Обращайтесь к нам и заказывайте написание реферата по политике. Рассчитаем стоимость работы бесплатно. Скидка 1000 рублей на 1 заказ!
Людей просто отговаривают серьезно слушать музыку. Культура тесно связана с научно-техническим прогрессом. Механизировав городскую и сельскую, уличную и домашнюю жизнь людей, куда любовно и варварски вторглась природа, он коренным образом изменил звуковую среду, оттеснив природные звуки техническими шумами. В то же время он придал человеческому голосу новую силу, превратив в певцов тысячи людей, еще сто лет назад считавшихся немыми. Была возможность улучшить или ухудшить старые музыкальные инструменты и открыть для себя новые. Он создал новые формы распространения музыкальной культуры, увеличив аудиторию музыканта в тысячи и даже миллионы раз. Он расширил международные музыкальные связи так, что за 1-2 дня мы можем увидеть столько разнообразной музыки по телевизору и услышать по радио, что сто лет назад не смог бы сделать самый заядлый путешественник за всю свою жизнь. В связи со сменой духовных приоритетов в жизни российского общества сложилась тенденция оттеснения эстетической среды на второй план. Такое положение чревато очень опасными последствиями - падением уровня культуры, эстетического сознания, появлением массового производства и воспроизведения музыки, приводящим к стандартизации в духовной сфере. Проблема исследования. Несмотря на интерес исследователей к проблеме изучения музыкального вкуса, до конца не определены подходы к развитию музыкального вкуса у подростков в условиях культурно-досуговой деятельности, условия и методы, способствующие эффективной организации этого процесса недостаточно развиты. Кроме того, процесс формирования музыкальных вкусов у молодежи в условиях учреждений культуры еще не был предметом специального исследования. Объектом исследования служит музыкальная культура современных подростков. Предметом данного исследования служит процесс развития музыкальной культуры молодежи средствами социально-культурной деятельности в досуговом объединении. Гипотеза исследования. При занятии подростков музыке в досуговом объединении повышается уровень развития их музыкальной культуры. Цель – изучить организационно-педагогические условия развития музыкальной культуры подростков в досуговом объединении. Задачи: – рассмотреть сущность понятия «музыкальная культура»; – изучить развитие музыкальной культуры как проблема современной педагогики; – исследовать характеристику процесса развития музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей; – составить характеристику ПМК «НЕВА»; – проанализировать создание творчески развивающей образовательной среды в учреждении дополнительного образования детей ПМК «НЕВА»; – проанализировать динамику уровневых показателей развития музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей ПМК «НЕВА». Степень научной разработанности проблемы исследования. Немаловажную роль в осмыслении проблемы формирования музыкальной культуры детей и подростков сыграли работы: Э. Б. Абдуллина, Ю. Б. Алиева, Б. В. Асафьева, Л. А. Баренбойма, П. П. Блонского, Л. Я. Брюсовой, Н. А. Ветлугиной, Л. В. Горюновой, Л. Н. Гродзенской, Д. Б. Кабалевского, В. Г. Ражникова, Л. А. Рапацкой, А. Н. Сохор, В. А. Сухомлинского, Р. А. Тельчаровой, Н. А. Терентьевой, К. Д. Ушинского, B. C. Цукермана, Г. М. Цыпина, В. Н. Шацкой, С. Т. Шацкого, Л. В. Школяр, Б. Л. Яворского. Отдельно необходимо остановиться на исследованиях, посвященных возрастным закономерностям психического развития детей и подростков: Л. И. Божович, Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, А. В. Запорожец, А. И Кочетова, Л. Н. Печко, К. Роджерса, Л. Н. Таран, Э. Штерна, Ю. П. Щекочихина, Д. Б. Эльконина. В исследовании задействованы базовые работы, посвященные различным вопросам музыкальной психологии: М. Г. Арановского, А. Н. Готсдинера, Е. В. Вязковой, Д.К. Кирнарской, Л. Л. Бочкарева, Е. В. Назайкинского, Г. П. Овсянкиной, М.С. Старчеус, Б. М. Теплова и других. Проблемам духовно-нравственного совершенствования личности детей и подростков посвящены работы: О. С. Богдановой, Е. Д. Божович, Л. И. Катаевой, А. А. Мелик-Пашаева, З. Н, Новлянской, Е.А. Шумилина. Проблемы формирования и развития личности получили освещение в трудах О. С. Газмана, С. А. Ермоловой, М. С. Жирова, М. М. Князевой, Н. Б. Крыловой, Т. Н. Петраковой, Л. А. Рапацкой, Т. К. Рулиной, Н. М. Сокольниковой, Т. Я. Шпикаловой и других. Особенности развития музыкальной культуры общества и личности в современной социокультурной ситуации, роли среды отражены в работах: С. Ф. Анисимова, М. В. Дёмина, Л. Н. Когана, Ю. А. Лукина, А. Н. Сохор, Л. Н. Столович, Ю. У. Фохта-Бабушкина, B. C. Цукермана, Э. Шпангера, Э. Эриксона. Методолого-теоретическую основу исследования составили фундаментальные труды теоретиков и педагогов, стоявших у истоков системы дополнительного образования (ранее внешкольной работы): А. С. Макаренко, В. Н. Терского, С. Т. Шацкого А.В. Луначарского. Методика исследования – анализ литературы, анкетирование. Научная новизна заключается в изучении развития музыкальной культуры подростков в досуговом объединении. Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования способствуют дальнейшему научному осмыслению роли учреждений дополнительного образования в формировании музыкальной культуры учащихся. Реализация на практике полученных в ходе исследования данных позволяет эффективно оценить роль детских творческих объединений в формировании музыкальной культуры учащихся. Материалы исследования могут являться теоретической основой для разработки перспективных моделей формирования музыкальной культуры детей и подростков в учреждениях дополнительного образования; могут быть использованы при разработке педагогических систем и образовательных программ по организации музыкально-образовательной деятельности детей и подростков; в деятельности учреждений дополнительного образования, ведущих активную образовательную и музыкально-просветительскую работу с учащимися; в системе подготовки и повышения квалификации кадров для сферы дополнительного образования. Положения, выносимые на защиту: 1. Наиболее активная часть потребителей музыки - молодежь, преимущественным вниманием которой последние десятилетия пользовались самые легкие жанры эстрадной музыки. 2. Молодежь уделяет музыке куда больше внимания, времени и средств, чем взрослые. Приспосабливаясь к аудитории, сначала эстрада, потом и телевидение, отчасти и радио, отдали этой музыке большую часть своего времени. Благодаря этому какая-то часть взрослых людей привыкла потреблять молодежные, а то и прямо детские шлягеры, а другая утратила значительную долю интереса к музыкальным передачам. 3. Молодежь может стать подлинными любителями серьезной музыки, но главное - они должны стать культурными слушателями, активно и с интересом воспринимающими настоящую музыку, способными иметь суждение о воспринимаемой ими музыке и определять свое отношение к услышанному. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.