Введение……………………………………………………………………3 Глава 1. Феномен детской одаренности в современной науке и практике …………………………………………………………………………….6 1.1. Понятие одаренности, современные концепции одаренности……....6 1.2. Специфика одаренности и ее развития в детском возрасте…………16 1.3. Гармоничное и дисгармоничное развитие одаренности, трудности одаренных детей…………………...……………………………………………….23 Выводы по первой главе………………………………………………….30 Глава 2. Экспериментальное исследование психологических особенностей одаренных детей………………………………………………..31 2.1. Программа исследования, обоснование методик……………..……31 2.2. Диагностика психологических особенностей одаренных детей…..49 2.3. Разработка рекомендаций по организации обучения учащихся с признаками одаренности…………………..…………………………………….52 Выводы по второй главе…………………………………………………..60 Заключение……………………………………………………………….61 Список использованной литературы…………………………………64 Приложения………………..…………………………………………….66

-

дипломная работа
Психология
65 страниц
70% уникальность
2022 год
19 просмотров
Никуличева К.
Эксперт по предмету «Педагогическая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение……………………………………………………………………3 Глава 1. Феномен детской одаренности в современной науке и практике …………………………………………………………………………….6 1.1. Понятие одаренности, современные концепции одаренности……....6 1.2. Специфика одаренности и ее развития в детском возрасте…………16 1.3. Гармоничное и дисгармоничное развитие одаренности, трудности одаренных детей…………………...……………………………………………….23 Выводы по первой главе………………………………………………….30 Глава 2. Экспериментальное исследование психологических особенностей одаренных детей………………………………………………..31 2.1. Программа исследования, обоснование методик……………..……31 2.2. Диагностика психологических особенностей одаренных детей…..49 2.3. Разработка рекомендаций по организации обучения учащихся с признаками одаренности…………………..…………………………………….52 Выводы по второй главе…………………………………………………..60 Заключение……………………………………………………………….61 Список использованной литературы…………………………………64 Приложения………………..…………………………………………….66
Читать дальше
В современном мире феномен одаренности является довольно широко и активно обсуждаемой психолого-педагогической темой. Благодаря переустройству отечественной системы школьного образования на личностно-ориентированные и развивающиеся образовательные технологии в последнее десятилетие наблюдалась значительное повышение интереса к одаренным детям, и отмечалась необходимость объединения усилий специалистов разных областей знания, для решения проблемы обучения таких детей. В последние годы большинство школьных программ направлены на развитие среднестатистического ученика.


Ищете компанию где можно купить контрольную работу по бухгалтерскому учету? Обращайтесь к нам. В Work5 за 15 лет мы научились писать студенческие работы наилучшего качества. Мы напишем контрольную работу на 5!


Школьники, которые легко воспринимают школьную учебную программу, проявляют активное творческое мышление, быстро продвигаются в развитии, в малой степени привлекали к себе специального внимания. Исходя из этого появляются возможные изменения в отношении к детям, проявляющим нестандартные способности, стало одной из причин создания большого числа инновационных учебных заведений, основной целью которых является выявление, обучение и всестороннее развитие одаренных учащихся. Одаренные учащиеся составляют группу психолого-педагогического риска, связанного, прежде всего, с диссинхронией развития, трудностями установления коммуникативных контактов, развитием одаренности по типу скрытой, а также с известным феноменом «снятия» одаренности с возрастом. Кроме этого, высокие результаты успеваемости одаренного ребенка нередко создают иллюзию больших, а порой почти безграничных его возможностей, что требует ответа на вопрос о нервно-психической цене, которую платит ребенок за достижение высоких результатов в учебной деятельности. Исходя из этого становиться возможным изучение проявлений признаков одаренности в младшем школьном возрасте. Недооценка природных особенностей учащихся нередко приводит к выбору форм и методов обучения, не соответствующих функциональным возможностям ребенка, и может стать причиной снижения у него мотивации и формирования негативного отношения к школе в целом. Актуальность данной темы заключается в том, что проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокий активности человека, но и его умений, способности нестандартно мыслить. Объект работы: ученики младших классов. Предмет работы: психологический показатель одаренности детей. Цель дипломной работы: выявление основных психологических показателей одаренного ребенка в настоящее время. Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие задачи: 1. Рассмотреть понятие одаренности, современные концепции одаренности 2. Изучить специфику одаренности и ее развития в детском возрасте 3. Рассмотреть понятие гармоничное и дисгармоничное развитие одаренности, трудности одаренных детей 4. Провести экспериментальное исследование психологических особенностей одаренных детей 5. Составить программу исследования, обоснование методик 6. Провести диагностику психологических особенностей одаренных детей 7. Разработать рекомендаций по организации обучения учащихся с признаками одаренности. Практическая значимость полученных результатов: дальнейшее использование в педагогической деятельности, для выявления и развития определённых способностей. Гипотеза исследования: работа по развитию одарённой личности будет успешной, если она будет иметь системный характер, при условии непрерывности решения стратегических задач, объединять усилия всех заинтересованных сторон: учреждения образования, семьи, научных, производственных и общественных организаций. Теоретико-методологическая база: работы Л.И. Божовича, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Э.Х. Эриксона, Г.М. Андреевой, Бодалева, П.П. Блонского, В.М. Мясищева, А.В. Петровского, К.К. Платонова и др. Методы исследования: анализ психолого-педагогической научной литературы по данной проблеме; наблюдение, анкетирование. Структура исследования: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы. Во введении обосновывается актуальность, проблема, цель исследования, определяются объект и предмет, сформулированы гипотеза и задачи исследования, раскрывается теоретическая и практическая значимость проблемы, дается перечень теоретических и эмпирических методов, использованных в исследовательской работе. В первой главе рассмотрен «Феномен детской одаренности в современной науке и практике, сформулировано понятие одаренности, современные концепции одаренности, изучена специфика одаренности и ее развития в детском возрасте, представлено гармоничное и дисгармоничное развитие одаренности, трудности одаренных детей. Вторая глава посвящена экспериментальному исследованию психологических особенностей одаренных детей, представлена программа исследования, обоснование методик. Проведена диагностика психологических особенностей, одаренных детей. В заключении обобщены результаты проведенной работы, представлены основные выводы

