Концепция человека как «животного политического» проходит «красной» нитью сквозь историю философских и политических учений. Как выясняется конструирование, пусть даже самое абстрактное, «разумного», «идеального» государства требовало определения каких-то его черт, например, определения его природы, его роли в жизни общества, требовало определения характера взаимоотношений между государством и человеком, гражданином. Обращаясь к этим вопросам, авторы социально-политических теорий были вынуждены в соответствии со своей исходной логической посылкой апеллировать к «естественной» природе человека, как к «естественному» началу начал, лежащему в основе всего общественного, во имя которого все общественное должно существовать.
Человек наделен «естественными», неизменными свойствами, так как «он связан со всей природой и подчинен необходимым и неизменным законам, налагаемым ею на все заключающиеся в ней существа» – писал. П. Гольбах. Поэтому, соответственно, эти вечные неизменные свойства человеческой природы, как считали очень многие авторы социально-политических учений, и должны служить мерилом ценности, «разумности» того или иного общественного устройства. Они связывают человека, власть и государство.
Полисная (политическая) добродетель, по мнению античных философов, не искусство или талант, какой имеет, например, музыкант, а величественное искусство управления делами государства. И обладает данным искусством незначительно число людей. В связи с этим, правителями должны быть знающие. Знающий то, в чем находится благо полиса, не будет являться корыстным, не будет применять власть как средство получения удовольствий.
Если говорить о власти разумных, справедливых законов, то под ними представлялось благом для полиса как совершенной, должной формы гражданского общения. В тоже время и соблюдение действительно существующих в полисе законов, в сравнении с их отсутствием и произволом господствующих, соответствует критериям справедливости.
В подавляющем большинстве социально-политических учений Нового времени имеет место разрыв прав и власти как их ограничения: права провозглашаются как имманентные природе человека, как существующие всегда, когда есть человек, власть же рассматривается как продукт исторически-временного развития общества. Человек продолжает доминировать в политике, но уже на основе договора.
Социальная философия К. Маркса и Ф. Энгельса представляла собой важный прорыв в философском развитии XIX в. Прежде всего она позволила очертить контуры социально-философской проблематики человека и государства, сквозь призму экономических отношений. К. Маркс и Ф. Энгельс отталкивались от разработки экономических и политических проблем общества, от перспектив его социально-прогрессивного развития. Но итогом их усилий было очерчивание одного и того же теоретике-проблемного пространства социальной философии.
Сегодня, в ХХI веке, когда вновь и вновь выступает вопрос, кто: государство приспосабливается к личности или личность к государству, получая в дар от него свои права, вряд ли можно считать аспекты соотношения «человек», «личность», «гражданин», «индивид» потерявшими свою актуальность. Полагаем, пока идет процесс развития отношений в обществе, проблемы взаимосвязи личности и государства будут в центре всеобщего внимания.