ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3 ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ АКТИВНОГО И ПАССИВНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКА С ОБЩИМ НЕДОРОЗВИТИЕМ РЕЧИ........................6 1.1. Определение общего недоразвития речи...............................................6 1.2. Классификация общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста…........................................................................12 1.3. Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………………………………24 ГЛАВА2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ………………………….………………………32 2.1. Организация, содержание, задачи и методы исследования…………..32 2.2. Анализ и оценка результатов исследования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………………………….36 2.3. Методические рекомендации по формированию словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………...38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………44 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….46 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..48

Особенности активного и пассивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи

курсовая работа
Педагогика
50 страниц
50% уникальность
2023 год
14 просмотров
Тамара М.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3 ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ АКТИВНОГО И ПАССИВНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКА С ОБЩИМ НЕДОРОЗВИТИЕМ РЕЧИ........................6 1.1. Определение общего недоразвития речи...............................................6 1.2. Классификация общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста…........................................................................12 1.3. Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………………………………24 ГЛАВА2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ………………………….………………………32 2.1. Организация, содержание, задачи и методы исследования…………..32 2.2. Анализ и оценка результатов исследования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………………………….36 2.3. Методические рекомендации по формированию словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………...38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………44 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….46 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..48
Читать дальше
Общее недоразвитие речи довольно сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. ОНР может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии - в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса, грамматического строя и пробелы в фонетико-фонематическом развитии. Проявления ОНР могут варьироваться от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии речи. Коррекционно-развивающая работа по преодолению ОНР – очень длительный и трудоемкий процесс, который должен начинаться, как можно раньше (с 3-4-х лет). В настоящее время накоплен достаточный опыт успешного обучения и воспитания детей с различными уровнями речевого развития в специализированных («речевых») дошкольных и школьных учебных заведениях. Предупреждение ОНР у детей аналогично профилактике тех клинических синдромов, при которых оно возникает (алалии, дизартрии, ринолалии, афазии). Родителям следует уделять должное внимание речевой среде, в которой воспитывается ребенок, с раннего возраста стимулировать развитие его речевой активности и неречевых психических процессов. Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е.


Хотите узнать стоимость докторской диссертации в Екатеринбурге ? Заходите на Work5.


Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой и др.) в 50-60-е гг. XX в. В этот период была разработана педагогическая классификация аномалий речевого развития, отвечающая, прежде всего, дидактическим, прикладным целям педагогического процесса, т.е. целям коррекционного обучения детей с различной природой и структурой дефекта. Актуальность данной работы заключается в том, что данная проблема достаточно изучена, однако существует необходимость совершенствования традиционных приемов, методов и поиск более эффективных научно-обоснованных путей обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Объектом исследования является словарь у дошкольников с общим недоразвитием речи. Предмет исследования - особенности словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи. Цель исследования состоит в научно обоснованной разработке педагогических условий, обеспечивающих обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Исходя из поставленной цели были сформированы следующие задачи: • Изучить теоретические аспекты развития активного и пассивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи; • Сформулировать определение общего недоразвития речи; • Рассмотреть классификацию общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста; • Познакомиться с формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. • Провести экспериментальное исследование словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; • Провести анализ и оценку результатов исследования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи • Составить методические рекомендации по формированию словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи. Практическая значимость: Материалы исследования могут быть полезны учителям логопедам, педагогам, работающим с детьми с нарушениями речи, студентам бакалавриата и магистратуры и всем интересующимся проблемой развития речи детей с общим недоразвитием речи. В работе использовались следующие методы исследования: теоретические: изучение, анализ и обобщение литературы по теме исследования; эмпирические: анализ продуктов речевой деятельности (тестирование); метод количественного и качественного анализа результатов исследования. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Читать дальше
Проведя анализ научной литературы можно выделить, что общее недоразвитие речи это такая форма речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: (фонетика, лексика и грамматика). Развитие лексики в целом занимает особое место в формировании речи детей дошкольного возраста с ОНР. Процесс формирования лексики положительно влияет, с одной стороны, на развитие мышления и других психических процессов, а с другой, на развитие всех компонентов речи: фонетико- фонематического и грамматического строя речи. По мере того как ребёнок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, представляются большие возможности для самостоятельного выражения ребёнком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. После теоретического изучения проблемы и проведения диагностики мы выявили, что при формировании лексического строя у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, возникают некоторые трудности в употреблении слов в экспрессивной речи, актуализации словаря. Всё это определяет необходимость разработать и обосновать систему занятий по формированию лексики у старших дошкольников с ОНР. Формирование лексического строя приобретает особое значение как в плане речевого и познавательного развития детей с ОНР, так и развития их коммуникативных возможностей с учётом задач полноценной подготовки к обучению в школе. Работа по формированию лексики с использованием дидактических игр обогатила лексическую сторону речи детей. Проведённая работа способствовала развитию мышления, памяти, воображения детей, слухового и зрительного восприятия. Дети стали проявлять больше активности в играх со сверстниками, содержание игр стало более разнообразным, обогатилось речевое взаимодействие в игре. Использование дидактических игр на занятиях по расширению словаря открывает перед нами большие возможности. Это творческий процесс, который заключается в стремлении ребёнка реализовать свои желания, а это лучше всего удаётся сделать в игре. Таким образом, систематическая и целенаправленная коррекционно- логопедическая работа с использованием дидактических игр, упражнений, заданий даёт положительную динамику в развитии словаря дошкольников с ОНР. Следовательно, гипотеза нашего исследования подтвердилась. Цель достигнута.
Читать дальше
2. Агранович 3.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. - 128 с. 3. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. - М., 2018. – 335 с. 4. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. - М.: АСТ, 2017. – 319 с. 5. Белошеина Е.А. Занятия с детьми, имеющими отклонения в развитии (ЗПР, ОНР, ЛГНР) // Ребенок в детском саду. – 2018. - №1. – С. 20-25. 6. Бутон Ш. Развитие речи // Психолингвистика. М.: Прогресс, 2017. - С.З07-324. 7. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2018 - № 1. - с.34-40 8. Волкова Г.А. Методика психолого - логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - С.- П.: "Детство - Пресс", 2018. – 144 с. 9. Волкова Г.А., Илюк М.А. Методика динамического обследования детей с нарушениями речи. - С.- П. 2019. – 70 с. 10. Волковская Т.Н. Юсупова Г.Х. «Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи» М 2018 - с.35. 11. Волосовец Т.В. Преодоление ОНР дошкольников. - М., 2017. – 224 с. 12. Выготский Л.С. Мышление и речь// Собрание сочинений. – М., 2018. – 208 с. 13. Выготский Л.С. Развитие устной речи. // Детская речь. - М., 2018. Ч. 1. С. 51-78. 14. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. - Центр гуманитарной литературы «Рон», 2018. – 128 с. 15. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: 2019. -470с. 16. Гвоздев А.Н., Фомичева Г.А., Ушакова О.С. Вопросы изучения детской речи. – М., 2017. - 471с. 17. Деревянко Н.П., Лапп Е.А. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи// Практическая психология и логопедия №4, 2018. С. 22-25. 18. Дзюба О.В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи / О. В. Дзюба //Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: межвузовский сб. научн. трудов / под ред. Е. А. Левановой. – Выпуск 23. – Калининград: Изд-во КГУ, 2019. – С. 56-60. 19. Дубова Н.В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР [Текст] / Н.В. Дубова // Логопед в детском саду, № 3, 2018. – С. 36-38. 20. Елисеева М.Б. О лексическом развитии ребенка раннего возраста. // Логопед в детском саду. М., 2016. - № 1. – 10 с. 21. Жукова Н. С. Логопедия: преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2016. – 320 с. 22. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. – Новосибирск, 2017. – 135 с. 23. Июдина Л. В. Активизация коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л. В. Июдина // Логопед в детском саду. - 2018. - № 7 - С. 37-43.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Организация и технология пляжного выездного туризма в Болгарии
Количество страниц:
30
Оригинальность:
43%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Туризм
курсовая работа
«Методы воспитания комплексной выносливости»
Количество страниц:
25
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Физкультура
реферат
КОНЦЕПЦИИ СТАНДАРТИЗАЦИИ УСЛУГ В РОССИИ
Количество страниц:
12
Оригинальность:
47%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Стандартизация и нормирование
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image