Введение 3 1. Теоретические основы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ТНР 5 1.1. Этапы усвоения грамматического строя речи детьми дошкольного возраста 5 1.2. Особенности грамматического строя речи у детей с ТНР 10 Выводы по первой главе 13 2. Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР средствами педагогических технологий 14 2.1. Описание методики диагностики грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ТНР 14 2.2. Педагогические технологии формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР 25 Выводы по второй главе 28 Заключение 29 Список литературы 32

-

курсовая работа
Педагогика
30 страниц
56% уникальность
2023 год
14 просмотров
Ефимова И.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. Теоретические основы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ТНР 5 1.1. Этапы усвоения грамматического строя речи детьми дошкольного возраста 5 1.2. Особенности грамматического строя речи у детей с ТНР 10 Выводы по первой главе 13 2. Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР средствами педагогических технологий 14 2.1. Описание методики диагностики грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ТНР 14 2.2. Педагогические технологии формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР 25 Выводы по второй главе 28 Заключение 29 Список литературы 32
Читать дальше
Актуальность работы. Речь является неотъемлемым условием и одновременно методом и средством взаимодействия людей в обществе между собой и с окружающим миром. Данный факт делает своевременное освоение грамматического строя речи ребенком его важнейшим достижением в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст является сензитивным периодом к усвоению речи, от правильного понимания и построения грамматических связей зависит успешность усвоения письменных форм речи и обучения ребенка в целом. Важнейшая роль здесь отводится своевременному выявлению нарушений речевого развития и их коррекции. На сегодняшний день в теории и практике педагогики и логопедии особенно актуальной является проблема формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста, у которых диагностированы тяжелые нарушения речи (ТНР).


В форме на сайте вы можете заказать реферат недорого , наши специалисты вам помогут.


Для таких детей характерны значительные трудности при освоении грамматического строя речи, выражающиеся в количественных и качественных нарушениях лексической стороны речи, что проявляется в бедности словарного запаса и трудностях понимания некоторых лексических значений слов. Такие нарушения оказывают негативное влияние на целостный процесс развития речи, задерживая и осложняя его. Объект исследования – формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ТНР. Предмет исследования – педагогические технологии формирования грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР. Цель исследования – систематизировать подходы к формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР. Для достижения цели исследования решались следующие задачи: 1) рассмотреть этапы усвоения грамматического строя речи детьми дошкольного возраста; 2) обозначить особенности грамматического строя речи у детей с ТНР; 3) описать методики диагностики грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ТНР; 4) выделить педагогические технологии формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР и оценить их эффективность. Теоретическая основа исследования представлена подходами О. Н. Каленкова, О.А. Безрукова, Н.Ю. Борякова, О.Г. Приходько, Т.А. Матросова, Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, С.Н. Шаховская, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова. Большое значение имеет также опыт коррекционной работы таких исследователей, как А.К. Маркова, Г.Р. Шашкина, Т.Д. Барменкова, А.Б. Хамова, И.Ю. Тимохина, С. В. Леонова, Л.В. Мещерякова. Методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение. Теоретическая значимость – рассмотрены этапы усвоения грамматического строя речи детьми дошкольного возраста и особенности грамматического строя речи у детей с ТНР. Практическая значимость – составлена программа диагностики, направленная на определение уровня развития грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Читать дальше
