ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В РЕАЛИЯХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПРАВОПОРЯДКА 6
1.1. Понятие коррупции, ее причины и меры противодействия, место и роль прокуратуры в сфере противодействия коррупции 6
1.2. Организационно-правовые основы противодействия коррупции в ходе прокурорско-надзорной деятельности 11
1.3. Надзорные функции, полномочия и правовые средства прокуратуры в сфере противодействия коррупции 16
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ 32
2.1. Характеристика эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции 32
2.2. Методика осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции 35
2.3. Основные проблемы организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействия коррупции и пути их решения 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ А 55
Читать дальше
На основании проведенного исследования следует отметить приоритетными направлениями противодействия коррупции:
1. совершенствование инструментов общественного контроля за деятельностью органов власти;
2. проведение экспертизы проектов законов, подзаконных актов на предмет содержания коррупционных норм.
Далее для выявления приоритетных направлений противодействия коррупции следует обратиться к динамике объемов выявленных Счетной палатой нарушений при исполнении федерального бюджета по результатам контрольных мероприятий за период 2018-2019 гг. Стоит отметить, что на основе данных заключения Счетной палаты за период 2018-2019 гг. об исполнении федерального бюджета, в стратегии развития Счетной палаты РФ до 2024 гг. отмечены следующие приоритетные направления противодействия коррупции:
3. совершенствование системы ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции и повышения эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов;
4. совершенствование информационного обмена с органами исполнительной власти, контролирующими органами и правоохранительными органами в целях разработки и внедрения новых комплексных инструментов противодействия коррупции;
5. содействие созданию единой системы обеспечения прозрачности государственной антикоррупционной политики, в том числе раскрытию информации о лицах, уличённых в злоупотреблениях;
6. поддержка культуры нулевой терпимости к коррупции через следование принципам независимости, честности и ответственности в своей деятельности.
7. судебное преследование в рамках ситуации конфликта интересов на государственной службе.
Далее следует отметить законопроект о ратификации Договора между РФ и Израилем об усыновлении/удочерении детей, что свидетельствует о попытке легализации порядка продажи русских детей теперь и в Израиль (ранее в Испанию, Францию). Для этого в июле 2020 г. в Госдуму был внесен законопроект Клишаса-Крашенинникова об изъятии детей из семьи посредством экспресс-судов в течение 24 часов. Однако он вызвал бурю негодования в обществе и в результате был отозван в ноябре 2020 г. В этой связи следует дополнить указанные приоритетные направления противодействия коррупции следующими пунктами:
8. формирование специальных подразделений национальной гвардии для выявления и пресечения фактов торговли российскими женщинами и детьми;
9. формирование институтов гражданского общества для содействия борьбе с торговлей российскими женщинами и детьми.
Таким образом, на современном этапе развития социально-экономических условий жизнедеятельности и благосостояния населения РФ выявленные приоритетные направления противодействия коррупции должны существенно повысить индекс восприятия коррупции.
В ходе внедрения вышеуказанных рекомендуемых мероприятий противодействия коррупции, следует ожидать, что антикоррупционная деятельность сведется в основном к обнаружению и измерению коррупции и минимизации доли существовавших ранее коррупционных преступлений при условии, когда понятие «коррупция» будет максимально подробно уточнено в законодательных и нормативных актах.
Учитывая постоянно совершенствующуюся коррупционную модель, следует решать и задачу обнаружения коррупции.
Разработанные варианты измерения и обнаружения коррупции справедливо применять при условии, когда в результате рекомендуемой реализации трибунала для судебного преследования должностных лиц, совершивших коррупционные преступления, более чем на 90% снизится количество коррупционных преступлений, связанных со злоупотреблением должностных полномочий и превышением должностных полномочий в рамках государственного и муниципального управления. Однако в данном случае учтена невозможность пресечения фактов злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностными полномочиями среди линейных сотрудников в отдельных организациях и холдингах.
