ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 Теоретические основы смысложизненных ориентаций у студентов 5 1.1. Понятие «смысложизненные ориентации» в психолого-педагогических исследованиях 5 1.2 Особенности смысложизненных ориентаций у студентов 19 ГЛАВА 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию смысложизненных ориентаций студентов 26 2.1. Изучение сформированности смысложизненных ориентаций студентов 26 2.2. Программа управления процессом формирования смысложизненных ориентаций студентов 31 2.3. Анализ результатов процесса формирования смысложизненных ориентаций студентов 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39

Смысложизненные ориентации у студентов

курсовая работа
Психология
40 страниц
71% уникальность
2023 год
4 просмотров
Младова И.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 Теоретические основы смысложизненных ориентаций у студентов 5 1.1. Понятие «смысложизненные ориентации» в психолого-педагогических исследованиях 5 1.2 Особенности смысложизненных ориентаций у студентов 19 ГЛАВА 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию смысложизненных ориентаций студентов 26 2.1. Изучение сформированности смысложизненных ориентаций студентов 26 2.2. Программа управления процессом формирования смысложизненных ориентаций студентов 31 2.3. Анализ результатов процесса формирования смысложизненных ориентаций студентов 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39
Читать дальше
Актуальность проблемы смысложизненных ориентаций у студентов обусловлена кардинальными преобразованиями в политической, экономической и духовной сферах нашего общества. Радикальные изменения в последние годы происходят в психологии, ценностных ориентациях и действиях людей всех возрастных групп. Проблема смысла жизни связана с поиском ответов на вопросы о сущности смысла жизни, ценностных ориентациях, смыслообразовании. Возникающие и развивающиеся смысложизненные ориентации имеют особенности, связанные с возрастом субъекта, условиями его жизни, становлением личности, профессиональным становлением.


Ищете выполнение чертежей на заказ в Новосибирске ? Обратитесь в Work5.


Достаточное количество работ (Б.Г. Ананьев, Г.А. Вайзер, А.Г. Здравомыслова, В.С. Мухина, В.Е. Чудновский) посвящено управлению процессом формирования жизненных ориентаций. В научных исследованиях было показано, что смысложизненные ориентации человека не ограничиваются одной, пусть даже очень важной идеей, жизненной целью, а представляют собой структурную иерархию «больших» и «малых» смыслов; были выявлены различные типы структурных иерархий смысла жизни. Описывается как одна из наиболее значимых характеристик этого феномена – адекватность смысла жизни и его основные черты: реализм и конструктивность. В современных социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях признано, что окончательное формирование смысложизненных ориентаций происходит в юношеский период и период студенческой жизни. Система ценностных ориентаций во многом определяет формирование личности человека. Смысложизненные ориентации являются актуальной научной и практической проблемой и требуют теоретической и методологической разработки. Студенты находятся на стадии становления профессиональной деятельности. Под профессиональной подготовкой обычно понимается овладение определенным набором профессиональных навыков и умений. По сути, именно к этому сводится профессиональная подготовка студентов, именно поэтому возникает необходимость в очень важном звене профессиональной подготовки – управлении процессом формирования ценностно-смыслового отношения к выбранной профессии, которое должно занимать значительное место в структуре смысла жизни ориентации будущего профессионала. Объект исследования – смысложизненные ориентации у студентов. Предмет исследования – формирование смысложизненных ориентаций у студентов. Задачи исследования: – рассмотреть понятие «смысложизненные ориентации» в психолого-педагогических исследованиях; – изучить особенности смысложизненных ориентаций у студентов; – провести исследование смысложизненных ориентаций студентов; – разработать и апробировать программу управления процессом формирования смысложизненных ориентаций студентов; – провести анализ результатов процесса формирования смысложизненных ориентаций студентов. Методы и методики исследования: изучение и теоретический анализ литературы; беседа, руководство проведением тестирования по методике тест смысложизненных ориентаций, адаптированный Д.А. Леонтьевым; критерий Манна-Уитни, критерий Вилкоксона. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.  