Выделяют несколько этапов усвоения грамматического строя речи детьми дошкольного возраста. В возрасте с 1 года 10 месяцев до 2 лет 1 месяца проявляются такие грамматические отношения между словами как словоизменения, согласование именительного падежа с глаголом, подчинение сказуемому. В этом возрасте дети владеют именительным и винительным падежом, иногда формой предложного падежа, также дети способны образовывать слова на основе суффиксов уменьшительности и ласкательности. В возрасте с 2 до 3 лет в речи ребенка появляются сложные предложения, служебные слова, падежные окончания множественного числа, большинство приставок. До четырёх лет идет установление согласования прилагательных с существительными в косвенных падежах, усваиваются сравнительные степени прилагательных, но есть нарушения согласования прилагательных в среднем роде, ошибки в ударениях.В возрасте с четырех до семи лет наблюдается использование правильного рода, ударения, склонений, чередования, числительных, редких оборотов речи, т.е. происходит окончательноеовладение сложной системой грамматических категорий родного языка. В данной работе были представлена техника педагогических технологий: 1. Игровая технология В данной группе наиболее эффективно проведение сюжетно-ролевых музыкально-ритмических игр по сюжетам сказок народов мира:«Волк стучится к козлятам», «По следам Бременских музыкантов», «Ребята, давайте жить дружно», «Сыщик». Внедрение инновационной игровой технологии способствует развитию физических и психических способностей. В результате применения данной технологии у детей произошло развитие различных анализаторов: зрительного, речедвигательного, слухового, усовершенствовалась моторика, координация, переключаемость движений, активизируется словарный запас. Также возможен ещё способ, по технологизации коррекционной работы: 2. Технология проблемного обучения В процессе физкультурно-оздоровительной работы воспитанникам предлагались проблемные ситуации по воспитанию осознанного отношения к своему здоровью. Проблемные ситуации базировались на валеологическом содержании, включали в себя проблему, связанную со здоровьем, здоровьесбережением и активизировали у обучающихся соответствующие знания, умения, навыки. Для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) характерен ряд особенностей формирования грамматического строя речи: часто отмечается отсутствие сложных предлогов, ограниченный словарный запас, нарушения в использовании предложно-падежных конструкций. Специфика овладения грамматическим строем речи у детей с ТНР проявляется в искажении дисгармонии синтаксического и морфологического компонентов языка и общей картины речевого развития. В результате этих нарушений, дети с ТНР мало или ограничено общаются, что приводит к трудной социализации таких детей. В коррекционной работе применяют наглядные, словесные и практические методы, которые обеспечивают формирование содержания и богатства грамматического строя речи. В то же время специалисты отмечают, что процесс овладения речью у детей с тяжелыми нарушениями речи имеет те же этапы, что и при нормальном развитии речи. Отличие заключается в том, что формирование речи у детей с ТНР происходит неравномерно и медленно. Программа коррекции грамматического строя речи у детей с ТНР должна строиться с учетом принципов системности, комплексности и последовательности. Т.е. работа должна проводиться одновременно и комплексно, и направлена на всю систему активизации речи. Применяемые упражнения должны относиться к одной лексической теме. При работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, применяются все методы: словесные, наглядные и практические. Такие методы позволяют активизировать речевые навыки, формировать содержание и наполнение речи ребенка, развивать способности к общению и пересказу. Для того, чтобы выявить нарушения грамматического строя у детей дошкольного возраста с ТНР, проводится специальная диагностика, которая включает задания на понимание и употребление: существительных в единственном и множественном числе, согласования существительных и прилагательных в разных родах и числах; согласование среднего, мужского и женского рода глаголов в прошедшем времени; употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных; конструкций с предлогами. Выполнение каждого задания оценивается в баллах, в зависимости от того насколько ребенок успешно выполнил задание (от 1 балла, если ребенок совсем не смог сделать задание до 3 баллов, если задание выполнено в полном объеме), на их основе определяется уровень владения грамматическим строем речи. Для коррекционной работы применяются практические упражнения, выполнение которых нацелено на улучшение употребления грамматических конструкций, согласование слов во фразе и в предложении, стимулирование словообразования. А также употребление конструкций с предлогами, изменение слов по падежам, образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
Читать дальше
Список литературы 1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей. М.: Академия, 2013. – 400 с. 2. Балабанова В.М., Лопатина, Л.В., Лалаева, Р.И., Чистович, И.А. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – С-Пб., Детство-Пресс, 2013. – С. 29-37. 3. Баряева Л. Б., Волосовец Т. В., Гаврилушкина О. П. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи. М.: Просвещение, 2021. – 43с. 4. Безрукова О. А., Каленкова О. Н. Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. М.: Русская речь, 2016. – 253 с. 5. Борозинец, Н. М. Логопедия. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, алалия: учебное пособие. – Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. – 203 c. 6. Бычек М.