На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Направления содействия судами общей юрисдикции в отношении третейского суда в настоящее время закреплены нормами федерального законодательства и включают: разрешение вопросов, связанных с отводом, назначением и прекращением полномочий третейского судьи. При этом процессуальные особенности установлены гражданским процессуальным законодательством.
Заявление о содействии судами общей юрисдикции третейским судам строго регламентировано нормами ГПК РФ. В частности, нормами ст. 427.2 ГПК РФ, предусмотрены требования к содержанию такого заявления и к перечню документов, прилагаемых к нему. Последствием несоблюдения названных требований является оставление заявления без движения или и его возврат.
Однако следует отметить, что ГПК РФ не конкретизирован круг субъектов, наделенных правом подачи такого заявления. Представляется актуальным для устранения данного пробела внести изменения в текст ч. 2 ст. 427.2 ГПК РФ, изложив его в следующей редакции: «Заявление о содействии подается в письменной форме и подписывается лицом, его подающим, или его представителем. Правом обращения с заявлением обладают участники арбитражного соглашения, а также третьи лица, подпадающие под арбитражное соглашение.
Заявление о содействии может быть подано в суд в электронном виде, в том числе в форме электронного документа».
Заявление об осуществлении судом указанных функций содействия третейскому суду подается в районный суд общей юрисдикции по месту нахождения соответствующего арбитражного учреждения.
К ходатайству о возложении на третейский суд содействующих обязанностей, связанных с третейским судом, должны быть приложены документы, необходимые для решения вопроса о принятии заявления.
Процессуальный порядок рассмотрения заявления о содействии установлен гражданским процессуальным законодательством только в общих чертах. Конкретизация общих положений ГПК РФ была произведена в Постановлении Пленума ВС РФ, устанавливающим отдельные особенности процедуры.
Основания для удовлетворения поданного в суд заявления о содействии предусмотрены в ст. 427.4 ГПК РФ. Такое заявление подлежит удовлетворению при наличии одновременно как обстоятельств, связанных с соблюдением предусмотренной законом процедуры решения соответствующего вопроса, так и обстоятельств, связанных с наличием определенных оснований, обусловивших обращение в суд.
Стороны арбитража могут сами определить порядок избрания арбитров. В случае отсутствия согласия, для арбитражной комиссии из трех человек каждая сторона избирает одного арбитра, а два назначенных арбитра избирают третьего арбитра, который становится председателем комиссии.
Если стороны не изберут арбитра в течение одного месяца или два арбитра не договорятся об избрании третьего арбитра в течение одного месяца, по требованию любой из сторон назначение арбитра (председателя) осуществляется назначенным арбитром. . компетентный суд.
Если предусмотрено судебное заседание, если стороны не могут избрать арбитра по требованию любой из сторон, оно назначается компетентным судом.
Требования к результирующему акту по разбирательству заявления о содействии – определению суда – в целом, соответствуют общим требованиям ГПК РФ к определениям. Особенностью данного акта является невозможность его обжалования. Данное положение представляется весьма разумным. Во-первых, это связано с тем, что возможность обжалования приводит к увеличению времени нахождения дела в суде и, таким образом, может привести к существенной задержке арбитражного процесса. Нарушители могут легко воспользоваться этим инструментом. Во-вторых, по самой своей природе вопросы, рассматриваемые судами, выполняющими содействующую функцию, требуют скорейшего и окончательного решения. По мнению Е. И. Носыревой, при возможности обжалования функция содействия может стать функцией «блокировки» арбитража
Отметим, что названные функции содействия, которые суд выполняет в соответствии с правилами Главы 47.1 ГПК РФ, являются новыми и не входили до реформы третейского разбирательства в полномочия судов, регулируемые нормами процессуальных кодексов. Хотя надо признать, что Типовой закон ЮНСИТРАЛ, на основе которого был принят Закон о МКА, содержал соответствующие правила.
Однако этими полномочиями не исчерпываются все функции содействия, выполняемые государственными судами в отношении международного коммерческого арбитража.
Все полномочия судов, осуществляемые в рамках контроля и взаимодействия государственных и третейских судов, направлены на оказание содействия развитию третейского разбирательства, привлекательности третейского суда как альтернативного способа разрешения споров. Именно на эти цели указывалось в пояснительной записке, содержащей обоснование необходимости реформирования третейского разбирательства. В качестве содействия со стороны государства развитию третейского разбирательства можно рассматривать внесение изменений в п. 4 ст. 3 Закона о статусе судей, определяющий требования, предъявляемые к судьям. Этот пункт сейчас изложен в новой редакции, и в качестве отдельного, самостоятельного правила в нем сформулировано положение, предусматривающее возможность для судей, пребывающих в отставке, независимо от возраста и судейского стажа выступать в качестве арбитров (третейских судей).
Возможность содействия государственными судами третейскому разбирательству представляется эффективным процессуальным инструментом в деятельности адвоката, так как в рамках такого судопроизводства государственные суды фактически оказывают помощь не третейскому суду, а сторонам.
Данный вывод основан на том, что судебный пересмотр инициируется заинтересованными сторонами, а не арбитрами.
Кроме того, правовые положения о содействии судами общей юрисдикции в определенной степени условны, и по сути, такое содействие заключается в содействии сторонам в формировании собственно состава третейского суда. В связи с этим законодательную формулировку данной функции следует понимать как общую поддержку государством частноправовых арбитражных институтов.