Методика и перечень коррупциогенных факторов едины для всех субъектов выполнения экспертизы, при этом правила определяют порядок выполнения антикоррупционной экспертизы исключительно Минюстом РФ и используются при выполнении самодостаточной антикоррупционной экспертизы. Результаты выполнения антикоррупционной экспертизы должны быть отражены в соответствующих требованиях и заключениях. Для оценки законодательства на предмет проявления коррупции в РФ создаются все необходимые условия: принимаются регламентирующие НПА, которые устанавливают процедуру и методику по выполнению экспертизы, ликвидацию обнаруженных в ее ходе коррупциогенных факторов, определяются те субъекты, которые наделены полномочиями для выполнения экспертизы, с учетом длительного времени реализации антикоррупционного законодательства субъектами выполнения экспертизы выработан эмпирический опыт по экспертной работе, сформирована практика для оперативного обнаружения и тотальной ликвидации коррупциогенных норм.
Таким образом, в России для эффективного противодействия коррупции, которое привело бы лишь к разработкам для выявления новейших коррупционных моделей, на данном этапе развития требуется, главным образом, тотальная смена власти, исключение вмешательства сотрудников аппарата власти в экономическую сферу и тесное взаимодействие общества с государственными структурами. Разработанные математические методы позволят в будущем расшифровать коррупционные следы и применять полученные результаты в борьбе с усовершенствованием коррупционных моделей настоящего.
Читать дальше
Нормативные акты
1. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008. № 52. Ч. 1. Ст. 6228.
2. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ (последняя редакция)
3. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации конвенции совета Европы о предупреждении терроризма»
4. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 27.07.2006 N 153-ФЗ (последняя редакция)
5. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция)
6. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ (последняя редакция)
Подзаконные нормативные правовые акты
7. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
8. Указ Президента РФ от 19.05.2008 N 815 (ред. от 13.05.2019) «О мерах по противодействию коррупции»
9. Указ Президента РФ от 21.07.2010 N 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»
10. Указ Президента от 21/09/2009 № 1065 (ред. от 10.12.2020) «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»
11. Указ Президента РФ от 15.07.2015 N 364 (ред. от 19.09.2017) «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции»
12. Постановление Правительства РФ от 22.08.2016 N 835 «Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
13. Постановление Правительства РФ от 03.11.2015 N 1193 (ред. от 24.11.2020) «О мониторинге закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Международные правовые акты и иностранные источники
14. Генеральная Ассамблея ООН. Материалы 34-й сессии. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/382/64/IMG/NR038264.pdf?OpenElement (дата обращения: 27.01.2023)
15. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31.10.2003 г URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml (дата обращения: 27.01.2023)
16. Рейтинг глобальной конкурентоспособности. URL: http://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index/info (дата обращения 27.01.2023)
17. Россия в Индексе восприятия коррупции – 2019: 28 баллов и 137 место // Материалы ИВК-2019, от 23.01.2020. URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2019-28-ballov-i-137-mesto.html (дата обращения: 27.01.2023)
18. Индекс Взяткодателей. URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vzyatkodateley/ (дата обращения 27.01.2023)
19. Рейтинг стран по уровню экономической свободы. URL: http://nonews.co/directory/lists/countries/economic-freedom (дата обращения 27.01.2023)
20. Friedrich C. J. Corruption Concepts in Historical Perspective // Political Corruption: Handbook / ed. by A. Heidenheimer, M. Johnston, V. T. LeVine. New Brunswick, NJ: Transaction Publishers, 1990. 111 p.
