Введение 3
Глава 1 Теоретические основы активизации познавательной деятельности младших школьников 5
1.1 Понятие «познавательная деятельность» в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Особенности психического развития детей младшего школьного возраста 8
Глава 2. Активизация познавательной деятельности в школе первой ступени 13
2.1 Неувязка активизации познавательной деятельности школьников в психолого-педагогической науке 13
2.2 Проблемная ситуация как средство активизации познавательной деятельности младших школьников 22
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Читать дальше
Повышение качества обучения зависит от готовности учителя активизировать познавательную деятельность учащихся. Суть совершенствования обучения ученика начальной школы заключается в такой организации учебной деятельности, чтобы ученик приобрел основные навыки приобретения знаний и на этой основе научился самостоятельно "добывать знания". Идея повышения эффективности обучения имеет долгую историю, начиная с древних учений и заканчивая современными психологическими и педагогическими исследованиями. Психологи стали задумываться над вопросом о роли проблемной ситуации по отношению к заданиям, направленным на повышение познавательной активности младших школьников.
Психологи показали, что "проблемная ситуация" является основным средством повышения познавательной активности младших школьников и управления процессами, усвоения новых знаний. Педагогическая практика показывает, что осознание проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении практически любого предмета. Готовность ученика к проблемному обучению определяется, прежде всего, его способностью (или возникшей в ходе урока) видеть поставленную учителем проблему, формулировать ее, находить решение и решать эффективными методами. На основе анализа психолого-педагогических исследований можно сделать вывод, что проблемная ситуация - это затруднение, новое знание и действие.
В проблемной ситуации учащийся сталкивается с противоречиями и должен самостоятельно найти выход из этих противоречий. Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задание, наглядность, задача. Вопрос имеет первостепенное значение, так как он стимулирует и направляет мышление учащихся. Домашнее задание - важный факт для повышения познавательной активности учащихся.
Визуализация служит инструментом для "запечатления" обобщенного "взгляда" на содержание новых понятий и абстрактных терминов и способствует формированию научных понятий. Человечество постоянно развивается, поток информации постоянно увеличивается, но временные рамки для интерпретации в школе остаются прежними.
На первый план выходит целенаправленное приобретение знаний. Случайные и менее важные факты служат общей основой для развития той или иной области науки или вообще не принимаются во внимание. Таким образом, происходит выравнивание и систематизация наиболее важных понятий, что позволяет увидеть целостную картину явления, а не отдельные факты. Уверенность в сфере мотивации позволяет удерживать внимание в процессе обучения и развивать не только интеллектуальные, но и личностные качества студента. Преподавание с использованием традиционных форм не является оптимальным.
Итак, никогда не рано начинать говорить о проблеме повышения качества обучения. Но, конечно, необходимо учитывать возрастные особенности младших классов. Дети младшего школьного возраста имеют ряд преимуществ перед детьми старшего возраста. Как уже говорилось выше, проблемное обучение предполагает творческое (а не репродуктивное) мышление. Поэтому гораздо легче развить творческую энергию в юном ученике, чем во взрослом, который не может избавиться от старых клише. Самооценка ребенка обычно довольно высока, у него открытый ум, внутренняя свобода и отсутствие стереотипов. Это огромные преимущества для ребенка, которые следует использовать с помощью проблемного обучения в начальных классах.
Читать дальше
1.Андриянова Л. В. Формирование познавательного интереса к обучению путем внеклассной деятельности // Молодой ученый. — 2018. — №1.1. — С. 1-4. — URL https://moluch.ru/archive/105/25044/ (дата обращения: 22.01.2023).
2.Алябушева Г. В. Критерии диагностики познавательного интереса младших школьников // Наука сегодня: теоретические и практические аспекты сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции в 3 частях. - Научный центр «Диспут». 2019. - С. 8-10.
3.Богоявленская Д. Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности [Текст] / Д. Б. Богоявленская // Вопросы психологии. – 2019. – № 1. – С. 11–17.
4.Вахрушева Л. Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе [Текст] / Л. Н. Вахрушева // Начальная школа. – 2018. –№ 4. – С. 63–68.