Ю Формирование связной речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи через использование приемов мнемотехники// Сборник научных статей VIII Международной научно-практической «Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы». Гродно, 2021. – С. 95-99. 7. Васильева К.А., Мороз Я.Ю., Нетецкая Д.А. Изучение грамматического строя речи детей среднего и старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2022. – Т.7.- №2. – С. 190-200. 8. Глабова Ю.А., Медведева Е.Ю. Особенности развития грамматического строя речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №4. – С. 34. 9. Демидова А.П., Борисенкова А.А. Специфика активизации речи детей младшего дошкольного возраста с ТНР // Инновации. Наука. Образование. 2021. – №47. – С. 2845-2850. 10. Дресвянникова Е.Д. Индивидуализация логопедической помощи младшим дошкольникам с тяжелыми нарушениями речи в условиях семьи // Студенческий вестник. – 2017. – №19. – С. 8-10. 11. Жукова Н.С. Усвоение родного (русского) языка в процессе онто- и дизонтогенеза речи // Логопедия: основы теории и практики. М.: Эксмо, 2018. –С. 41-72. 12. Журова Л.Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста// Ж. Вопросы психологии. – № 3. – 2014. – 36 с. 13. Коржова Г.М. Общее недоразвитие речи у детей: учебное пособие. — Алматы: Нур-Принт, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, 2014. – 46 c. 14. Леонова С. В., Мещерякова Л. В. Обучение детей с общим недоразвитием речи навыку употребления предложно-падежных форм существительных // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы: материалы II Всероссийской (заочной) научно-практической конференции. – 2017. – С. 46–48 15. Милехина С.А. Проблема готовности дошкольников с тяжелым нарушением речи к обучению в школе // Педагогика современности. – 2022. – №1. – С. 34-37. 16. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2014. – 134 с. 17. Михеева Н.Б., Едокова О.В., Уколова О.А., Шишкина И.Е., Вишнякова Е.Ю. Модель организации инклюзивного образования дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. –№5. – С. 765-768. 18. Пасынкова А.П. Специфика процесса формирования и развития грамматического строя речи у старших дошкольников, имеющих тяжелые нарушения речи // Сборник статей I Международной научно-практической конференции «Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст». Кострома, 2021. – С. 632-637. 19. Степанова И.И.Специфика и особенности формирования навыка построения предложно-падежных конструкций у детей с тяжёлыми нарушениями речи // Материалы круглого стола с международным участием «Дети с речевыми нарушениями в современном образовательном пространстве: проблемы, опыт, решения». Москва, 2021. – С. 56-61. 20. Сычикова Н.И., Тодоренко Т.А. Из опыта работы по формированию навыка словоизменения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Материалы IХ Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология как ресурс развития современного общества». – 2017. – С. 304-308. 21. Тимохина И.Ю. Развитие произношения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством педагогической поддержки // Проблемы современной науки и образования. – 2018. – №8. – С. 79-81. 22. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи: Методическое пособие. – СПб.: Детство-пресс, 2013. – с.26. 23. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Владос, 2013. – 311 с. 24. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. интов по спец. «Педагогика и психология (дошк.). М.: Просвещение, 2021. – 223 с. 25. Хамова А.Б., Хамова И.Н. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. – 2020. – №4. – С. 24-31. 26. Хисматуллина З.Х. Организация образовательного процесса с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи Преемственность в образовании. – 2018. – №19. –С. 232-235. 27. Хмелькова Е.В., Голубева Е.Р.Теоретический анализ проблемы развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста // Материалы IХ Международной научно-практической Культура, наука, образование: проблемы и перспективы. – 2021. – С.437-441 28. Шашкина Г.Р., Барменкова Т.Д. Обучение грамоте дошкольников с тяжелыми нарушениями речи Педагогика. – 2022. –Т.86. – №9. – С. 82-88. 29. Шилова Е. А. Комплексная реабилитация дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с использованием здоровье сберегающих технологий // Школа медико-социальной реабилитации. – М., 2019. – С. 97–104. 30. Эм Е.А. Дошкольная логопедия: учебное пособие. – Ставрополь, 2019. – 168 c.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
-
Количество страниц:
27
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Маркетинг
курсовая работа
«Мотивы профессионального выбора у курсантов СПб УГПС МЧС России с разным уровнем успеваемости»
Количество страниц:
40
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Психология
курсовая работа
Участники арбитражного процесса и иные участники (их права и обязанности)
Количество страниц:
20
Оригинальность:
66%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Арбитражный процесс
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image