Для социально-гуманитарного сознания всегда важно понимать истину как реакцию на реальность, которая реализует задачу прояснения характеристик понятий "реальность", "соответствие" и "знание". Реальность проявляется в виде онтологических моделей реальности, реконструирует реальность в виде различных культурно-исторических типов, реконструирует культурные эпохи с мышлением, которое воплощено во всех формах культуры и задает их целостность и качественное своеобразие. Тогда знание - это субъективное, объективное, рациональное, эмоциональное единство, результат методологических стратегий реконструкции, деконструкции, моделирования. В данном случае под соответствием знания реальности понимается соответствие тематического моделирования реальности, культурно-исторической реальности как фона моделирования, субъективности автора.
Исторически это постепенная кристаллизация истинного знания в истории, когда неполное и фрагментарное знание объектов на эмпирической стадии познания заменяется построением "теоретических образов", обеспечивающих целостное понимание и прогнозирование. Чтобы развилась современная генетическая хромосомная теория, должно было пройти почти столетие после знаменитого менделевского эксперимента. Законы классического европейского капитализма были установлены Марксом несколько десятилетий спустя, после работ британских политических и экономических классиков. В логическом плане истинное знание, которое призвано стать достоянием научного или философского сообщества, никогда не дается сразу и целиком, а требует логико-процессуальных усилий мысли по своему изложению и, соответственно, усвоению. Чтобы более или менее ясно понять, что такое капитал, нужно прочитать по крайней мере первый том Марксова одноименного труда. Дабы сделать истину своего мистического опыта явственной для остального мира, Я. Бёме был вынужден логически развернуть его почти на трехстах страницах своей знаменитой книги «Аврора, или Утренняя заря в восхождении».
Истинное знание требует для своего усвоения определенной подготовки личности, а иногда и экзистенциальной зрелости. Ко многим важным истинам и ценностям бытия человек приходит отнюдь не сразу, а путем мучительных борений и раздумий. Нужно время и для усвоения профессиональных знаний, ибо невозможно химику-первокурснику поведать о всех тайнах будущей профессии. Он как личность попросту не готов к этому. Особую роль экзистенциальность личности играет в философии. Мудрость и жизненный опыт необходимы для становления подлинного философа. Мало кому из великих мыслителей прошлого удавалось создать свои наиболее выдающиеся произведения в молодом возрасте. Яркое исключение здесь составляет, пожалуй, лишь Шеллинг.
Истина - это цель, на которую ориентировано знание. Бэкон, знание - это сила, но только при непременном условии, что оно истинно. Истина - это знание. Ядром знания, как упоминалось выше, является правильное отражение реальности в человеческом сознании в виде представлений, концепций, суждений, теорий, но познание мира и даже отдельных его фрагментов может повлечь за собой недопонимание по разным причинам, а иногда даже сознательное искажение истины. Ключевой чертой истины, ее главной чертой является объективность. Объективная истина - это содержание наших знаний, которое не зависит от человека или человечности. Если наше знание - это субъективный образ объективного мира, то целью этого образа является объективная истина. Гадамер хочет показать, что методы восприятия, связанные с основными понятиями науки и методами, не являются ни уникальными, ни универсальными.
Процессуальность истины, диалектика абсолютного и относительного, субъективного и объективного компонентов, в некотором роде подводит нас к центральной проблеме критерия истинности знания.