Читать дальше
Проведя анализ научной литературы можно сделать вывод что в современном образовании возрастает интерес к исследованию детской одаренности. Творческие люди, являются основой современного общества. Это обусловлено более высокими требованиями к каждому члену нашего общества, инновации и технологический прогресс требует от системы образования людей, думающих и развивающихся. Важным фактором в развитии одаренности у детей младшего школьного возраста является сопровождение процесса обучения знающим педагогом, который способен увидеть в нем нестандартный потенциал, тогда увеличивается шанс для развития таких детей. Исходя из этого не только педагоги, но и родители, и непосредственно преподаватели, работающие с ними, в первую очередь, должны уметь направить таких детей на путь развития своей одаренности. Материал представленный в данной работе может стать наглядным пособием молодым учителям и поможет узнать, какие явные и скрытые особенности содержит в себе феномен, как определить одаренного ребенка. В начале исследования нами была поставлена цель, для реализации которой был решен ряд задач. В первой главе данной работы был проведен анализ определения понятия «одаренность» по мнению разных ученых, таких как Н. С. Лейтес, Э. Клапаред. Основным определением было выделено следующее. Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Кроме понятия мы рассмотрели факторы, влияющие на становление одаренности и признаки ее проявления, обращаясь к инструментальному и мотивационному аспекту. При решении следующей задачи были рассмотрены и охарактеризованы виды одаренности, согласно пяти критериям: вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики, форма проявления, степень сформированности одаренности, особенности возрастного развития, широта проявлений в различных видах деятельности. Такая классификация соответствует современной концепции одаренности, принятой в России. Далее была изучила характеристика одаренных детей с гармоничным и дисгармоничным развитием, а также особенности работы с ними. В ходе нашего исследования было определено, что гармоничный тип одаренности является прекрасным вариантом развития ребенка, но все же без поддержки со стороны взрослого никак не обойтись. Поэтому в содержание образования следует включить мероприятия, мотивирующие к ведению здорового образа жизни, самостоятельную проектную и исследовательскую деятельность, технологии активного обучения, ИКТ-технологии, а также со стороны учителя должно исходить понимание и уважение к одаренному. Работая с учащимися с дисгармоничным типом одаренности, стоит помнить о том, что нередко такие дети могут быть причислены к «группе риска», поэтому они нуждаются в психологической поддержке взрослых. Кроме того, следует акцентировать внимание на индивидуализацию системы обучения и воспитания, развитие эмоциональной сферы, формирование адекватной самооценки, коммуникативных, социальных умений и саморегуляции. Вторая глава дипломной работы посвящена экспериментальному исследованию психологических особенностей одаренных детей, представленные диагностические методики, позволяющие определить уровень одаренности у детей младшего школьного возраста. Представлен результат диагностических исследований на примере 20 учащихся младших классов средней школы города Ярославля. Разработаны рекомендаций по организации обучения учащихся с признаками одаренности, представлены задания, которые возможно использовать в деятельности с одаренными детьми. Как видим, путем решения представленных задач, цель исследования, поставленная в начале, была успешно реализована. Так, мы пришли к выводу, что каждый ребенок по-своему индивидуален и требует своего подхода. В младшем школьном возрасте важную роль играет учитель, задача которого разглядеть, не упустить и не растерять те признаки одаренности, благодаря которым учащийся сможет развиваться. При этом важно знать особенности личности ребенка и помнить о том, что одаренность не всегда оказывает положительное влияние на него. Здесь опять же ответственность за то, чтобы направить в нужное русло учащегося, лежит на учителе, который, зная особенности личности и используя индивидуальный подход, сможет развить его талант. Ведь успех зависит не столько от способностей и возможностей ребенка, сколько от труда родителей и педагога, в первую очередь.
