ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 5
1.1. Основные этапы формирования речи ребенка 5
1.2. Развитие понимания речи, словаря и грамматического строя в онтогенезе 12
Выводы по главе I 18
ГЛАВА 2. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 19
2.1 Причины задержки речевого развития у детей раннего возраста 19
2.2 Выявление уровня речевого развития у детей третьего года жизни 24
2.3 Роль взрослых в развитии речи ребенка 30
Выводы по главе II 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Читать дальше
Речь - это средство общения, необходимое, прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.
Развитие речи в процессе онтогенеза имеет чрезвычайно большое значение для понимания формирования психической деятельности ребенка и для углубленного анализа сущности речевых расстройств.
В возрасте 2,5-3 лет ребенок часто разговаривает сам с собой. Его так называемая эгоцентрическая речь - прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику, последовательность или непоследовательность в его мыслях, ибо все то, о чем он в настоящий момент думает, сразу же проговаривается.
Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, звукопроизношением, словоизменением и т.п. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще не усвоенными или усвоенными только частично. Усвоение фонетики тесно связано с общим поступательным ходом формирования лексико-грамматического строя русского языка. Отсюда такое разнообразие нарушений разговорных норм детьми.
Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание. Кроме того, нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо и для того, чтобы правильно построить всю коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии.
Надо отметить, что чем раньше диагностируется отставание в развитии и осуществляется необходимое коррекционно-развивающее воздействие, тем меньше выражение степень отставания на начальных этапах развития и тем большая вероятность того, что дальнейшая коррекционная работа даст положительные результаты.
Читать дальше
1. Бенилова, С. Ю. Основы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями в развитии (Комплексаня профилактика отклонений в развитии. Интеграция в социум) : учебно-методическое пособие / С. Ю. Бенилова, Л. Р. Давидович, Ж. В. Антипова. — 2-е изд., испр. — Москва : ФЛИНТА, 2023. — 376 с.
2. Глухов, В. П. Онтогенез речевой деятельности : учебное пособие / В. П. Глухов. — Москва : МПГУ, 2017. — 136 с.
3. Давидович, Л. Р. Логопедия. Системное недоразвитие речи у детей школьного возраста: изучение, развитие лингвистических способностей, реабилитация : учебное пособие / Л. Р. Давидович, А. А. Алмазова, Ж. В. Антипова. — 2-е изд., испр. — Москва : ФЛИНТА, 2022. — 200 с.
4. Жукова Н.С. Преодоление ОНР у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М. : Просвещение, 1999.
5. Китик, Е. Е. Основы логопедии : учебное пособие / Е. Е. Китик. — 5-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 194 с.
6. Леонтьев А.А. Психологическая структура значения // Семантическая структура слова. – М., 1971.
7. Перепелицына, Ю. Р. Практикум по культуре русской устной и письменной речи (нормативный аспект русского языка) : учебное пособие : [16+] / Ю. Р. Перепелицына ; Северо-Кавказский федеральный университет. – Ставрополь : Северо-Кавказский Федеральный университет (СКФУ), 2016. – 243 с.
8. Плотникова, С. В. Развитие лексикона ребенка : учебное пособие / С. В. Плотникова. — 3-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 224 с.
9. Подольская, О. А. Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями : учебное пособие : [12+] / О. А. Подольская, И. В. Яковлева. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2021.
10. Смирнова Е. О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет — М.: АНО «ПЭБ», 2007.—128 с
11. Стерликова, В. В. Теория и методика развития речи детей (структурно-логические схемы) : учебно-методическое пособие / В. В. Стерликова. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 203 с.
12. Тенкачева, Т.Р. ОНТОГЕНЕЗ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ / Т.Р. Тенкачева // Специальное образование. — 2013. — № 4. — С. 66-71.
13. Эм Е. А. Дошкольная логопедия: учебное пособие (курс лекций) : [16+] / авт.-сост. Е. А. Эм ; Северо-Кавказский федеральный университет. – Ставрополь : Северо-Кавказский Федеральный университет (СКФУ), 2019. – 168 с.
Читать дальше