Введение 3 Глава 1. Теоретические предпосылки исследования проявлений раздражительности, обидчивости и мстительности как негативных эмоциональных состояний в подростковом возрасте 8 1.1 Изучение понятий «раздражительность», «обидчивость», «мстительность», ее виды, факторы возникновения 8 1.2 Особенности развития в подростковом возрасте 18 1.3 Особенности негативных эмоциональных состояний в подростковом возрасте 29 Выводы по первой главе 36 Глава 2. Экспериментальное исследование проявлений раздражительности, обидчивости и мстительности как негативных эмоциональных состояний в подростковом возрасте 38 2.1 Организация и методы исследования 38 2.2 Анализ результатов проведенного исследования 42 2.3 Профилактика проявлений раздражительности, обидчивости и мстительности как негативных эмоциональных состояний в подростковом возрасте и ее направления 59 Выводы по второй главе 85 Заключение 87 Список использованной литературы 91 Приложения 98

Особенности проявления раздражительности, обидчивости и мстительности как негативных эмоциональных состояний в подростковом возрасте

дипломная работа
Психология
90 страниц
85% уникальность
2022 год
6 просмотров
Языкова А.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические предпосылки исследования проявлений раздражительности, обидчивости и мстительности как негативных эмоциональных состояний в подростковом возрасте 8 1.1 Изучение понятий «раздражительность», «обидчивость», «мстительность», ее виды, факторы возникновения 8 1.2 Особенности развития в подростковом возрасте 18 1.3 Особенности негативных эмоциональных состояний в подростковом возрасте 29 Выводы по первой главе 36 Глава 2. Экспериментальное исследование проявлений раздражительности, обидчивости и мстительности как негативных эмоциональных состояний в подростковом возрасте 38 2.1 Организация и методы исследования 38 2.2 Анализ результатов проведенного исследования 42 2.3 Профилактика проявлений раздражительности, обидчивости и мстительности как негативных эмоциональных состояний в подростковом возрасте и ее направления 59 Выводы по второй главе 85 Заключение 87 Список использованной литературы 91 Приложения 98
Читать дальше
Актуальность темы исследования. Значимой и актуальной проблемой в возрастной психологии считается проблема агрессивности. Процессы трансформации социально-общественных и психологических составляющих, деформация структурных элементов общества, социальных противоречий актуальны для развития современного общества, так как приводят к межгрупповым, межличностным и внутриличностным конфликтам. Поэтому проблема конфликтности и агрессивности личности является значимой для изучения в рамках социальной психологии, социологии, конфликтологии и других смежных областях знаний. Неоднозначная трактовка проблемы человеческой агрессии и особенностей ее проявления отмечается в различных психологических исследованиях.


На нашем сайте вы можете заказать курсовую работу по менеджменту качества. Курсовая работа будет написана быстро и качественно. % оригинальности и квалификацию автора вы можете выбрать сами, для этого нужно заполнить форму заказа.


Одним из направлений является изучение агрессивного поведения именно подростков. Необходимость изучения особенностей агрессивного поведения именно подростков определяется тем, что именно данный возрастной этап развития считается значимым для формирования личности и определяется дальнейшие направления развития человека. Теоретические исследования особенностей агрессивного поведения позволили определить направления работы с подростками с целью профилактики или коррекции агрессивного поведения. Актуальность темы враждебности и сопровождающих ее мстительности и обидчивости в психологической практике обусловлена тем, что в настоящее время все больше исследователей устанавливают связь между переживанием и подавлением вышеперечисленных эмоций и показателями ухудшения физического здоровья. Врачи обнаружили прямую связь между хроническим гневом и развитием атеросклероза. Когда человек злится, повышается уровень холестерина, увеличивается число ударов сердца до двухсот ударов в минуту и более, повышается артериальное давление и свертываемость крови. Эти изменения способствуют возникновению инфаркта и инсульта. С. Н. Ениколопов отмечает, что существует связь между враждебностью и «тяжестью течения аллергических, онкологических, вирусных, психосоматических; психическое заболевание». Интерес исследователей к проблеме психосоматики в последнее время также возрос. Психосоматический подход к причинам болезней также указывает на ведущую роль в этом процессе таких эмоций, как зависть, обида и желание отомстить обидчику. Кроме того, среди беспокойств клиентов практические психологи все чаще отмечают проблематику обиды и желания отомстить обидчику и связанную с этим неприязнь, которые находят отражение в межличностных, семейных и деловых отношениях. Цель исследования – анализ особенностей проявления раздражительности, обидчивости