В рамках данной работы провели исследование уголовной ответственности за нарушение правил использования воздушного пространства РФ. Объект и предмет рассмотрены в полной мере. Цель и задачи достигнуты. В ходе исследования пришли к ряду выводов:
1. Договор перевозки – это соглашение между отправителем и перевозчиком, в соответствие с которым перевозчик обязуется доставить груз в установленное место и время за вознаграждение, а отправитель обязуется предоставить груз и оплатить услуги перевозчика. Договор перевозки – гражданско-правовая сделка. Стороны – отправитель и перевозчик. Отправителем может быть любое лицо, имеющее право распоряжаться грузом (покупатель, посредник и т.д.)
К существенным условиям относятся предмет договора, место и время исполнения обязательства и возмездность. Договоры перевозки не требуют согласования, утверждения ни в каких государственных, правительственных и прочих органах. Договор перевозки отличается от договора международной перевозки тем, что по последнему договору груз должен пересечь хотя бы одну государственную границу какой-либо страны.
Виды договора перевозки:
1. Консенсуальный договор. Договор, который заключен на основе консенсуса сторон.
2. Реальный (фактический) договор перевозки.
По консенсуальному договору права и обязанности сторон возникают у этих сторон с момента подписания договора.
По реальному договору права и обязанности сторон возникают с момента какого-либо действия одной из сторон, например, с момента приема груза перевозчиком, а все предварительные договоренности по реальному договору с этого момента теряют силу. Оба вида договора перевозки могут заключаться на любом виде транспорта, но лишь на одном виде транспорта заключаются и исполняются только реальные договоры – железные дороги.
Реальный договор регулирует отношения, когда одна из сторон (перевозчик) является монополистом, поэтому государство заранее уставами, правилами перевозок, иными документами определяет условия договора.
2. Анализ судебной практики по спорам из договоров международной воздушной перевозки приводит к выводу о рассогласованности подходов судов к решению вопросов применимого права и подсудности в фактически тождественных ситуациях. Во многих случаях за основу при вынесении решений берутся судебные акты, уже содержащие ошибки. В результате ошибочные решения множатся, на их основе возникает устойчивая судебная практика, изменить которую стороны судебных процессов (их представители) зачастую не в состоянии.
3. Полеты иностранных воздушных судов в воздушном пространстве над государственной территорией осуществляются по разрешительной системе. В отношении регулярных полетов разрешительная, система предусмотрена и в ст.6 Чикагской конвенции. Однако сама Конвенция еще не является основанием для выполнения регулярных полетов. Это обычно предусматривается в соглашениях о международных воздушных сообщениях, содержащих разрешение на полеты и согласованные договорные воздушные линии.
4. Объектом преступления, предусмотренного статьей 271 УК РФ, выступает порядок и безопасность международных полетов. Как уже указывалось ранее – полет считается международным, если он осуществляется в воздушном пространстве нескольких государств. Справедливом будет также и указание на факт, что родовым объектом данного преступления следует считать в целом все общественные отношения, которые возникают в сфере международной аэронавигации
Объективная сторона рассматриваемого нами преступления заключается в нарушении правил международных полетов, к которым возможно причислить: полет с просроченным разрешением, несоблюдение коридоров пролета, посадка в аэропортах, не открытых для международных полетов, либо вылет из таких аэропортов, залет в запретные районы, отключение дальней связи, не включение опознавательных сигналов и др.
5. Процесс преодоления правонарушений связан с комплексным решением ряда экономических, политических, социальных, межнациональных, межконфессиональных проблем и задач, стоящих перед обществом, по улучшению материального благосостояния народа, устранению социального неравенства, правовому воспитанию, обеспечению законности и правопорядка.
В сфере воздушного транспорта остро стоит вопрос технического перевооружения воздушного транспорта, перехода на новые типы отечественных самолетов (Ил-96-300, Ту-204, Ил-114, Ан-70), имеющие лучшие летные и эксплуатационные характеристики.
Рассуждая о вопросах безопасности полетов, следует исходить в первую очередь из того бесспорного вывода, что более 60% происходящих в последнее время аварий и авиакатастроф прямо или косвенно связаны с несовершенством нормативной базы. Надо полагать, что именно с учетом этих исходных данных и должны устанавливаться приоритеты новых подходов по повышению безопасности полетов.
