На нашем сайте вы можете заказать курсовую работу по менеджменту качества. Курсовая работа будет написана быстро и качественно. % оригинальности и квалификацию автора вы можете выбрать сами, для этого нужно заполнить форму заказа.
Одним из направлений является изучение агрессивного поведения именно подростков. Необходимость изучения особенностей агрессивного поведения именно подростков определяется тем, что именно данный возрастной этап развития считается значимым для формирования личности и определяется дальнейшие направления развития человека. Теоретические исследования особенностей агрессивного поведения позволили определить направления работы с подростками с целью профилактики или коррекции агрессивного поведения. Актуальность темы враждебности и сопровождающих ее мстительности и обидчивости в психологической практике обусловлена тем, что в настоящее время все больше исследователей устанавливают связь между переживанием и подавлением вышеперечисленных эмоций и показателями ухудшения физического здоровья. Врачи обнаружили прямую связь между хроническим гневом и развитием атеросклероза. Когда человек злится, повышается уровень холестерина, увеличивается число ударов сердца до двухсот ударов в минуту и более, повышается артериальное давление и свертываемость крови. Эти изменения способствуют возникновению инфаркта и инсульта. С. Н. Ениколопов отмечает, что существует связь между враждебностью и «тяжестью течения аллергических, онкологических, вирусных, психосоматических; психическое заболевание». Интерес исследователей к проблеме психосоматики в последнее время также возрос. Психосоматический подход к причинам болезней также указывает на ведущую роль в этом процессе таких эмоций, как зависть, обида и желание отомстить обидчику. Кроме того, среди беспокойств клиентов практические психологи все чаще отмечают проблематику обиды и желания отомстить обидчику и связанную с этим неприязнь, которые находят отражение в межличностных, семейных и деловых отношениях. Цель исследования – анализ особенностей проявления раздражительности, обидчивости и мстительности как негативных эмоциональных состояний у подростков. Задачи исследования: - анализ учебной и научной литературы по теме исследования; - определение понятий «раздражительность», «обидчивость», «мстительность», их видов и факторов возникновения; - анализ особенностей негативных эмоциональных состояний в подростковом возрасте; - проведение эмпирического исследования проявлений раздражительности, обидчивости и мстительности как негативных эмоциональных состояний в подростковом возрасте; - определение направлений профилактики проявлений раздражительности, обидчивости и мстительности как негативных эмоциональных состояний в подростковом возрасте и ее направления. Объект исследования – психологические особенностей детей подросткового возраста. Предмет исследования – особенности проявления раздражительности, обидчивости и мстительности как негативных эмоциональных состояний в подростковом возрасте. Степень научной разработанности темы исследования. В рамках исследований отечественных психологов агрессия рассматривается как поведения человека, результаты которого носят отрицательные правовые, нравственные, эмоциональные аспекты. Агрессивность личности понимается как свойство человека, а состояние агрессии определяется эмоциональными проявлениями агрессии в поведении человека. Среди отечественных психологов, которые занимались разработкой данной проблемы можно отметить следующих исследователей: В. П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков , А.И. Севостьянов , А. А. Реан и др. Понятие враждебности в современной психологии подробно исследовали К. Изард , С. Н. Ениколопов и др.: объект, имеющий определенную степень выраженности, определенный уровень сознания, устойчивость и обладающий субъективный смысл и структура. Согласно исследованиям Е. П. Ильина , враждебность имеет когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты, а также может быть скрытой (подавленной) и прямой. Кроме того, Е. П. Ильин среди компонентов враждебности выделяет мстительность и обидчивость. Гипотезы исследования заключаются в следующих предположениях: - у мальчиков выше показатели по таким факторам, как обидчивость и мстительность, у девочек, напротив, выше показатели по фактору «раздражительность»; - специально разработанной коррекционная и профилактическая программа по преодолению проявлений агрессивного поведения будет способствовать снижению показателей по факторам раздражительности, мстительности и обидчивости у подростков. Методы исследования: - теоретические методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение; - эмпирические методы исследования: тестирование, анкетирование, методы математической обработки данных. Методики исследования: 1. Методика Басса-Дарки . Опросник Басса-Дарки (Buss-DurkeyInventory). Данная методика была разработана А. Басс и А. Дарки в 1957 г. и предназначена для диагностики агрессивных и враждебных реакций человека. 2. Опросник Ильина-Ковалева , основной целью которого является выявление склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения. 3. Диагностика «шкалы мстительности и обидчивости» (Е.П. Ильин, П.А.Ковалев, 2001). Назначение: шкалы позволяют определить склонность человека к враждебности, проявляемой через обидчивость и мстительность. Место прохождения практики: МБОУ СОШ №68. Диагностическое исследование проводилось в групповой форме, выборку составили обучающиеся 7-Б класса всего 34 учащихся. Возраст опрошенных – 12-13 лет. Планируемые мероприятия: проведение диагностики, разработка программы и системы занятий, направленных на профилактику агрессивного поведения у подростков. Научная новизна результатов исследования заключается в том, что в рамках данного исследования был проведен комплексный анализ исследований отечественных и зарубежных ученых в сфере изучения психологических особенностей подросткового возраста, проявления негативных эмоциональных состояний в данном возрасте. Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования результатов проведенной работы в рамках работы психологов, социальных педагогов, работающих с детьми подросткового возраста. Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованных источников и приложений. Во введении сформулированы цель, задачи, объект, предмет исследования, также определена актуальность данного исследования. В первой главе представлены результаты анализа исследований отечественных и зарубежных ученых по проблемам анализа психологических особенностей подросткового возраста, особенностей негативных эмоциональных состояний в подростковом возрасте. Во второй главе представлены методики исследования, проанализированы результаты проведенного эмпирического исследования, а также определены основные направления профилактики проявлений раздражительности, обидчивости и мстительности как негативных эмоциональных состояний в подростковом возрасте. В заключении формулируются основные выводы по результатам проведенного исследования.