и мстительности как негативных эмоциональных состояний у подростков. Задачи исследования: - анализ учебной и научной литературы по теме исследования; - определение понятий «раздражительность», «обидчивость», «мстительность», их видов и факторов возникновения; - анализ особенностей негативных эмоциональных состояний в подростковом возрасте; - проведение эмпирического исследования проявлений раздражительности, обидчивости и мстительности как негативных эмоциональных состояний в подростковом возрасте; - определение направлений профилактики проявлений раздражительности, обидчивости и мстительности как негативных эмоциональных состояний в подростковом возрасте и ее направления. Объект исследования – психологические особенностей детей подросткового возраста. Предмет исследования – особенности проявления раздражительности, обидчивости и мстительности как негативных эмоциональных состояний в подростковом возрасте. Степень научной разработанности темы исследования. В рамках исследований отечественных психологов агрессия рассматривается как поведения человека, результаты которого носят отрицательные правовые, нравственные, эмоциональные аспекты. Агрессивность личности понимается как свойство человека, а состояние агрессии определяется эмоциональными проявлениями агрессии в поведении человека. Среди отечественных психологов, которые занимались разработкой данной проблемы можно отметить следующих исследователей: В. П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков , А.И. Севостьянов , А. А. Реан и др. Понятие враждебности в современной психологии подробно исследовали К. Изард , С. Н. Ениколопов и др.: объект, имеющий определенную степень выраженности, определенный уровень сознания, устойчивость и обладающий субъективный смысл и структура. Согласно исследованиям Е. П. Ильина , враждебность имеет когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты, а также может быть скрытой (подавленной) и прямой. Кроме того, Е. П. Ильин среди компонентов враждебности выделяет мстительность и обидчивость. Гипотезы исследования заключаются в следующих предположениях: - у мальчиков выше показатели по таким факторам, как обидчивость и мстительность, у девочек, напротив, выше показатели по фактору «раздражительность»; - специально разработанной коррекционная и профилактическая программа по преодолению проявлений агрессивного поведения будет способствовать снижению показателей по факторам раздражительности, мстительности и обидчивости у подростков. Методы исследования: - теоретические методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение; - эмпирические методы исследования: тестирование, анкетирование, методы математической обработки данных. Методики исследования: 1. Методика Басса-Дарки . Опросник Басса-Дарки (Buss-DurkeyInventory). Данная методика была разработана А. Басс и А. Дарки в 1957 г. и предназначена для диагностики агрессивных и враждебных реакций человека. 2. Опросник Ильина-Ковалева , основной целью которого является выявление склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения. 3. Диагностика «шкалы мстительности и обидчивости» (Е.П. Ильин, П.А.Ковалев, 2001). Назначение: шкалы позволяют определить склонность человека к враждебности, проявляемой через обидчивость и мстительность. Место прохождения практики: МБОУ СОШ №68. Диагностическое исследование проводилось в групповой форме, выборку составили обучающиеся 7-Б класса всего 34 учащихся. Возраст опрошенных – 12-13 лет. Планируемые мероприятия: проведение диагностики, разработка программы и системы занятий, направленных на профилактику агрессивного поведения у подростков. Научная новизна результатов исследования заключается в том, что в рамках данного исследования был проведен комплексный анализ исследований отечественных и зарубежных ученых в сфере изучения психологических особенностей подросткового возраста, проявления негативных эмоциональных состояний в данном возрасте. Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования результатов проведенной работы в рамках работы психологов, социальных педагогов, работающих с детьми подросткового возраста. Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованных источников и приложений. Во введении сформулированы цель, задачи, объект, предмет исследования, также определена актуальность данного исследования. В первой главе представлены результаты анализа исследований отечественных и зарубежных ученых по проблемам анализа психологических особенностей подросткового возраста, особенностей негативных эмоциональных состояний в подростковом возрасте. Во второй главе представлены методики исследования, проанализированы результаты проведенного эмпирического исследования, а также определены основные направления профилактики проявлений раздражительности, обидчивости и мстительности как негативных эмоциональных состояний в подростковом возрасте. В заключении формулируются основные выводы по результатам проведенного исследования.