Читать дальше
Актуальность проблемы смысложизненных ориентаций у студентов обусловлена кардинальными преобразованиями в политической, экономической и духовной сферах нашего общества. Радикальные изменения в последние годы происходят в психологии, ценностных ориентациях и действиях людей всех возрастных групп. Проблема смысложизненных ориентаций является одной из актуальных психолого-педагогических проблем, она связана с поиском ответов на вопросы о сущности смысла жизни, ценностных ориентациях, смыслообразовании. Возникающие и развивающиеся смысложизненные ориентации имеют особенности, связанные с возрастом субъекта, условиями его жизни, становлением личности, профессиональным становлением. Анализ состояния проблемы жизненных ориентаций позволил уточнить понятия: «смысл жизни» – это основная мотивационная тенденция человека, направленная на осознание сущности собственного «я», места в жизни, жизненной цели. Смысложизненные ориентации (СЖО) обычно понимаются как способ человека построить свою собственную жизнь с присущей ему системой ценностей, смыслов, целей. В подростковом возрасте создаются предпосылки для проявления психологического новообразования – смысла жизни, который развивается на основе формирования основного мотива (жизненной цели), выявления и формулирования главной задачи, связанной с отдаленным будущим. Осознание смысложизненных ориентаций в этот период приобретает многообещающую стратегическую направленность, свободу от влияния соблазнов ситуации и сиюминутных, импульсивных порывов. Возраст молодости характеризуется, прежде всего, тем, что внутренний мир и индивидуальные смысловые ориентации приобретают самодостаточность, превращаясь в сверхценность. Формируются предпосылки для формирования более высокой системы регуляции, характерной для зрелой автономной личности, – системы, основанной на логике свободного выбора. Структура смысла жизни основана на иерархии «больших» и «малых» смыслов. Особенности «структурной иерархии» определяют не только формально-динамическую, но и во многом содержательную характеристику этого явления. Д.А. Леонтьев называет шесть типов семантических структур, которые тесно связаны друг с другом: личностный смысл, семантический конструкт, семантическое отношение, семантическая диспозиция, мотив и личностная ценность. В контексте нашего исследования мы выделили взаимосвязанные и взаимозависимые структурные компоненты: когнитивный, рефлексивный, поведенческий. Это позволило нам выделить в исследуемой модели три блока: информационный, аналитический и практический. Построение дерева целей исследования позволило нам конкретизировать этапы работы. Была разработана программа для мониторинга динамики компонентов госпредприятия. Для диагностики общего уровня осмысленности жизни студентов мы использовали методику Д.А. Леонтьева «Тест смысложизненных ориентаций». Анализ результатов наблюдения на констатирующем этапе показал спонтанный эмпирический и эмпирический уровень сформированности компонентов СЖО первокурсников. Теоретический уровень компонентов СЖО не проявился у студентов первого курса. Студенты третьего курса имеют слабый теоретический уровень компонентов СЖО. По результатам методики Д.А. Леонтьева «Тест смысложизненных ориентаций» мы констатировали, что общий показатель осмысленности жизни студентов I и III курсов отличается. Было решено сформировать смысложизненные ориентации студентов первого курса. Программа формирования жизненных ориентаций студентов основана на комплексе психолого-педагогических условий, способствующих созданию в вузе среды творческой активности, комфортного психологического состояния для саморазвития студента, формированию когнитивного, рефлексивного и поведенческого компонентов СЖО. По результатам формирующего эксперимента можно сделать вывод о положительной динамике компонентов у студентов первого курса факультета психологии. Согласно методике Д.А. Леонтьева «Тест СЖО», мы можем констатировать положительное изменение общего уровня осмысленности жизни у студентов первого курса. Итак, формирующий этап эксперимента показал, что уровень понимания жизни может меняться в процессе реализации психолого-педагогической программы, включающей: информационный блок (лекции, стендовые презентации, демонстрация видеороликов); аналитический блок (дискуссии, эссе); практический (игровые упражнения, моделирование ситуаций). В качестве рекомендаций по управлению процессом формирования жизненных ориентаций учащихся мы выделили: формирование учебной мотивации, развитие воли, духовное развитие, развитие самостоятельности, формирование навыков целеполагания, формирование ценностных ориентаций, развитие рефлексивности, формирование собственного мировоззрения, развитие способности прогнозировать, профессиональное самоопределение.  
