ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ ВУЗА 6 1.1. Социально-психологическая характеристика студенческого возраста 6 1.2 Понятие адаптации 10 1.3 Особенности адаптации студентов в университетской среде 16 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА 36 2.1 Организация и методы исследования 36 2.2 Результаты исследования 39 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48

Особенности адаптации студентов к образовательным условиям ВУЗа

курсовая работа
Биология
55 страниц
66% уникальность
2023 год
14 просмотров
Сухорукова К.
Эксперт по предмету «Биология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ ВУЗА 6 1.1. Социально-психологическая характеристика студенческого возраста 6 1.2 Понятие адаптации 10 1.3 Особенности адаптации студентов в университетской среде 16 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА 36 2.1 Организация и методы исследования 36 2.2 Результаты исследования 39 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
Читать дальше
Актуальность исследования. Современная высшая школа должна быть ориентирована не только на передачу знаний студентам, но и на формирование инициативной, творческой и профессионально состоятельной, успешно адаптирующейся личности, которая может не только грамотно усвоить учебный материал, но и умеет самостоятельно добывать нужную информацию. Важным этапом на этом пути является успешное прохождение адаптации студента к условиям обучения в вузе [33]. Поступление в высшее учебное заведение абсолютно для каждого студента является новым жизненным этапом, провоцирующим осознание самого себя, принятие полной ответственности за свои действия и поступки, проявление самостоятельности и инициативы, лидерских качеств, формирование ценностного отношения не только к учению, но и будущей профессиональной деятельности [20]. В этой связи проблема социально-психологической адаптации студентов первого курса к образовательным условиям вуза является на сегодняшний день одной из наиболее важных и значимых. От процесса и результатов приспособления студентов на первом этапе обучения напрямую будет зависеть их дальнейшая учебная и профессиональная деятельность. Неоспорим факт, что первый год обучения является для студентов критичным и довольно сложным [5]. Итак, актуальность исследования проблемы адаптации студентов определяется наличием множества противоречий, главное из которых можно выразить следующим образом: с одной стороны, существует острая необходимость в успешной адаптации студентов-первокурсников к обучению в условиях высшего учебного заведения.


Нужен курсовик? Читай отзывы нашего сайта и выбирай лучшее.


С другой стороны — эффективные способы, методы и приемы такой адаптации разработаны частично и используются явно недостаточно. О существовании данного противоречия свидетельствует такой факт – ежегодно отмечается очень значительный отсев первокурсников из вуза по причине дезадаптации. Поэтому перед преподавателями вуза стоят важные задачи поиска наиболее эффективных подходов, методов и приемов работы, обеспечивающих качественный отбор и системный подход к процессу социально-профессиональной адаптации первокурсников. Несомненно, что отдельные вузовские мероприятия в этом направлении проводятся, но, по всей видимости, зачастую они не приносят того ожидаемого результата, которого можно было бы достичь. Кроме этого, актуальность проблемы адаптации студентов к образовательной среде вуза (академическая адаптация) обусловлена современными требованиями к качеству подготовки выпускников высших учебных заведений, достижение которых возможно лишь в процессе осуществления обучающимися эффективной образовательной деятельности. Практическая значимость работы обусловлена необходимостью учета психологических факторов здоровья и благополучия студентов в практике высшего образования, их уровня адаптации к вузу, а также создания благоприятных социально-психологических условий для формирования гармоничной личности, обладающей отвечающими требованиям современного общества профессиональными компетенциями и практическими навыками. Теоретической основой исследования выступили концепции, описывающие представления об особенностях приспособления человека к изменяющимся условиям окружающей среды как динамичного процесса, а также психологические подходы, раскрывающие специфические аспекты адаптации личности в процессе ее включения в систему сложных социальных отношений нового типа. Различные особенности процесса адаптации студентов к образовательной среде вуза рассматриваются в исследованиях А.