За выполнение курсовых работ на заказ в Казани на нашем сервисе не придётся краснеть.
Бодалёва, В.С. Мухиной, ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие). Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых страху, создают основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Проблема преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. А.И. Захаров впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел причины возникновения и развития дневных и ночных страхов. Привел статические данные, показывающие влияние различных факторов. Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка. В связи с выше сказанным, к сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, поэтому необходимо предупредить возможность проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью. Необходимость данного исследования определяется противоречием между: • потребностью современного общества в психическом и психологическом здоровье детей и нарастающими негативными тенденциями, связанными с ростом эмоционального и психического неблагополучия детей, выражающихся в тревожности, страхах; Цель исследования: Причины формирования и следствия детских переживаний негативных эмоциональных состояний в дошкольном возрасте. Объект исследования: Личностные особенности детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: уровень импульсивности, агрессивности и тревожности детей дошкольного возраста. В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования: • Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования. • Выявить распространенность страхов у детей дошкольного возраста. • Провести корреляционный анализ переживаний негативных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста При решении поставленных задач применялись следующие методы исследования: • Теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; • Эмпирические: беседа, анкетирование Этапы исследования: I этап – теоретико-аналитический. На этом этапе проводилось обоснование и теоретическое осмысление темы. Изучалась научно-методическая литература по теме исследования. Были проанализированы различные подходы к проблеме страхов, его детерминанты и механизмы, определялись исходные позиции исследования, его методология, гипотеза, концептуальный аппарат, логика и организация исследования. II этап– эмпирически. Было проведено констатирующий этап исследование, в ходе которого изучались особенности страхов в старшем дошкольном возрасте. Проводилась количественная и качественная обработка полученных результатов. Разрабатывались рекомендации для родителей и воспитателей, направленные на устранение страхов у детей старшего дошкольного возраста III этап – обобщающий. На данном этапе проводился анализ и теоретическое осмысление полученных экспериментальных данных, обобщение и описание результатов, уточнялись теоретические выводы, завершалось литературное оформление ВКР. Теоретическая и практическая значимость исследования: В данном исследовании обобщены и систематизированы разнообразные критерии показателей проявления тревожности у детей, систематизированы факторы, влияющие на возникновение тревожности у детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения; проанализированы особенности проявлений тревожности у дошкольников с учетом половозрастных различий; предложена система психодиагностических методик по изучению тревожности. Полученные данные могут быть использованы в практике дошкольного воспитания и обучения. Предлагаемая система психодиагностических методик по изучению детской тревожности, интерпретация их результатов позволяют получить достоверную информацию об уровне тревожности ребенка дошкольного возраста, а также дать оценку его эмоционально-личностному состоянию. Результаты исследований и их обсуждение. В ходе использования вышеназванных методик были получены следующие экспериментальные данные. Распределение испытуемых по уровням тревожности Данные, представленные на рисунке, свидетельствуют о том, что в возрастном диапазоне 4–7 лет распределение испытуемых идет по всем трем уровням тревожности. В возрасте 4–5 лет значительная часть испытуемых обнаруживает высокий уровень тревожности (48,6 %). Детей, имеющих средний уровень тревожности, который рассматривается как проявление качества на уровне нормы, было выявлено 42,8 %. В возрасте 5–6 лет число дошкольников с высоким уровнем тревожности несколько выше (57,1 %), соответственно уменьшается количество детей со средним (38,6 % детей) и низким (4,3 %) уровнями тревожности. В возрастной категории 6–7 лет количество детей с высоким уровнем тревожности (50,0 % детей) сопоставимо с возрастом 4–5 лет, однако отмечается тенденция к возрастанию числа детей с низким уровнем тревожности (10,0 %), что также является отражением неблагоприятного эмоционального состояния. Детей, имеющих наиболее оптимальный средний уровень, выявлено 40,0 %. Методологической основой исследования является: • системный подход, рассматривающий коррекцию как систему, с учетом работы с дошкольным возрастом, выявляющий аспекты коррекции в диадах «детский сад – ребенок», «родители-детский сад», «ребенок-родители». • личностно-деятельностный подход, учитывающий личностные позиции участников (дошкольников, родителей и педагогов), позволяющий обеспечить разнообразия видов, форм, деятельности, что помогает раскрыть личностные качества участников. • сущностный подход, рассматривающий влияние агрессии на формирование личности и поведения у детей дошкольников. • общий подход, позволяющий найти общие связи между участниками исследования (дошкольники, родители, воспитатели) с точки зрения влияния на коррекцию агрессивного поведения у дошкольников. Разработанность. По данной проблеме работали ряд зарубежных и отечественных исследователей. В зарубежной психологии проблема тревожности разработана достаточно полно, в отечественной же психологии исследования по данной проблеме достаточно редки и носят разрозненный характер, за исключением работ В.Р.Кисловской (1972); А.М.Прихожан (1977, 2000); Ю.Л.Ханина (1978,1991); И.А.Мусиной (1988); В.М.Астапова (1992). В настоящее время в нашей стране тревожность исследуется преимущественно в узких рамках конкретных проблем: школьная тревожность (Е.В.Новикова, Т.А.Нежнова, А.М.Прихожан, 2000), экзаменационная тревожность (В.С.Ротенберг, С.М.Бондаренко, 1989), тревожность ожиданий в социальном общении (В.Р.Кисловская, 1972; А.М.Прихожан, 2000). Сравнительно большее количество исследований в отечественной психологии посвящено изучению тревожности у подростков и взрослых людей, исследований тревожности и возможностей ее коррекции у дошкольников практически нет. Этот факт определяет отсутствие своевременной помощи тревожным дошкольникам, что ведет к возникновению целого ряда психологических трудностей детства: тревожность является предвестником неврозов (К.Ногпеу, 1937; А.И.Захаров, 1988; А.С.Спиваковская, 1988; Б.Д.Карвасарский, 1990; A.Freud, 1993); способствует нарушениям поведения, дезорганизации интеллектуальной и продуктивной деятельности (Н.В.Имедадзе, 1971; Ч.Спилбергер, 1983; Л.Н.Собчик, 1985; Х.Хекхаузен, 1986; В.С.Ротенберг, 1989; И.А.Мусина, 1993). Выявлено множество причин детской тревожности. В качестве внешнего ее источника уверенно могут быть рассмотрены лишь детско-родительские и внутрисемейные отношения, нарушение которых приводит к постоянным микротравмам детей (А.И.Захаров, 1988; А.М.Прихожан, 2000). Вместе с тем, в литературе практически отсутствуют данные об особенностях таких отношений, а также о влиянии личностных качеств родителей на появление тревожности у дошкольников. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования системы методик диагностики для изучения проблемы распространенности страхов у детей старшего дошкольного возраста. База исследования: МКОУ «Мулымская СОШ», Детский сад «Ромашка» Кондинского района, п. Мулымья, группа детей старшего дошкольного возраста. Структура работы отражает логику, содержание исследовательского поиска и полученные результаты. Работа состоит из введения, двух глав, поглавных выводов, заключения, списка литературы.