Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сказок 5
1.1 Понятие экономика, экономические представления 5
1.2 Особенности развития экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста 9
1.3 Сказка как средство развития экономических представлений у старших дошкольников 17
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению экономических представлений у старших дошкольников посредством сказок 22
2.1 Изучение уровня сформированности экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2 Организация работы по развитию экономических представлений посредством сказок 29
2.3 Анализ экспериментальной работы 36
Заключение 41
Библиографический список 44
Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы.
Сегодня новые условия жизни выдвигают новые требования к личности и тем самым объективно-естественно порождают новый тип личности, установки, образ поведения и деятельности, отвечающие задачам общественного развития. Необходимость постановки вопроса об экономическом воспитании диктуется тем, что современное молодое поколение находится в необычайно жестких условиях природной и социальной среды, которая характеризуется социально-политической и экономической нестабильностью и неопределенностью. Поэтому приобщение детей к экономике - один из факторов экономической социализации, оказывающий огромное влияние на складывающиеся отношения ребенка к материальным и духовным ценностям и в целом - на становление личности ребенка.
В этом состоит цель экономического воспитания: формирование у детей доступных экономических понятий, воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для их счастливого детства, воспитание уважения к тем, кто проявляет заботу о них.
Пониманию многих экономических явлений, понятий, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.
Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Сюжеты сказок и сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки ребёнок, как бы становиться её действующим лицом. Потребность в сказке сохраняется у него на многие годы.
Сказки, которые могут использоваться в работе с детьми с целью их экономического воспитания: «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н. Толстого; «Трое из Простоквашино» и «Бизнес крокодила Гены» Э. Успенского; «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина; «Федорино горе» К.И. Чуковского; русские народные сказки «Теремок», «Лиса и волк», венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка» и др. Народная сказка воспитывает у детей такие «экономические» качества личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность.
Именно сказка, способствуя формированию у старших дошкольников начальных экономических представлений, является дидактическим средством формирования экономического мышления. Квалифицированное сопровождение этого процесса воспитателями и родителями способствует тому, что у ребенка складывается система начальных экономических знаний, позволяющая ему быть маленьким партнером в экономике семьи, а в дальнейшем - стать осознанным участником экономической жизни.
Практическое исследование по организации занятий по экономическому воспитанию посредством сказок было проведено на базе старшей группы «Непоседы» МБДОУ «Муравушка», Обнинска Калужской обл.
Динамика сформированности экономических представлений детей старшего дошкольного возраста группы «Непоседы» после реализации обучающих занятий по экономическому воспитанию является положительной. До реализации обучения высокого уровня экономических представлений не достигал не один ребенок из группы, а по завершению программы данный показатель вырос на 28%, что доказывает ее эффективность.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Читать дальше
1.Алиева, Т. Экономика: жизнь и игра [Текст] / Т. Алиева // Обруч. – 2019. – № 10. - С. 3 - 5.
2.Аменд, А.Ф. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания [Текст] / А. Ф. Аменд, А. А. Саламатов // Детский сад от А до Я. – 2016. - № 2.- C. 55 - 57.
3.Аношина, Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями [Текст] / Л. М. Аношина // Детский сад от А до Я. – 2020. - №4. - C. 103 - 106.
4.Архипов, А.Ю. Утверждение нового экономического мышления и задачи теории экономического воспитания и образования [Текст] / А.Ю. Архипов // Российский экономический журнал. - 2017. - № 8 . - С. 95 - 101.
5.Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачах [Текст] : методическое пособие по экономическому воспитанию в ДОУ / Под ред. С. В. Смирновой. – М.: Дом Федорова, 2019. – 112 с.
6.Белокашина, С.В. Экономика для дошкольников [Текст] / С. В. Белокашина. // Дошкольное воспитание. – 2019. – №8. – С. 63 - 65.
7.Белокашина, С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки [Текст] / С. В. Белокашина. // Дошкольное воспитание. – 2019. – №7.– С. 8-9.
8.Беляева, Н.Л. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: [Текст] : автореферат дис.... канд. пед. наук: 13.00.07 / Н. Л. Беляева ; Челяб. гос. пед. ун - т. - Челябинск, 2016. - 23 с.
9.Богомолова, М. И. Исходные аспекты экономического воспитания детей [Текст] / М. И. Богомолова // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Материалы научно-практической конференции Часть 1 / Под ред. О. В. Дыбиной, О. А. Еник. — Тольятти: ТГУ, 2016. — С. 29–34.
10.Бодалев, А.А. Психология личности [Текст] /А.А. Бодалев. – М.: Академия, 2018.- 240 с.
11.Бойко, C. Л. Отклики на статью А. Д. Шатовой «Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание» [Текст] / С. Л. Бойко, Р. П. Заводовская, С. А. Козлова, Г. М. Лямина, В. Л. Одинцова, Л.Г, Самборенко, С. В. Фурина // Дошкольное воспитание. - 2018. – № 5. - С. 59 - 62.
12.Вечканов, Г.С. Экономическая теория: учебник для вузов [Текст] / Г.С. Вечканов. – СПб.: Питер, 2018. – 512 c.
13.Власова, И.В. Готовим ребенка к жизни [Текст] / И. В. Власова // Детский сад от А до Я. - 2018. - № 7. - C. 140 - 142.
14.Власова, И.В., Прохорова Н.П. Ключ к сердцу ребенка [Текст] / И. В. Власова // Детский сад от А до Я. - 2019. - №10. - C. 121 - 123.
15.Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Эксмо, 2017. - 512 с.
16.Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика. [Текст]/ Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. – М.: Юрайт, 2016. – 286 с.
Читать дальше