Читать дальше
В соответствии с поставленными задачами в рамках данной работы, можно сделать следующие выводы: Причины агрессивного поведения у подростков сложны, главным образом потому, что они действуют не изолированно, а представляют собой взаимодействие множества факторов, имеющих разный негативный вклад в развитие агрессивного поведения: генетические факторы, факторы среды (социальной, биологической, небиологические); особенности семейного и социального воспитания (множественное прямое воздействие на формирование личности); собственный социальный опыт. К тому же все формы агрессивных реакций, встречающихся у подростков (физическая, косвенная, вербальная агрессии, негативизм и аутоагрессия), различаются в своих проявлениях и не только от пола, но и от возраста и даже от уровня самооценки подростка и социального статуса подростка в группе сверстников. С помощью методического инструментария были выявлены особенности агрессивного поведения у подростков. Обзор литературы в теоретической части исследования показывает, что отсутствует единая точка зрения на источники формирования агрессивного поведения, что сильно усложняет понимание вопроса. Агрессия в личностных характеристиках подростков в основном является формой протеста против неудовлетворенности взрослых своим социальным статусом и непониманием их, что проявляется и в соответствующем поведении. В то же время природные черты могут влиять на развитие агрессивных форм поведения у подростков. Характерным признаком подросткового возраста является фундаментальное изменение в сфере самосознания, которое важно для всего последующего развития и обучения молодого человека как личности. В подростковом возрасте активно формируется самосознание, развивается самостоятельная система стандартов самооценки. В рамках выпускной квалификационной работы было проведено эмпирическое исследование с целью анализа особенностей проявления раздражительности, обидчивости и мстительности как негативных эмоциональных состояний подростков. Для проведения исследования были использованы следующие методики: 1. Методика Басса-Дарки . Опросник Басса-Дарки (Buss-DurkeyInventory). Данная методика была разработана А. Басс и А. Дарки в 1957 г. и предназначена для диагностики агрессивных и враждебных реакций человека. 2. Опросник Ильина-Ковалева , основной целью которого является выявление склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения. 3. Диагностика «шкалы мстительности и обидчивости» (Е.П. Ильин, П.А.Ковалев, 2001). Назначение: шкалы позволяют определить склонность человека к враждебности, проявляемой через обидчивость и мстительность. Место прохождения практики: МБОУ СОШ №68. Диагностическое исследование проводилось в групповой форме, выборку составили обучающиеся 7-Б класса всего 34 учащихся. Возраст опрошенных – 12-13 лет. Эмпирическое исследование проявлений раздражительности, обидчивости и мстительности как негативных эмоциональных состояний у подростков было осуществлено в три этапа: 1. Определение методов и методик исследования раздражительности, обидчивости и мстительности как негативных эмоциональных состояний подростков. 2. Проведение констатирующего этапа эксперимента, который определяет необходимость проведения количественного и качественного анализа результатов проведенного исследования. 3. Разработка программы коррекции проявлений раздражительности, обидчивости и мстительности как негативных эмоциональных состояний, которая может быть использована в работе с подростками. Гипотезы исследования заключаются в следующих предположениях: - у мальчиков выше показатели по таким факторам, как обидчивость и мстительность, у девочек, напротив, выше показатели по фактору «раздражительность»; - специально разработанной коррекционная и профилактическая программа по преодолению проявлений агрессивного поведения будет способствовать снижению показателей по факторам раздражительности, мстительности и обидчивости у подростков. По результатам проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы: Мальчики-подростки в свою очередь больше прибегают к физической силе, т.к. они более сильные, более развиты физически нежели девочки. Кроме того девочки более склонны к обиде и депрессии, эти факторы отмечаются у подростков, склонных к проявлению вербальной агрессии, у мальчиков же высокая защищенность к воздействию стресс-факторов, что подтверждает высокий уровень по шкале уравновешенности. Но следует отметить, что как у мальчиков, так и у девочек низкие показатели отмечаются по фактору косвенной агрессии. Но в тоже время и у мальчиков и у девочек отмечены высокие показатели по факторам: «вербальная агрессия» и «чувство вины». На основании проведенного корреляционного анализа можно отметить, что раздражительность подростков тесно связана с проявлениями негативизма, а мстительность как личностная черта тесно связана с проявлениями косвенной физической агрессии подростков. Для сравнения результатов до и после реализации программы по профилактике агрессивного поведения был произведен расчет Т-критерия Стьюдента для сравнения парных выборок. Расчет производился в программе SPSS. Расчет критерия Стьюдента проводился только по факторам: обидчивость, мстительность, раздражительность. Значение p-уровня по рассмотренным факторам (обида, раздражительность, обидчивость, мстительность) ≤0,05, можно сделать вывод о статистически значимых различиях в уровне выраженности данных личностных особенностей до и после проведения коррекционной работы с подростками Учитывая, что значение t-критерия положительное, можно говорить о статистически значимом снижении значений по рассмотренным факторам (обида, раздражительность, обидчивость, мстительность) после проведения тренинга; то есть проведенный тренинг оказался эффективным. Подводя итог проведенному исследованию, следует отметить, что для профилактики негативных эмоциональных состояний следует принимать меры по контролю над стрессом, обращать внимание на самооценку, учиться принимать постороннюю помощь, следовать назначенному врачом лечению даже после стихания симптомов негативных эмоциональных состояний, предотвратить рецидив. Широко распространены негативные эмоциональные состояния у подростков, симптомы которых зависят от стадии развития и могут существенно отличаться от их проявлений у взрослых. Психофармакотерапия в сочетании с психотерапией и психологическим просвещением являются наиболее эффективным средством защиты подростков от негативных эмоциональных состояний.
