Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования типов темперамента 5
1.1. Общее понятие о темпераменте 5
1.2. Основные свойства темперамента 7
1.3. Психологическая характеристика типов темперамента 9
1.4. Темперамент и личность 13
Глава 2. Теоретические основы исследования уровня тревожности 16
2.1. Понятие тревожности 16
2.2. Источники состояния тревожности и ее проявления 18
2.3. Уровни тревожности 24
2.4. Соотношение типов темперамента и уровня тревожности 27
Глава 3. Исследование связи типа темперамента и уровня тревожности 29
3.1. Описание программы исследования 29
3.2. Методы психологической диагностики 29
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Приложение 1 45
Приложение 2 48
Читать дальше
Личностная тревожность, как и любой врожденный индивидуально-типологический признак, может выступать как в качестве полезного признака, повышающего приспособленность личности к условиям внешней среды, так и в качестве вредного признака, препятствующего нормальной адаптации в обществе.
Все зависит от степени выраженности этого свойства. Умеренная личностная тревожность является приспособительной чертой, так как способствует активизации ответственности за проделанную работу, что снижает чувство страха перед возможными нежелательными событиями в будущем. С другой стороны, высокий уровень тревожности является признаком дезадаптации, так как может оказывать изнурительное влияние на активную деятельность человека.
Теоретический и эмпирический анализ взаимосвязи между темпераментом и тревожностью у подростков, проведенный в данной работе, позволяет сделать несколько важных выводов.
Подростки с высоким уровнем тревожности имеют определенный склад нервной системы, характеризующийся подвижностью, ослаблением тормозного процесса, преобладанием возбудительного процесса над тормозным. Эти особенности нервной системы влияют на развитие тревожности у подростков через особенности эмоционального реагирования. Подвижность нервной системы определяет легкость возникновения эмоций, в том числе страха; а слабость тормозного процесса (как самого по себе, так и по отношению к процессу возбуждения) способствует более длительному и интенсивному переживанию возникающих эмоций, в том числе страха.
У подростков с низкой спонтанностью (импульсивностью) и агрессивностью (стеничностью) отмечается предрасположенность к формированию высокого уровня тревожности, оцениваемой по методике ИТО Л.Н. Собчик. Согласно этой концепции, Л.Н. Собчик, спонтанность отражает степень, в которой поведение подростка направляется внутренними побуждениями, а не внешними воздействиями; Агрессивность проявляется в способности активно сопротивляться воздействиям внешней среды.
Таким образом, оба качества связаны с силой «Я» и отражают устойчивость субъекта к внешним воздействиям, сопротивляемость окружающей среде. В результате подростки с высоким уровнем спонтанности и агрессивности менее уязвимы к потенциальным угрозам со стороны внешней среды, что способствует формированию у них низкого уровня тревожности.
Подводя итоги, хотелось бы еще раз отметить, что особенности типов темперамента и уровней тревожности привлекали и продолжают привлекать внимание психологов разных стран. Значительный вклад в изучение данного вопроса внесли следующие работы: И.П. Павлова, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицина (1976), М.В. Будунова, Л.Б. Ермолаевой-Томиной и многие другие.
Типы темперамента – одна из наиболее разработанных областей психологии. Физиологическое изучение типов темперамента открывает новые методические возможности для экспериментально-психологического изучения уровня тревожности. Следуя учению И.П. Павлова, известные состояния тревожности составляют физиологическую основу темперамента, это ясно показали опыты.
В нашей работе мы постарались подчеркнуть:
- общее понятие о темпераменте (характеристики темпераментов, психологические особенности темпераментов, темперамент и деятельность, темперамент и личность);
- уровни тревожности, связывающие уровни с темпераментом.
Также они попытались экспериментально проверить, есть ли связь между типами темперамента и уровнем тревожности. Для этого после получения первичных данных (результатов опроса) данные были обработаны и произведены расчеты. Результаты расчетов и их анализ показали, что существует связь между типами темперамента и уровнем тревожности, т.е. гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась.
Читать дальше
1. Аракелов Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Вестник, сер. Психология, 2018 - №1 – с. 547
2. Астапов В. М. Тревога и тревожность. / В. М. Астапов. – СПб, 2019. – 263 с.
3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. /В.Н. Дружинин. – СПб.: Издательство «Питер», 2019. – 351 с.
4. Егорова А.Н. Психология индивидуальных различий. /А.Н. Егорова. - М., 2018. – 231 с.
5. Изард К.Э. Психология эмоций. /К.Э. Изард; пер. с англ. А. Татлыбаевой. - СПб.: Питер, 2018. - 460 с.
6. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М., 2019. – с. 432
7. Ковалев А. Г. Психология личности / А.Г. Ковалев; Рец.: Г.С. Костюк, И.М. Подберезин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2019. - 288 с.
8. Левитов Н. Д. Психология характера. / Н.Д. Левитов. – М., 2019. – 275с.
9. Маклаков А. Г. Общая психология. Учебник для вузов. / А.Г. Маклаков — Москва, Санкт-Петербург: изд. Питер, 2019. – 452с.
10. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. / В.С. Мерлин. - М.,2019 – 238 с.
11. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов пед. вузов:В 3 кн. Кн. Общие основы психологии / Р.С. Немов. - 3-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2019. – 688 с.
12. Общая психология /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 2019. – 598 с.
13. Практикум по общей психологии // Под ред. А.И. Щербакова. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: 2019. – 443 с.
14. Практическая психология // Инструментарий. Под ред. Шапаря В.Б. – Ростов н/Д: изд. «Феникс», 2019. – 486 c.
15. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст/ А.М. Прихожан. – 2-е изд. – СПб, 2019. – 192 с.
16. Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера, В.Я. Романова - М. изд-во МГУ, 2019. – 264 с.
17. Рогов Е.И. Психология человека /Е.И. Рогов; Рец.: Н.Н. Богодух, А.В. Скачков. - М.: Владос, 2019. - 320 с.
18. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека// Вопросы психологии. – 2019. - №11.
19. Симонов П. В. Темперамент. Характер. Личность. / П.В. Симонов, П.М. Ершов. – М.: изд. "Наука", 2018. – 426 с.
20. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. /Я. Стреляу. - М., 2018. – 161с.
21. Теоретические проблемы психологии личности, под ред. Е.В. Шорохова, М., 2018. – 367с.
22. Фридман Л. М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. / Л.М. Фридман. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2019. – 480с.
Читать дальше