6. Что касается нормативной базы, то наведение элементарного порядка в ней следует начинать, конечно же, с законодательных актов (тем более что документов этого уровня совсем немного). К сожалению, даже поверхностное изучение основ транспортного законодательства позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день законодатели не выработали единого подхода к вопросам обеспечения безопасности использования транспортных средств различных видов.
7. Изучение действующей нормативной базы позволяет сделать вывод, что ни в Воздушном кодексе РФ, ни в иных документах, таких, например, как Уголовный кодекс и Кодекс РФ об административных правонарушениях, не просматривается системного подхода к правовому регулированию сферы использования воздушного транспорта. В то же время нет сомнений, что регулирование вопросов использования воздушных судов должно осуществляться на основе специального законодательства.
Именно существующая сложность системы организации, управления и обеспечения полетов, многообразие факторов влияния на работу экипажа ВС существенно затрудняют понимание причин и причинно-следственных связей, обусловивших факт наступления авиапроисшествия. Чтобы «распутать» взаимодействие условий и факторов и определить не очевидные, т.е. лежащие на поверхности, а истинные причины происшедшего, требуются высококвалифицированные специалисты, значительные материальные затраты и длительное время.
8. Безопасность полетов в значительной мере обусловлена качеством созданного воздушного судна, под которым подразумевается определенный уровень безопасности его использования с сохранением необходимых технических характеристик в течение всего периода эксплуатации. Основы качества воздушного судна закладываются на этапе его проектирования и в ходе последующих испытаний созданного экспериментального образца.
9. Конкретные обязанности разработчиков по поддержанию летной годности воздушного судна следуют из подзаконных нормативных актов, таких как ГОСТ В15.305-85 «Авторский надзор в процессе производства изделий авиатехники» и ГОСТ В15.704-83 «Авторский надзор в процессе эксплуатации изделий авиатехники». В настоящее время эти принятые более 20 лет назад подзаконные акты основательно устарели, но при этом продолжают оставаться действующими. Однако сегодня нет уверенности, что правовые нормы, устанавливающие обязанности разработчиков по сопровождению в эксплуатации созданных ими ВС будут переработаны в свете современных требований и станут обязательными для исполнения.
10. Практика последних 20 лет показывает, что действующее в настоящее время правовое регулирование вопросов дисциплины труда в области единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) является эффективным и достаточным.
В период последних 10 лет остро стоит вопрос о нехватке персонала по управлению воздушным движением. Разработаны и приняты различные программы по привлечению специалистов на данную работу.
Региональный уровень государственной системы профилактики правонарушений начал формироваться в России с того времени и стала проводиться работа по созданию в стране государственной системы профилактики правонарушений.
Разработанная МВД России базовая модель государственной системы профилактики правонарушений включает 4 уровня — в субъектах РФ, в городах с районным делением, в городах без районного деления, в муниципальных поселениях.
Одной из главных целей государственной системы профилактики правонарушений является консолидация усилий органов государственной власти, правоохранительных органов, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов, общественных объединений и населения в борьбе с преступностью, в том числе терроризмом, экстремизмом и иными противоправными явлениями.
11. Основными направлениями системы профилактики правонарушений являются: предупреждение преступлений общекриминальной направленности, административных правонарушений, активизация борьбы с алкоголизмом, наркоманией, детской беспризорностью, незаконной миграцией, экстремизмом и терроризмом, ресоциализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, обеспечение безопасности дорожного движения.
Внимание к проблемам регулирования международных воздушных сообщений со стороны как отдельных государства, так и мирового сообщества в целом всегда было пристальным и неотступным, поскольку, воздушный транспорт – это самая быстрая и эффективная связь между государствами, и прерывать ее нет смысла ни на каком уровне.
В научной литературе не раз подчеркивалось, что «современное государство не может нормально функционировать, развивать свои экономические и политические связи без надежно действующей системы международных воздушных сообщений с другими странами». Это особенно справедливо в условиях глобальной экономики. Основной аспект ранее и сейчас делался на обеспечении безопасности полетов в международных воздушных сообщениях.