Введение 3
Глава 1. Общая характеристика организации и тактики деятельности полиции, связанной с охраной общественного порядка и общественной безопасности 5
1.1 Деятельность полиции по охране общественного порядка 5
1.2 Организация и тактика пресечения нарушений общественного порядка 13
Выводы по 1 главе. 21
Глава 2. Анализ деятельности полиции по охране общественного порядка и общественной безопасности 23
2.1 Особенности деятельности полиции по охране общественного порядка и общественной безопасности в РФ 23
2.2 Проблемы организации охраны общественного порядка и общественной безопасности сотрудниками полиции в РФ и пути их разрешения 38
Выводы по 2 главе. 47
Заключение 49
Список использованных источников 51
Читать дальше
Таким образом, подводя итог дипломной работы, стоит сделать несколько основных выводов.
Федеральный закон Российской Федерации «О полиции» регулирует определенные стороны деятельности полиции, координирует действия по обеспечению общественной безопасности в чрезвычайной обстановке. Общие положения закона распространяются на деятельность ОВД в любых условиях обстановки, в том числе и чрезвычайной. Обозначенная правовая основа закона о применении физической силы, специальных средств и оружия относится и к субъектам их применения вне зависимости от обстановки. В соответствии с названными нормативно-правовыми актами, сотрудники полиции при обеспечении общественного порядка наделены государственно-властными полномочиями по применению довольно широкого круга мер административного принуждения.
С целью выполнения своих задач по охране общественного порядка и общественной безопасности сотрудники полиции применяют специальные знания, умения и навыки, которые составляют неотъемлемую часть тактики и организации охраны общественного порядка. На сегодняшний день представляется целесообразным сформулировать следующие предложения, направленные на повышение уровня ООП и ООБ в деятельности полиции:
- комплексное совершенствование действующей нормативной правовой основы, регламентирующей ООБ и ООП полицией;
- детализация целей и задач полиции, а также полномочий в рамках ООБ и ООП;
- исполнение целевых программ, а также внесение предложений по их разработке и проведению;
- постоянное совершенствование механизма ООП и ООБ с учетом складывающейся обстановки в Российской Федерации.
Вышеуказанные меры, сформируют основу для построения и реализации оптимального уровня системы функций и задач полиции в сфере ООП и ООБ, а также предупреждения правонарушений и повышения общественной безопасности.
Вторая глава работы была посвящена вопросам, связанным не только с особенностями деятельности полиции по охране общественного порядка и общественной безопасности, но и проблемам, которые имеют место быть в данной сфере. В пределах своей компетенции сотрудники полиции применяют специальные тактические приемы, направленные на достижения поставленных перед ними задач. Однако довольно часто полиция при охране общественного порядка сталкивается с рядом проблем, нуждающихся в своем решении. Одной из наиболее острых проблем является применение сотрудниками полиции огнестрельного оружия и физической силы.
Данную ситуацию следует узаконить, поскольку, когда речь идет о самозащите или защите окружающих, сотрудник полиции должен обладать правом на ведение огня в толпе людей чтобы предотвратить более тяжкие последствия. При этом, сотрудник полиции должен приложить усилия к минимизации последствий произведенного выстрела и помнить о личной ответственности за это. Необходимость расширения полномочий сотрудников полиции в части применения огнестрельного оружия в целях обороны и самообороны, детерминируется инцидентами, коих немало, в которых здоровью сотрудников полиции был нанесен серьезный ущерб. В нормах Закона «О полиции» говорится о запрете на применение огнестрельного оружия при массовом скоплении людей, во избежание жертв среди случайных людей. В результате, несмотря на наличие оружия, по сути, полицейский в толпе, чинящей беспорядки, оказывается безоружным. И, вопреки наличию оснований для применения оружия, описанных в законе, все они автоматически отменяются в многолюдных местах.
Таким образом, цель работы достигнута посредством решения поставленных задач.
Читать дальше
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) (ред. от 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собрание Законодательства РФ. - 2002. - №1. - Ст.1.
3. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2011. - №7. - Ст. 900.
4. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (ред. от 26.05.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2006. - № 11. - Ст. 1146.
5. Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (ред. от 05.12.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2004. - № 25. - Ст. 2485.
6. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (ред. от 28.12.2022) // Собрании законодательства РФ. – 2002. - № 30. - Ст. 3031.
7. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2021. - № 27 (часть II) . - Ст. 5351.
8. Указ Президента Российской Федерации от 11.01.2018 № 12 «Основы государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций до 2030 года». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/. - Загл. с экрана (дата обращения: 31.01.2023).
9. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 № Пр-2685). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/. - Загл. с экрана (дата обращения: 28.01.2023).
10. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 N Пр-2976) // Российская газета. – 2014. - №298.
11. Приказ МВД России от 04.03.2020 № 119 «О некоторых вопросах объявления органами внутренних дел Российской Федерации официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/. - Загл. с экрана (дата обращения: 31.01.2023).
12. Приказ МВД России от 30.08.2017 № 685 «О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» (ред. от 27.08.2021). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/. - Загл. с экрана (дата обращения: 28.01.2023).
13. Приказ МВД РФ от 29.01.2008 № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/. - Загл. с экрана (дата обращения: 28.01.2023).
14. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.11.2018 № 3089-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Просанова Игоря Юрьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 и пунктом 2 части 3 статьи 6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/. - Загл. с экрана (дата обращения: 31.01.2023).
Научная литература
15. Бекетова О.И. Правовые основы и организация деятельности полиции по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий / О.И. Бекетова. - Омск, 2018. – 229 с.
16. Боков В.В. Некоторые вопросы взаимодействия полиции с гражданами и общественными объединениями по охране общественного порядка // Закон и право. – 2020. - №7. – С. 32-34.
17. Воронов А.М. Наука административного права в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Государство и право. - 2020. - № 6. - С. 165–170.
18. Выдрина М.Д. Соблюдение личной безопасности сотрудниками полиции при выполнении оперативно-служебных задач по охране общественного порядка на мероприятиях с массовым пребыванием людей // Актуальные вопросы тактики охраны общественного порядка и общественной безопасности. – Иркутск, 2019. – С. 10–13.
Читать дальше