На современном этапе развития научных представлений проблема обеспечения условий для развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста сохраняет свою актуальность. Большая доля детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют качественное и количественное своеобразие эмоциональной сферы, проявляющееся в различной степени выраженности уровневых характеристик. Эмоциональная сфера младшего школьника определяется как отражение субъективного отношения к значимым для человека предметам и явлениям и представляет собой совокупность эмоциональных переживаний.
Эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста характеризуется активными реакциями на отдельные элементы, сдержанностью в выражении эмоций, развитием их выразительности, в частности разнообразием оттенков интонаций в речи и мимике, распознаванием чувств других людей и способностью сопереживать, впечатлительностью и эмоциональной отзывчивостью на яркое, крупное, красочное, активным развитием моральных чувств. В этом возрасте дети овладевают навыками управления своими эмоциями, но при этом произвольная регуляция наблюдается вариативно и непостоянно. Поэтому основная задача педагогов - обеспечить адекватные условия для становления и развития параметров эмоциональной сферы обучающихся начальной школы с учетом их особых образовательных потребностей.
Эмоционально-волевое развитие, как никакое другое, заслуживает особенного внимания, т. к. влияет на процесс взаимодействия с окружающими людьми.
В качестве специфических особенностей эмоциональных процессов младших школьников с ОВЗ можно выделить непроизвольный характер их протекания, частые перепады настроения. Характерно повышенное беспокойство, тревожность, неустойчивость эмоциональной сферы. Это проявляется в быстрой смене состояния радости и спокойствия на вспышки гнева и немотивированную тревогу. Кроме того, дети с ОВЗ особенно чувствительны к фрустрациям, что зачастую сопровождается аффективными реакциями, агрессией, направленной на личность, а не на действие, вызвавшее подобный негатив.
Неблагоприятные варианты развития эмоциональной сферы младшего школьника (эмоциональная незрелость, фиксация на отрицательных эмоциях, эмоционально-двигательная расторможенность или заторможенность, агрессивность, школьные неврозы) могут являться следствием социально-психологических условий. Враждебные, агрессивные реакции превалируют в поведении ребенка и становятся длительными и устойчивыми, а причины, которые вызвали данное эмоциональное состояние, неявными, слабо дифференцированными для окружающих. Мальчики часто проявляют прямую физическую агрессию, а девочки -косвенную вербальную.
На основании теоретического анализа мы считаем возможным определить следующие сущностные характеристики эмоциональной сферы младших школьников с ОВЗ: доминирование негативных проявлений эмоциональных переживаний, проявление страхов различных видов и этиологии и низкий уровень произвольной регуляции.
В психолого-педагогической литературе определены факторы, влияющие на негативные проявления эмоциональной сферы: биологические, психологические и социально-психологические. К биологическим факторам относят особенности заложенной внутренней организации ребенка, тип нервной системы, генетические предрасположенности. В качестве психологических факторов, влияющих на появление негативных эмоций, рассматривают трудности реагирования на внешние воздействия, несформированность навыков непроизвольной саморегуляции.
На наш взгляд, главный фактор, оказывающий влияние на формирование агрессивности - социально-психологические причины, которые включают неблагоприятные детско-родительские отношения. В младшем школьном возрасте главной фигурой, которая оказывает непосредственное влияние на учеников, является учитель. Манера поведения учителя, его обращение перенимаются детьми. Значимыми являются оценки, которые ставит учитель, его похвала и критика. Итак, на агрессивное поведение младших школьников может повлиять учитель, который вызывает агрессивный фон поведения учащихся своей раздражительностью и подозрительностью.
Нельзя не указать в качестве причины негативных проявлений поведения у младших школьников влияние сверстников. В группе сверстников существуют свои нормы и правила общения и поведения, которым надо следовать. Школьники проявляют агрессию ради самоутверждения, чтобы показать свою силу и значимость. Вместе с тем агрессия может проявляться и на факт отвержения, на отрицательное отношение к себе со стороны одноклассников.
Таким образом, основными причинами возникновения негативных эмоций и поведенческих реакций младших школьников с ОВЗ являются биологические факторы (соматическая ослабленность, особенности заложенной внутренней организации ребенка, тип нервной системы), детско-родительские отношения (использование суровых наказаний, отвержение ребенка), отсутствие эмоционального взаимодействия педагога и ребенка в учебном процессе.
Выбор форм, методов и средств купирования негативных проявлений эмоциональной сферы младших школьников с ОВЗ зависит от характера проявленной агрессии, уровня психического и интеллектуального развития, тактики воспитания в семье, воспитательных возможностей в школе, образа жизни и окружения. Формы, методы и средства купирования негативных проявлений призваны активизировать младших школьников с ОВЗ на борьбу с существующими у них отрицательными качествами и негативным восприятием окружающего мира.
Использование игровых упражнений в коррекции агрессивного поведения является эффективным методом. Через разные роли ребенок воспроизводит нужные для него межличностные отношения, вызывающие у него эмоциональные переживания, у него появляется возможность почувствовать последствия своих действий.
Работа по коррекции негативных проявлений эмоциональной сферы младших школьников должна осуществляться и с родителями. Она ведется в двух направлениях: просветительская работа, объясняющая причины появления агрессивного поведения, и обучение эффективным способам взаимодействия с агрессивным ребенком. Благодаря комплексу мер, используемых в работе с родителями, у них повышается способность адекватно воспринимать состояние ребенка, сопереживать его эмоциям, совершенствуется умение воздействовать на состояние ребенка.
К основным причинам возникновения негативных эмоций и поведенческих реакций младших школьников с ОВЗ относятся биологические, психологические и социально-психологические факторы. Наличие негативных эмоций и поведенческих реакций младших школьников с ОВЗ определяется трудностями адаптации ребенка к школе, повышенным уровнем школьной тревожности и внутренними конфликтами. Психологическая коррекция негативных эмоций и поведенческих реакций детей младшего школьного возраста с ОВЗ должна быть комплексной и учитывать основные характерологические особенности агрессивных детей.
Считаем возможным констатировать факт наличия у обучающихся начальной школы с ОВЗ следующих поведенческих проявлений эмоциональных процессов. Младшие школьники имеют признаки дезадаптивного поведения, проявляющиеся в уходе в себя, фактах враждебности и тревожности в отношениях со сверстниками и взрослыми. Особую тревогу вызывают у них ситуации проверки знаний, контролирующие действия со стороны взрослых, в частности учителей. При этом младшие школьники демонстрируют выраженную потребность в развитии межличностных взаимодействий, прежде всего, с родителями, переживая при этом эмоции страха, опасения, гнева, что в целом можно рассматривать как набор негативно окрашенных эмоций и поведенческих реакций.
Доказано, что комплекс приемов специально организованного воздействия обеспечивает позитивные изменения параметров эмоционально-волевой сферы младших школьников с ОВЗ.
В ходе изучения специальной психолого-педагогической литературы была рассмотрена проблема эмоциональной сферы личности младших школьников. Эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста характеризуется активными реакциями на отдельные элементы, сдержанностью в выражении эмоций, развитием выразительности эмоций, в частности разнообразием оттенков интонаций в речи и мимике, распознаванием чувств других людей и способностью сопереживать, впечатлительностью и эмоциональной отзывчивостью на яркое, крупное, красочное, активным развитием моральных чувств. Сущностными характеристиками эмоциональной сферы младших школьников с ОВЗ являются доминирование негативных проявлений эмоциональных переживаний, проявление страхов различных видов и этиологии, низкий уровень произвольной регуляции.