Читать дальше
1. Авдулова, Т. П. Агрессивный подросток. – М.: Академия. 2016. – 128 с. 2. Аверин, В. А. Психология детей и подростков. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2018. – 121 с. 3. Агрессивное поведение современных подростков / В. И. Мурадова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15 (119). — С. 413-415. 4. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2017. – 288 с. 5. Байкова, Н. И. Особенности проявления спортивных эмоций у подростков процессе учебно-тренировочных занятий // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 55/8. – С. 66-72. 6. Бандура, А., Уотерс, Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М: Апрель Пресс, 2000. – 508 с 7. Берлянд, Ю. Б. Опыт профилактики детской и подростковой агрессии в общеобразовательных организациях Российской Федерации (обзор) // Подходы к профилактике агрессивного поведения детей и подростков в образовательной среде. – Москва, 2020. – С. 22-41. 8. Бисалиев, Р. В., Кубекова А. С., Сарафрази Т. Т. Психологические аспекты агрессии и агрессивного поведения: современное состояние проблемы // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. 9. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 2015. – 352 с. 10. Бороздина, Л. В. Сущность самооценки и её отношение с Я- концепцией: / Л. В. Бороздина // Вестник Московского Университета СЕР. – 2017. – № 1. – С.54–65. 11. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – М. СПб: Питер, 2001. - 352 с: ил. 12. Ворначева, Н. В. Профилактика девиантного поведения школьников: формирование установки на здоровый образ жизни // ЦИТИСЭ : электрон. науч. журн. – 2018. – № 4 (17). 13. Горькова, И. А. Проявления агрессивного поведения у деликвентных подростков // Дети и насилие. Екатеринбург: Средне Уральское книжное издательство, 1996. – С. 45-54 с. 14. Григоренко, Т. А. Корреционная программа в школе. – М.: Феникс. 2015. – 157 с. 15. Гунн, Г. Е. Профилактика агрессии, насилия и жестокости в подростковой среде / Г.Е. Гун, А.А. Коваленко // Роль социальных институтов в профилактике вредных привычек : материалы науч.-практ. конф. – Санкт-Петербург, 2019. – С. 26-34. 16. Давыдов, В. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. Институтов / Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон, А. В. Петровский. – М.: Просвещение, 2015. – 288с. 17. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с. 18. Джабраилова, М. М. Особенности проявления тревожности и агрессивности у подростков из неполных и смешанных семей / М.М. Джабраилова, М.М. Далгатов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2018. – Т. 12, № 4. – С. 21-25. 19. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб.: Питер, 2015. - С. 80-84. 20. Долгова, В. И. Агрессия и преступность. Профилактика противоправного поведения подростков. – Уфа: изд-во «Здравоохранение Башкортостана», 2015. – 108 с. 21. Долгова, В. И. Коррекционная программа. – Челябинск: ГОУ ВПО «ЧГПУ»; М.: МГОУ, 2016. – 308 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
«Совершенствование работы с жалобами в сфере гостеприимства на примере гостиницы "Марриотт Ройал Аврора"»
Количество страниц:
90
Оригинальность:
90%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Туризм
курсовая работа
-
Количество страниц:
40
Оригинальность:
77%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Экономический анализ
курсовая работа
Типы денежных систем: преимущества и недостатки
Количество страниц:
32
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Банковское дело
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image