К. Гришанова, С.В. Васильевой, С.М. Вишняковой, Г.П. Максимовой, В.И. Никифорова, Е.В. Осипчуковой, А.В. Сиомичева, А.И. Сурыгина, Р.Р. Хусавой, В.Д. Цуркани др. [17]. Цель – изучение особенностей протекания адаптационного процесса студентов к образовательным условиям ВУЗа. Задачи исследования: 1) Охарактеризовать социально-психологические особенности студенческого возраста; 2) Рассмотреть понятие адаптации; 3) Изучить особенности адаптации студентов в университетской среде; 4) Провести экспериментальное исследование адаптации студентов к образовательным условиям ВУЗа. Объект исследования – адаптационные особенности студентов. Предмет исследования – особенности адаптации студентов к образовательным условиям ВУЗа Методы исследования – анализ, синтез, обобщение научной информации; анкетирование. Структура работы – курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Читать дальше
Период юности, приходящийся на студенческий возраст, является также важным этапом развития умственных способностей человека. В это время происходят качественные изменения в познавательных возможностях, интенсивно развивается творчество, формируется мировоззрение, устойчивость и мотивированность которого обеспечивают продвижение человека в личностном плане. В результате интеграции и дифференциации мотивов и ценностных ориентаций происходит формирование жизненных планов, профессиональное самоопределение и становление активной жизненной позиции молодого человека. Центральное психологическое новообразование юношеского возраста – создание устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Следовательно, данный период, являющийся началом взросления, характеризуется одновременным протеканием ряда специфических процессов, обусловленных как особенностями учебной деятельности, так и социальной среды. К таким основным динамическим процессам можно отнести: профессиональное самоопределение и связанное с ним развитие профессионально значимых качеств; личностное самоопределение, включающее формирование системы личностных смыслов и ценностных ориентаций; собственно адаптацию к условиям обучения и социальной среде, также включающую усвоение принятых социальных норм и ценностей. В ряду причин, порождающих проблему адаптации студентов к условиям обучения в вузе, является слабая преемственность между средней и высшей школой. Своеобразие методики и организации учебного процесса в вузе, большой объем учебной информации, отсутствие навыков самостоятельной учебной работы вызывают большое психическое напряжение у студентов-первокурсников, что нередко приводит к разочарованию в выборе будущей профессии, и самый большой отсев студентов формируется именно на младших курсах. Второй причиной медленных темпов адаптации студентов является несогласованность в педагогическом взаимодействии между преподавателями и студентами при организации обучения в вузе. Помимо этого, на процесс адаптации влияет совокупность условий социальной среды и индивидуальных физиологических и психологических особенностей личности, а также характер образовательной деятельности. Согласно полученным результатам теста цветовых выборов, у половины студентов, прошедших тестирование, преобладали ассоциации с цветами, указывающими на положительное отношение к образовательной среде вуза. Однако часть опрошенных студентов показали эмоционально негативное отношение к обучению в вузе, поскольку они выбрали серый, коричневый, черный и фиолетовый цвета. Показатель тревожности у большинства студентов, участвующих в исследовании, находится на среднем уровне. В результате беседы со студентами были выявлены некоторые причины проблем с адаптацией, во-первых, это дидактические причины, связанные с затруднениями приспособления к вузовской системе обучения, затем индивидуально-личностные причины, вызванные различными затруднениями с социальной ролью студента и самоидентификации личности. Также выявлены социально-психологические причины, которые были обусловлены включением в социальную среду студенчества, принятием определенных стереотипов поведения и эталонов общения.
