ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………3-4
Глава I. Нейропсихологическая диагностика в детском возрасте. Основные принципы и этапы нейропсихологической диагностики…………………….……………………………………………5-9
Глава II. Методология……………………………………………..10-12
Глава III. Методы коррекции…………………………………….23-26
Заключение …………………………………………………………27-28
Список использованной литературы…………………………….29-30
Читать дальше
Проблема трудностей обучения в современной нейропсихологии рассматривается как проблема взаимодействия мозгового, физиологического, психологического и социального уровня, т.к. начало развития ВПФ лежит в социальной среде, а не внутри мозговых структур.
При этом не менее важен факт взаимодействия и взаимовлияния развития ВПФ и их мозгового субстрата, подчиняющегося принципам динамической хроногенной системной локализации ВПФ, созревания мозга «снизу вверх», иерархичности и гетерохронности локализации, постепенной латерализации и системной локализации ВПФ.
В медико-психологической практике нейропсихологическое исследование решает одну из двух категории задач:
а) диагностика острых повреждений мозга и связанных с этим выпадений ранее сформированных высших психических функций
б) выяснение характера нарушения высших психических функций, обусловленного ранним очаговым повреждением мозга и хронической церебральной недостаточностью.
В сущности это два разных направления в нейропсихологии детского возраста, различающиеся не только по объекту исследования, но и по методологии.
Нейропсихологические причины возникающих трудностей в обучении могут быть очень разными. Зарубежные и отечественные ученые много сделали для разрешения этой проблемы. Нейропсихологическая диагностика в настоящее время позволяет дифференцировать симптомы нарушений развития ВПФ и носит не только общетеоретическое, но и прикладное значение. Ведущее место в ней занимает метод «синдромного анализа», разработанный А.Р. Лурия», основанный на системном психологическом анализе и позволяющий определить состояние структуры той или другой функции, взаимосвязь и взаимовлияние одних ВПФ на другие.
Нейропсихологам удалось охарактеризовать тенденции незрелости мозговых структур детей, основываясь на концепции Лурия о трех функциональных блоках мозга. Они выявили связь нарушения мышления с нарушениями восприятия и речи, а также с функциональными особенностями межполушарной асимметрии.
Исследования нейропсихологов убедительно показали, что в программах и методах обучения в школе необходимо учитывать связь развития психических процессов у ребенка с развитием мозга, его хроногенными и динамическими закономерностями. Таким образом, гипотеза исследования соответствует реальности.
Читать дальше
1. Астаева А.В. Основные проблемы нейропсихологического исследования в детском возрасте /Астаева А.В. – Санкт-Петербург: Психология. Психофизиология №5 – 2010. – с.65
2. Ахутина Т. В. Нейропсихолог в школе. Индивидуальный подход к детям с трудностями обучения в условиях общего образования : пособие для педагогов, школьных психологов и родителей / Т. В. Ахутина, И. О. Камардина, Н. М. Пылаева. — Москва : Изд-во В. Секачев, 2019 – 56 с.
3. Баулина М.Е. Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с.
4. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов – М.: Астрель; Транзиткнига, 2005 – 692 с.
5. Глозман Ж. М. Детская нейропсихология : учеб, пособие / Ж. М. Глозман. — Саратов : Вузовское образование, 2019 – 272 с.
6. Глозман Ж. М. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении / Ж. М. Глозман. – М.: Генезис, 2022 - 336 с.
7. Деннисон Пол Е., Деннисон Гейл Е. Гимнастика мозга. Книга для учителей и родителей. М.: Весь, 2017 – 320 с.
8. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 144 с.
9. Курдюкова, С. В. Формирование ориентировочной основы и контроля действия как метод коррекции СДВГ / С. В. Курдюкова, Ж. М. Глозман, М. В. Чибисова // Практическая нейропсихология. Помощь неуспевающим школьникам / под ред. Ж. М. Глозман. - М.: Эксмо, 2010 -335 с.
10. Лурия А.Р. и современная нейропсихология /Под ред. Хомской Е.Д., Цветковой Л.С., Зейгарник Б.В. - М., 2006. - 411 с.
11. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. - М., 2006. - 136 с.
12. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 384 с.
13. Лурия А.Р. Этапы пройденного пути: Научная автобиография / Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: Издательство Московского университета, 2001. – 192 с.
14. Микадзе, Ю.В. Дифференциальная нейропсихология детского возраста / Ю.В. Микадзе // Вопросы психологии. - 2002. - С. 111-119.
15. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Учебное пособие / А.В. Семенович. - М.: Генезис, 2015. - 480 c.
16. Сергеев Б. Ф. Высшая форма организованной материи. Рассказы о мозге / Б.Ф. Сергеев. - М.: Красанд, 2015. - 176 c.
17. Тонконогий И., Пуанте А. Клиническая нейропсихология. – СПБ: Питер, 2007. – 528 с.
18. Хомская Е.Д. Нейропсихология / Е. Д. Хомская. — 5-е изд. — СПб.: Питер, 2013 – 259 с.
19. Цветкова Л.С. Актуальные вопросы нейропсихологии детского возраста. - Москва-Воронеж, 2007. - 304 с.
20. Цветкова Л.С. Афазиология – современные проблемы и пути их решения. М., МПСИ, 2011 – 744 с.
Читать дальше