5.Даутова О.Б. Изменение учебно-познавательной деятельности школьника в современном образовании // О.Б. Даутова. – 2019. [Электронный ресурс]. URL:–http://www.famous-scientists.ru/list/10060 (дата обращения: 22.01.2023).
6.Дементьева О.М. Особенности познавательной деятельности в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26179 (дата обращения: 22.01.2023).
7.Дядинчук Т. Г. Познавательный интерес как средство обучения младших школьников // Молодой ученый. — 2018. — №4. — С. 954-956.
8.Елькина О. Ю. Мониторинг учебных достижений младших школьников как средство повышения качества начального образования. Учебное пособие / О.Ю. Елькина. - М.: Флинта, 2018. - 777 c.
9.Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т./ А.В. Запорожец [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.koob.ru/zaporozhets/
10.Иванова И.Ю. Просветительская деятельность в дошкольной образовательной организации как направление взаимодействия с родителями. - В сборнике: Актуальные проблемы дошкольного образования: традиции и инновации. Сб. статьей XVI международной научно-практической конференции. 2018. - С. 289-293
11.Кувалдина Е. А. Роль семьи в развитии познавательных интересов школьника [// Молодая семья XXI века: тенденции, проблемы и перспективы развития. - Киров, 2019. - С. 118-119
12.Лагоша Г. Е., Хощенко Г. В. Игра как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2019. — №27. — С. 139-142. — URL https://moluch.ru/archive/161/45072/ (дата обращения: 22.01.2023).
13.Максимова М. В. Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — №46. — С. 302-304. — URL https://moluch.ru/archive/180/46526/ (дата обращения: 22.01.2023).
14. Осипова М.П. Активизация познавательной деятельности младших школьников [Текст] / под ред. Осиповой М. П. – Минск: Обряд, 2019. – 230 с
15.Отабеков А. О., Маматкулова У. Э. Основные этапы развития познавательного интереса при обучении математике в условиях личностно-ориентированного обучения c использованием информационно-коммуникационных технологий // Молодой ученый. — 2018. — №5. — С. 513-516. — URL https://moluch.ru/archive/85/15953/ (дата обращения: 22.01.2023).
16.Понамарева Е. В., Пыльненькая Е. А., Булыгина И. В., Гончарова Н. Г. Проблемная ситуация как условие развития познавательной мотивации дошкольника // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №3. — С. 64-68. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/63/2354/ (дата обращения: 22.01.2023).
17.Пахомова Л. В., Кондратьева Н. М., Самоделова Н. Е. Решение проблемных ситуаций с детьми младшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — №45. — С. 248-250. — URL https://moluch.ru/archive/179/46344/ (дата обращения: 22.01.2023).
18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии/Рубинштейн С //Л–СПб:«Питер. – 2019. 738 с.
19.Сухоруков Д.В., Сорокина Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2019. №1. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/aktivizatsiya-poznavatelnoy-deyatelnostiuchaschihsya-obrazovatelnyh-shkol (дата обращения: 22.01.2023).
20. Столяренко А. М. Психология и педагогика / А.М. Столяренко. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 424 c.
21. Суворова Галина Психология деятельности / Галина Суворова. - М.: Когито-Центр, 2019. – 796
22.Сафонова О. В. Развитие познавательной активности младших школьников в процессе обучения // Молодой ученый. — 2018. — №20. — С. 418-421. — URL https://moluch.ru/archive/206/50319/ (дата обращения: 22.01.2023).
23.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации URL: https://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения 22.01.2023).
24. Якобсон П. М. Психология чувств и эмоций //М.: Институт практической психологии. – 2018. 303 с.
25. Яшкова Л.А. Активизация познавательной деятельности младших школьников на основе использования проблемных ситуаций // Инновационная наука. – 2018. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/aktivizatsiya-poznavatelnoy-deyatelnosti-mladshihshkolnikov-na-osnove-ispolzovaniya-problemnyh-situatsiy (дата обращения: 22.01.2023).
Читать дальше