Читать дальше
1. Александров А.Ю., Захарова А.Н., Николаев Е.Л.Формирование личностной конкурентоспособности будущего профессионала в условиях классического университета // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. –.№51. – С. 480–486. 2. Анникова Л.В. Адаптация студентов-первокурсников в современной системе высшего образования // Казанский социально-гуманитарный вестник. – 2018. – №2. – С. 4–8. 3. Антоновский А.В., Балакшина Е.В., Филиппченкова С.И. Психологические особенности протекания адаптационного процесса у студентов первого курса, обучающихся в вузе // Психология. Психофизиология. – 2020. – Т.13. – №1. – С. 44–53. 4. Артемьева Г.Н. Адаптация студентов вуза как условие подготовки к профессиональной деятельности // Мир науки. Педагогика и психология. –2019. – Т.7. – №6. – С. 104. 5. Ахметшина И.А. Социально-психологические аспекты адаптации студентов к образовательным условиям вуза // В сборнике статей XIX Международного научно-исследовательского конкурса «Лучшая научная статья». – 2018. – С. 44–48. 6. Башарина О.В. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества профессионального образования // Инновационное развитие профессионального образования. – 2018. – № 3. – С. 18–26. 7. Белянская Т.Э. Социально-психологические характеристики студенческого возраста [Электронный ресурс] // Ученые записки. Электронный журнал Курского государственного университета. – 2020. – №3. – Режим доступа: URL https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-harakteristiki-studencheskogo-vozrasta (дата обращения 12.01.23). 8. Бендрикова А.Ю., Бухнер Н.Ю., Старчикова М.В. Социальная активность студентов алтайских вузов // Научное обозрение: гуманитарные исследования. – 2019. – № 22. – С.201 9. Бендрикова А.Ю., Герасименко В.А. Основные факторы, влияющие на адаптацию студентов к условиям вуза // В сборнике научных статей Международной научно-методической конференции «Образование. Наука. 2019. –С. 137–140. 10. Богачева Н. В., Бажин К. С. Анализ проблем адаптации у студентов первокурсников высших учебных заведений // Концепт. – 2016. – Т.28. – С. 259–261. 11. Бондарева С.В., Бондарева Н.А.Факторы, влияющие на адаптацию студентов к обучению в вузе // Материалы Международной научно-практической конференции Экономическая, социальная и психологическая адаптация личности в современных условиях. – 2015. – С. 8-13. 12. Браун Т.П. Адаптация студентов к условиям обучения в вузе как фактор активного взаимодействия личности с образовательной средой // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2017.–№ 3. – С.20-26. 13. Васильева Е.Н. Адаптация первокурсников в образовательном пространстве вуза: проблемы и решения // Вестник Тюменского государственного института культуры. – 2018. – №2. – С. 8-13. 14. Вахрушева М.Ю. Социально-психологическая адаптация как фактор сохранности контингента в системе высшего образования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. –№45. – С. 172-176. 15. Воскрекасенко О.А. Диагностика адаптации обучающихся в высшей школе: учебно-методическое пособие. – Пенза: ПГУ, 2014. – 118 с 16. Воскрекасенко О.А. Психолого-педагогическая диагностика как направление педагогического сопровождения адаптации обучающихся в вузе // Фундаментальные исследования. – 2015. – №2. – С. 2715–2718. 17. Газимагомедов А.А. Адаптация студентов-первокурсников к образовательной среде вуза: к вопросу об определении сущности понятия // Молодежная наука: тенденции развития. – 2017. – №4. – С. 6–11. 18. Газимагомедов А.А. Процессуальная модель социальной адаптации первокурсников к образовательной среде вуза // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – №61. – С. 13–17. 19. Голубева Н.М., Голованова А.А. Факторы адаптации студентов к образовательной среде вуза // Известия Саратовского университета. Серия «Акмеология образования. Психология развитии. 2020. – №2. – С.43–44. 20. Давдеенко А.С. Психологическая адаптация студентов ВУЗа // Вестник Совета молодых учёных Челябинской области. – 2016. – №2. – С.12. 21. Давыдова Е. Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: «Академия», 2018. – 160 с. 22. Дормидонтов Р.А. Социально-психологическая адаптация первокурсников к обучению в вузе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2017. – Т. 16. – №2. – С. 120–122
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Психическая травма у подростков в школьные годы
Количество страниц:
35
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Психология
курсовая работа
Право хозяйственного ведения, как ограниченное вещное право
Количество страниц:
25
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Гражданское право
курсовая работа
Отражение социального статуса в одежде разных народов
Количество страниц:
21
Оригинальность:
63%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Культурология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image