте стиля авторов. Перволичная форма повествования у Набокова эмоционально приближает героя к читателю, создавая иллюзию достоверности. Спонтанность и хаотичность переживаемого состояния, его эмоциональная напряжённость ощущается в импрессионистичности описаний и причудливости тропов. Мир, включая грозу и происходящее с пророком, воспринимается субъективно и субъективированно. В то время как повествование от третьего лица у Чехова с включением голоса героя в речь автора тяготеет к иллюзии объективности. Подводя итоги, можно сказать, что Чехов, являясь в вопросах религии “человеком поля” (А.П. Чудаков)9 и десакрализуя евангельский миф, остаётся в русле духовного императива русской классической литературы и проявляет этическое содержание Евангелия. Набоков же, обращаясь к Священному Писанию, играет традициями различного уровня, совмещая присущую авангардизму метафизичность и эстетическую игру постмодернизма. В обоих случаях вера остаётся за скобками. Религия же присутствует в рассказах в этимологическом значении “связь”, но связывает человека с различными сферами бытия.
Читать дальше
I. Источники 1. Набоков В.В. Лекции по русской литературе. –СПб.: Азбука, Азбу-ка-Аттикус, 2017.– 448 с. 2. Набоков В.В. Полное собрание рассказов / сост. А. Бабиков. 3-е изд., уточненное. –СПб.: Азбука, Аз-бука-Аттикус, 2016.– 752 с. 3. Набоков В.В. Строгие суждения. M.: КоЛибри, 2018. –C. 39. 4. Чехов А.П. Малое собрание сочинений / Антон Чехов. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2018. - 800 с. 5. Чехов А.П. Собр. соч. и писем: В 30-ти тт.: Письма: В 12-ти тт. –М.:Проза, 1974-1985.– Т. 11. –С. 273. II. Научно-критическая литература 6. Александрова О. В. Единство прагматики и лингвопоэтики в изучении текста художественной литературы // Проблемы семантики и прагматики: сб. науч. тр. / Калин. ун-т. Калининград, 2016. –С. 3-7. 7. Алексеева Ю. И. Речевое воплощение художественных деталей символического характера в романах В. Набокова // Известия Самарского научного центра РАН. 2019. –№ 3.– Ч. 2. –С. 455-457. 8. Арнольд И. В. Импликация как прием построения текста и предмет филологического изучения // Вопросы языкознания.– 2018. –№ 4. –С. 83-91. 9. Баранов А. Г. Функционально-прагматическая концепция текста. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2018. –182 с. 10. Болотнова Н. С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня.– Томск: Изд-во Томского ун-та, 2019. –309 с. 11. Ветохина И.И. Деталь в рассказах А.П. Чехова. http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2004/02/vetohina.pdf (Дата обращения: 07.11.2022) 12. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения.– М.: Наука, 2017. –176 с. 13. Гусева Е. В. Художественная деталь как жанрообразующий признак // Известия Самарского научного центра РАН. –2021. –№ 2. –Ч. 6. –С. 1502-1508. 14. Дейк Т. А., ван. Вопросы прагматики текста // Текст: аспекты изучения семантики, прагматики и поэтики: сб. ст.– М.: Эдиториал УРСС, 2001. –С. 90-167. 15. Демьянков В. З. Понимание как интерпретирующая деятельность // Вопросы языкознания. –2017. –№ 6.– С. 58-67. 16. Добин Е. С. Сюжет и действительность. Искусство детали. –М.: Писатель, 2018. –432 с. 17. Долинин, А. Вслед Жолковскому. Пять заметок о рассказе Набокова «Весна в Фиалте». https://www.academia.edu/36280156/(Дата обращения: 07.11.2022) 18. Ермоленко Г. Н. К проблеме интертекстуальных связей в прозе Набокова и Бунина: новеллы «Весна в Фиальте» и «Генрих» // Русская филология: ученые записки Смоленского государственного университета. –2018. –Т. 15.– С. 166-177. 19. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. –М.: Флинта, 2021. –248 с. 20. Жаворонок И. А. Художественная деталь и ее функции в творчестве Л. Е. Улицкой: дисс. ... к. филол. н.– Тверь, 2012. –172 с. 21. Звегинцев В. А. Предложение и его отношение к языку и речи. –М.: Изд-во МГУ, 2017.– 307 с. 22. Кропоткин П. Русская литература. Идеал и действительность. –М.: Русский издательский центр, 2018. –173 с. 23. Кузнецова А. В. Метатекст в художественном тексте: прагматика и функции // Филологические науки. Вопросы теории и практики. –2020.– Т. 13. –Вып. 9. –С. 265-269. 24. Кузнецова А. В. Рецептивно-интерпретативное пространство художественного текста: проблемная парадигма // Филологические науки. Вопросы теории и практики. –2019. –Т. 12. –Вып. 12. –С. 118-121. 