Выделяют несколько этапов усвоения грамматического строя речи детьми дошкольного возраста. В возрасте с 1 года 10 месяцев до 2 лет 1 месяца проявляются такие грамматические отношения между словами как словоизменения, согласование именительного падежа с глаголом, подчинение сказуемому. В этом возрасте дети владеют именительным и винительным падежом, иногда формой предложного падежа, также дети способны образовывать слова на основе суффиксов уменьшительности и ласкательности. В возрасте с 2 до 3 лет в речи ребенка появляются сложные предложения, служебные слова, падежные окончания множественного числа, большинство приставок. До четырёх лет идет установление согласования прилагательных с существительными в косвенных падежах, усваиваются сравнительные степени прилагательных, но есть нарушения согласования прилагательных в среднем роде, ошибки в ударениях.В возрасте с четырех до семи лет наблюдается использование правильного рода, ударения, склонений, чередования, числительных, редких оборотов речи, т.е. происходит окончательноеовладение сложной системой грамматических категорий родного языка.
В данной работе были представлена техника педагогических технологий:
1. Игровая технология
В данной группе наиболее эффективно проведение сюжетно-ролевых музыкально-ритмических игр по сюжетам сказок народов мира:«Волк стучится к козлятам», «По следам Бременских музыкантов», «Ребята, давайте жить дружно», «Сыщик».
Внедрение инновационной игровой технологии способствует развитию физических и психических способностей. В результате применения данной технологии у детей произошло развитие различных анализаторов: зрительного, речедвигательного, слухового, усовершенствовалась моторика, координация, переключаемость движений, активизируется словарный запас.
Также возможен ещё способ, по технологизации коррекционной работы:
2. Технология проблемного обучения
В процессе физкультурно-оздоровительной работы воспитанникам предлагались проблемные ситуации по воспитанию осознанного отношения к своему здоровью. Проблемные ситуации базировались на валеологическом содержании, включали в себя проблему, связанную со здоровьем, здоровьесбережением и активизировали у обучающихся соответствующие знания, умения, навыки.
Для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) характерен ряд особенностей формирования грамматического строя речи: часто отмечается отсутствие сложных предлогов, ограниченный словарный запас, нарушения в использовании предложно-падежных конструкций. Специфика овладения грамматическим строем речи у детей с ТНР проявляется в искажении дисгармонии синтаксического и морфологического компонентов языка и общей картины речевого развития. В результате этих нарушений, дети с ТНР мало или ограничено общаются, что приводит к трудной социализации таких детей. В коррекционной работе применяют наглядные, словесные и практические методы, которые обеспечивают формирование содержания и богатства грамматического строя речи. В то же время специалисты отмечают, что процесс овладения речью у детей с тяжелыми нарушениями речи имеет те же этапы, что и при нормальном развитии речи. Отличие заключается в том, что формирование речи у детей с ТНР происходит неравномерно и медленно.
Программа коррекции грамматического строя речи у детей с ТНР должна строиться с учетом принципов системности, комплексности и последовательности. Т.е. работа должна проводиться одновременно и комплексно, и направлена на всю систему активизации речи. Применяемые упражнения должны относиться к одной лексической теме. При работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, применяются все методы: словесные, наглядные и практические. Такие методы позволяют активизировать речевые навыки, формировать содержание и наполнение речи ребенка, развивать способности к общению и пересказу.
Для того, чтобы выявить нарушения грамматического строя у детей дошкольного возраста с ТНР, проводится специальная диагностика, которая включает задания на понимание и употребление: существительных в единственном и множественном числе, согласования существительных и прилагательных в разных родах и числах; согласование среднего, мужского и женского рода глаголов в прошедшем времени; употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных; конструкций с предлогами. Выполнение каждого задания оценивается в баллах, в зависимости от того насколько ребенок успешно выполнил задание (от 1 балла, если ребенок совсем не смог сделать задание до 3 баллов, если задание выполнено в полном объеме), на их основе определяется уровень владения грамматическим строем речи.
Для коррекционной работы применяются практические упражнения, выполнение которых нацелено на улучшение употребления грамматических конструкций, согласование слов во фразе и в предложении, стимулирование словообразования. А также употребление конструкций с предлогами, изменение слов по падежам, образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование прилагательных с существительными в роде и числе.