21. Global Corruption Barometer: Citizens’ Voices frоm Around the World. URL: https://transparency.org.ru/research/barometr-mirovoy-korruptsii/ (дата обращения: 27.01.2023)
22. Daniel Kaufmann, Aart Kraay. World Bank Development Research Group. The Worldwide Governance Indicators (WGI) project. URL: http://info.worldbank.org/governance/wgi/index.asp (дата обращения 27.01.2023)
23. Freedom House. Reports. About Nations in Transit. URL: https://freedomhouse.org/report-types/nations-transit (дата обращения 27.01.2023)
24. Freedom House. Special Reports. Countries at the Crossroads URL: https://freedomhouse.org/reporttypes/countriescrossroads (дата обращения 27.12.2022)
25. TRACE Bribery Risk Matrix. URL: https://www.traceinternational.org/trace-matrix (дата обращения 27.01.2023)
Научная литература
26. Байгожин А. Современные методы борьбы с коррупцией // Новый взгляд. Международный научный вестник. 2015. № 9. С. 313.
27. Большой юридический словарь / под ред. А. Я. Сухарева. URL: https://petroleks.ru/dictionaries/dict_big_law11.php (дата обращения: 27.01.2023)
28. Борисов О. С. Коррупция как фактор криминализации общественных отношений РФ / О. С. Борисов, К. А. Швецова // Актуальные проблемы экономической безопасности и ресурсного обеспечения органов внутренних дел: ст. в сб. тр. конф. М.: Академия управления МВД РФ, 2018. С. 34.
29. Григорян Т. В. Роль института цифровой таможни и новой структуры таможенных органов в борьбе с коррупцией в таможенных органах России // Особенности Государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в современных условиях, 2020. С. 99.
30. Исмаилов Ф. Ф. Криминологические проблемы противодействия коррупции в деятельности избирательных комиссий // Тамбовские правовые чтения имени Ф. Н. Плевако: ст. в сб. тр. конф. Тамбов: Державинский, 2020. С. 353.
31. Калинин О. И. Развитые институты гражданского общества как залог эффективной борьбы с коррупцией в России / О. И. Калинин, Т. А. Саватеев, А. П. Альбов // Организационно-управленческие механизмы антикоррупционной деятельности: ст. в сб. тр. конф. М.: Третьяковъ, 2020. С. 130.
32. Коловангин П. М. К вопросу о сущности коррупции и причинах, ее порождающих / П. М. Коловангин, М. В. Шатилов, С. Г. Ермаков // Научные труды Северно-Западного института управления РАНГИГС. 2016. Т. 7. № 5 (27). С. 79.
33. Конина Е. С. Коррупция: сущность и принципы противодействия // Синергия наук. 2019. № 32. С. 904.
34. Коннова П. И. Антикоррупционные нормы международного права как основа противодействия коррупции в России // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 253.
35. Литовченко Д. Ю. Институты борьбы с коррупцией и легализацией доходов, полученных преступным путем в РФ: проблемы и противоречия // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2016. № 9-6. С. 105.
36. Лобановская М. О. Механизмы противодействия коррупции в негосударственном секторе экономики // Пространственное развитие региона: перспективы, приоритеты, ресурсы: ст. в сб. тр. конф. Калининград: РА Полиграфычъ, 2019. С. 403.
37. Малинина А. Е. Коррупция в правоохранительных органах: основные методы борьбы и профилактики // Актуальные вопросы разработки и применения современных практик реализации государственной политики в области противодействия коррупции: ст. в сб. тр. конф. Челябинск: Челябинский филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС при Президенте РФ, 2017. С. 90.
38. Толкачева А. А. Международное сотрудничество индустриально развитых государств и эффективность противодействия коррупции в экономической сфере // Актуальные проблемы юриспруденции: ст. в сб. тр. конф. Новосибирск: Сибирская академическая книга, 2020. С. 30.
39. Трунцевский Ю. В. Взаимодействие комиссии по координации работы по противодействию коррупции и органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений в субъекте РФ с правоохранительными органами // Журнал российского права. 2018. № 9 (261). С. 167.
40. Шик К. П. Особенности обеспечение экономической безопасности в условиях существования рейдерства в России // Экономика и управление народным хозяйством (Спб). 2016. № 1 (1). С. 156.
Читать дальше