25. Кухаренко В. А. Интерпретация текста. –М.: Просвещение, 2018. –192 с. 26. Лекманов О. Принцип не совсем обманутых ожиданий. По рассказу Владимира Набокова «Весна в Фиальте». http://lit.1september.ru/articlef. php?ID=200300310 (Дата обращения: 07.11.2022) 27. Лекманов, О. А. Внимательному читателю рассказа В. В. Набокова «Весна в Фиалте» / О. А. Лекманов // Русская речь. - 2018. - № 2. - С. 22-26. 28. Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения // Поэтика. Труды русских и советских поэтических школ / сост. Дьюла Кирай, Арпад Ковач. Tankonykiado - Budapest, 2017. –С. 725-736. 29. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. –М.: Искусство, 1970. –384 с. 30. Лукин В. А. Художественный текст. Основы лингвистической теории и элементы анализа. –М.: Ось-89, 1999. –192 с. 31. Лукьянчук Н. В. Теоретические предпосылки исследования художественной детали // Язык и культура (Новосибирск). –2019. –№ 3.– С. 62-66. 32. Манн Ю. В. Сквозь призму художественной детали: дополнение к теме // Гуманитарное пространство. –2018.– № 4. –С. 702-710. 33. Матвеева Г. Г. Актуализация прагматического аспекта научного текста. –Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т, 2015. –132 с. 34. Михайлова Н.Д. К вопросу о циклизации малой прозы в русской литературе второй половины ХIX века // Вестник Тверского государственного университета. Серия Филология. -2012. - №3. - С. 213-218. 35. Падучева Е. В. Семантические исследования (семантика времени и вида в русском языке; семантика нар-ратива). Изд-е 2-е, испр. и доп. –М.: Языки русской культуры, 2019. –480 с. 36. Погребная Я.В. Эволюция религиозных идей и образов в творчестве Владимира Набокова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. –№ 9 (51): в 2 ч. –Ч. 2. –C. 167-171. 37. Проскурина Е.Н. «Поднимая опущенный плед» функция художественной детали в творчестве А. П. Чехова. https://cyberleninka.ru/article/n/podnimaya-opuschennyy-pled-funktsiya-hudozhestvennoy-detali-v-tvorchestve-a-p-chehova-urok-praktikum-v-11-m-klasse (Дата обращения: 07.11.2022) 38. Просянникова О. И. Актуализация имплицитности художественной детали в текстах психологической прозы: на материале английского психологического рассказа XX века: дисс. ... к. филол. н. –СПб., 2018. –174 с. 39. Садофьева А. Ю. Культурно-бытовая деталь в художественном тексте // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. –2018. –№ 2. –С. 129-136. 40. Станиславский К.С. А.П. Чехов в Московском Художественном театре // Чехов в воспоминаниях современников. –М., 1954. –С. 387. 41. Степанов Ю. С. В поисках прагматики (проблема субъекта) // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка.– 2019. –Т. 40. –№ 4. –С. 325-332. 42. Телия В. Н. Вторичная номинация и ее виды // Языковая номинация (виды наименования). –М.: Наука, 2017. –С. 89-132. 43. Титов О. А. Образ времени в рассказе В. Набокова «Сказка» // Семантика и функционирование языковых единиц в разных типах речи : сб. статей в 2 ч. — Ярославль : Изд-во ЯГПУ — 2021. — С. 136—147. 44. Ткачёва Р. А., Михайлова Н. Д., Витлинская Л. Г. Образотворческая роль художественной детали в рассказе А. П. Чехова «Враги» // Международный научно-исследовательский журнал. –2020. –№ 12 (102). –Ч. 3. –С. 176-180. 45. Ткачёва Р.А. Он никогда не чувствовал призвания к медицине (по рассказу А.П. Чехова «Палата №6»). // Молодёжь, наука, медицина: материалы 65 Всерос. межвуз. студенческой науч. конф. с международным участием / Тверской государственный медицинский университет. - Тверь, 2019. - С. 375-379. 46. Фёдоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. - Рига: Знание, 1988. - 456 с. 47. Чернец Л. В. О художественной детали // Русский язык и литература для школьников. –2019.– № 8.– С. 10-15. 48. Чудаков А.П. Мир Чехова. Возникновение и утверждение. - М.: Сов. писатель, 1986. - 379 с. 49. Чуковский К. Соч.: В 2-х тт. Т. 2. Критические рассказы.– М., 1990. –С.222-223. 50. Шмид В. Эквивалентность в повествовательной прозе. По примерам из рассказов А.П. Чехова // Шмид В. Проза как поэзия. Пушкин. Достоевский. Чехов. Авангард. –СПб., 1998. –С. 214-294.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
«Условия формирования конституционных отношений в дореволюционной России 1905-1917»
Количество страниц:
30
Оригинальность:
77%
Год сдачи:
2022
Предмет:
История
курсовая работа
Анализ конкурентоспособности продукции
Количество страниц:
30
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Совершенствование сдельной формы оплаты труда в ООО «Ляпота»
Количество страниц:
53
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Управление персоналом
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image