Читать дальше
1. Асмолов А.Г. Одаренность и счастье личности // Культурно-историческая психология и конструирование миров / А.Г. Асмолов; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2018. – Разд. 5. – Гл. 12. – С. 683-685 2. Белоусова А.К. Развивающая образовательная среда для одаренных детей. – Ростов-на-Дону, 2018. – 72 с. 3. Бoгoявленская Д.Б., Бoгoявленская М.Е. Психолoгия oдаренности: понятие, виды, прoблемы. – М.: МИОО, 2015. - 176 с. 4. Гришакина О.П. Мастер-класс «Учитель и одаренные дети» / О.П. Гришакина // Эксперимент и инновации в школе. – 2019. – №1. – С. 28-32 5. Гусева Е.И. Диагностика одаренных детей / Е.И. Гусева, О.И. Мигович, Л.Ф. Тихомирова, Г.В. Хитрова // Ярославский педагогический вестник. - 2018. – №4. – С. 10-17. 6. Дикая Л.А., Пοкуль Е.Б. Социальная дезадаптивнοсть οдаренных учащихся // Психология спοсοбнοстей: современное состояние и перспективы исследований: Материалы Всероссийской научной конференции, посвящённой 60-летию сο дня рождения В. Н. Дружинина, ИП РАН, 25–26 сентября 2015 г. – М.: Изд-вο «Институт психологии РАН», 2018. С. 84-86. 7. Дружинин В.Н. Психология общих спοсοбнοстей. [Текст] / В.Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2018. 249 с. 8. Журба Н.Н. Педагогическая поддержка одаренных детей / Н.Н. Журба // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – 2018. – №1. – С. 421-424. 9. Заславская О.В. Вертикаль управленческих идей, способствующих устойчивому развитию образования. Региональная школа в инновационно-экспериментальном пространстве / О.В. Заславская // Народное образование. – №2 (1355) – М.: 2016. – 165 с. 10. Заславская О.В. Одаренные дети как научно-педагогическая проблема / О.В. Заславская, О.Е. Сальникова // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2018. – №6. – С. 7-10. 11. Климонтова Т.А. Особенности внутреннего мира интеллектуально одаренных подростков / Т.А. Климонтова // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2017. – №3. – С. 61-65 12. Кочурова О.И. Проект «Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы» / О.И. Кочурова, О.А. Синюк // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2018. – №5. – С. 77-81 13. Крылова А.С. Работа с одаренными детьми / А.С. Крылова // Проблемы педагогики. – 2018. – №10 (11). – С. 33-35. 14. Кушнарева Н.Ю. Развитие детской одаренности в условиях культуротворческой модели школы / Н.Ю. Кушнарева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2017. – №2. – С. 54-61 15. Михалко М.И. Одаренные дети: реалии, перспективы / М.И. Михалко // Калининградский вестник образования. – 2019. – №1. – С. 82-85. 16. Овсиенко Л.В. О системе работы с одаренными детьми / Л.В. Овсиенко, А.А. Кайбияйнен // Высшее образование в России. – 2018. – №5. – С. 90-96. 17. Осипова С.Н. Проектная деятельность в работе с одаренными детьми / С.Н. Осипова // Интерактивная наука. – 2017. – №12. – С. 103-105. 18. Петровский А.В. Быть личностью / А.В. Петровский; худ. Л.А. Хачатрян. – Москва: Педагогика, 2017. – 110 с. 19. Психология οдареннοсти детей и пοдрοсткοв: Учебное пособие для студентοв высших учебных заведений / Пοд. ред. Н.С. Лейтеса. М.: Издательский центр «Академия», 2019. 416 с. 20. Рабочая концепция οдареннοсти. - М.: Изд-во «Магистр», 2018. - 95 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Право несовершеннолетних граждан на труд» для обучающихся СПО
Количество страниц:
27
Оригинальность:
97%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Методика преподавания
курсовая работа
Разработка инвестиционного проекта (на примере коворкинг центра «Ресурс»)
Количество страниц:
25
Оригинальность:
67%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Менеджмент
курсовая работа
Наследование по закону.
Количество страниц:
40
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Гражданское право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image