Читать дальше
1. Абакумова И.В., Азарко Е.М., Комерова Н.Е., Пахомова В.Г. Отношение к временной перспективе и особенности ценностно-смысловой сферы студентов в условиях цифровизации // Мир науки. Педагогика и психология. – 2022. – №4. – С. 1-9. 2. Андрейченко А.А., Васюнина Л.М., Зуева В.С. Смысложизненные ориентации студентов разных направлений бакалавриата // Вопросы науки и образования. – 2018. – №1 (13). – С. 21-26. 3. Базанова А.Д., Перченко Е.Л. Особенности смысложизненных ориентаций студентов с разной гендерной идентичностью // Инновационные аспекты развития науки и техники. – 2020. – №1. – С. 109-114. 4. Баксанский О.Е., Скоробогатова А.В. Изучение смысложизненных ориентаций студентов с технической и гуманитарной направленностью обучения в отечественной и зарубежной литературе // Коллекция гуманитарных исследований. – 2020. – №1 (22). – С. 17-30. 5. Басалаева Н.В., Желонкина Ю.Н., Южакова И.О. Особенности ценностно-смысловой сферы студентов // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – №60-1. – С. 420-423. 6. Биктина Н.Н. Смысложизненные ориентации студентов с разным статусом в социальной сети // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – №5. – С. 1-9. 7. Быкова С.С. Исследование ценностных и смысложизненных ориентаций у студентов с разным уровнем интернет-зависимости // ИНСАЙТ. – 2021. – №1 (4). – С. 62-70. 8. Воронцова Е.Г., Юрков Е.В. Особенности смысложизненных ориентаций и самоотношения у студентов творческих направлений обучения // Baikal Research Journal. – 2022. – №3. – С. 13-24. 9. Гаранина Ж.Г., Андронова Н.В. Особенности переживания счастья у студентов с различными смысложизненными ориентациями // ИТС. – 2022. – №1 (106). – С. 146-162. 10. Голубина Н.В. Исследование особенностей юношеского кризиса смысложизненных ориентаций личности студентов // Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт. – 2022. – №1. – С. 161-164. 11. Дворецкая Т.А., Ахмадиева Л.Р. Смысложизненные ориентации и мотивы учебной деятельности студентов вузов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2018. – №3 (802). – С. 166-177. 12. Зарубко Е.Ю. Смысложизненные ориентации у студентов разных направлений подготовки // Мир науки. Педагогика и психология. – 2018. – №4. – С. 1-9. 13. Карина О.В. Формирование профессиональной компетентности и смысложизненных ориентаций у студентов в педагогическом процессе высшего образования // Психологические проблемы смысла жизни и акме. – 2021. – №1. – С. 127-131. 14. Лихачёва Е.А., Шумакова О.А. Ценностно-смысловые предпочтения современных студентов // Психология. Психофизиология. – 2020. – №1. – С. 54-61. 15. Льдокова Г.М., Дмитриева К.Ю. Этнопсихологические особенности ценностных и смысложизненных ориентаций студентов // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №64-3. – С. 317-321. 16. Соловьева О.В., Кузьминова А.В. Специфика смысложизненных ориентаций студентов педагогического ВУЗА // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – №71-3. – С. 375-379. 17. Ульянова И.В. Педагогика смысложизненных ориентаций: возвращение российских школьников и студентов к национальным традициям // Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт. – 2022. – №1. – С. 78-83. 18. Черепанова М.И., Домашев А.Н. Динамика смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи в процессе обучения в вузе // МНКО. – 2019. – №1 (74). – С. 164-166. 19. Щербаков С.В., Ожогова Е.Г. Система жизненных смыслов студентов-первокурсников педагогического ВУЗА // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – №71-2. – С. 480-483. 20. Яровова Т.В., Калинкина В.В. Смысложизненные ориентации студентов и их взаимосвязь с ценностями // Современное педагогическое образование. – 2021. – №9. – С. 175-180. 21. Ященко Е.Ф. Смысложизненные ориентации, стратегии совладающего поведения и удовлетворенность жизнью у студентов как проблема социальной психологии личности // Психология. Психофизиология. – 2021. – №1. – С. 88-96.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Организация проведения банкета-обеда на 40 мест с полным обслуживанием официантами»
Количество страниц:
20
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Туризм
курсовая работа
Джаз танец как вид современного танца
Количество страниц:
20
Оригинальность:
94%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Искусство
дипломная работа
Бухгалтерский учет и анализ собственного капитала организации
Количество страниц:
50
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Экономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image