Каждая область права состоит из правовых норм, которые представляют собой ее организованное целое. Поэтому основными элементами административного права являются административно-правовые нормы. Административно-правовые нормы регулируют административно-правовые отношения, то есть общественные отношения, рождающиеся в сфере исполнительной власти, реализация которых в случае несоблюдения обеспечивается принуждением «государства». Модель содержит правило, пример правильного поведения (позицию) при определенных условиях (гипотезу). Большое количество административно-правовых актов можно разделить на виды по различным признакам. Важнейшими из них являются следующие: по своему назначению административно-правовые нормы делятся на нормативные и охранительные, материальные и процессуальные нормы по содержанию и т. д.
Административно-правовые отношения характеризуются следующими признаками: одной из сторон этих отношений всегда является полноправный исполнительный орган или его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями. Административные правоотношения - это властные отношения, органы исполнительной власти, которые являются непременным объектом административных правоотношений, а их должностные лица вправе действовать от имени государства. Административно-правовые отношения могут возникнуть по инициативе одной из сторон, но согласие другой стороны не является обязательным. Споры, возникающие между участниками административно-правовых отношений, в большинстве случаев разрешаются в административном (внесудебном) порядке - непосредственно судебными и односторонними решениями уполномоченного органа исполнительной власти. В случае нарушения нормативных требований любой из сторон, эта сторона несет ответственность перед государством и будет представлена его органами.
В административно-правовых отношениях как основном элементе механизма правового регулирования индивидуализируются положения той или иной нормы административного права, определяются характер, права, обязанности, функции, задачи и обязанности участников отношений. Эти отношения влияют на процессы управления через волю и осознанность их участников, как конечный эффект координации управленческой, стимулирующей и преобразующей деятельности. Обобщая вышеизложенное, можно получить общую характеристику предмета административного права, то есть тех общественных отношений, которые регулируются нормами административного права. Это управленческие отношения, такие как:
- управленческие отношения, в рамках которых непосредственно осуществляются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;
- управленческие отношения внутриорганизационного характера, касающиеся деятельности субъектов законодательного (представительного) и судебного аппарата, а также органов прокуратуры;
- управленческие отношения, устанавливаемые с участием местных администраций;
- индивидуальные управленческие отношения организационного характера, возникающие в рамках «внутренней» жизни общественных объединений и иных негосударственных образований, а также в условиях осуществления общественными объединениями внешне императивных функций и полномочий.
Следовательно, административно-правовые отношения - это административно-общественные отношения субъектов, регулируемые и гарантируемые нормами административного права (права, обязанности, способы, формы, предписания, полномочия, запреты, обязанности и др., государственно-управленческие и управленческие отношения, которые возникают в результате осуществления управленческой функции при осуществлении последней функции государственного управления.
Таким образом, можно вывести общую характеристику предмета административного права, т.е. общественных отношений, регулируемых нормами административного права. Это управленческие отношения, такие как:
- управленческие отношения - в рамках этих отношений непосредственно осуществляются миссии, функции и полномочия исполнительной власти;
- управленческие отношения внутриорганизационного характера - возникают в рамках деятельности законодательной и судебной власти и министерства;
- управленческие отношения - создаются с участием местных администраций;
- индивидуальные управленческие отношения организационного характера - проявляются во "внутренней" сфере деятельности различных негосударственных субъектов, а также при осуществлении внешних функций и полномочий общественными объединениями.
Менеджмент действует во всех сферах общественной жизни, эта деятельность имеет широкий размах и разнообразное содержание. Во многих случаях административный труд настолько специфичен, настолько тесно связан с конкретным видом деятельности, что регулируется не нормами административного права, а другими его отраслями. Так, управленческая деятельность администрации предприятий, учреждений по отношению к своим работникам регулируется трудовым законодательством, следствие и предварительное следствие - уголовно-процессуальным законодательством, управленческие отношения, связанные с финансово-финансовым законодательством. Поэтому крайне важно уточнить определение предмета административного права: оно регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые регулируются другими отраслями права Российской Федерации.