Избирательное законодательство Российской Федерации представляет собой динамичную постоянно развивающуюся систему правовых норм, совершенствование которой нацелено на расширение возможностей граждан Российской Федерации реализовать активное избирательное право, создание условий для развития политической конкуренции и политического участия, повышения уровня гласности, открытости и прозрачности избирательного процесса.
В 90-е гг. XX в. были сформированы основы избирательного законодательства и электоральной практики, базировавшиеся на принципах демократии, политического представительства и политической конкуренции. Вместе с тем, сложившаяся избирательная система имела ряд недостатков. В их числе, слабость политических партий, нестабильность партийной системы, наличие правовых лакун, недостаточное развитие института общественного контроля за избирательным процессом. В 2000-е гг. было осуществлено значительное реформирование избирательного законодательства, направленное на укрепление правовых и политических основ функционирования государства, борьбу с сепаратистскими тенденциями, усиление в избирательном процессе роли федеральных партий как ключевого элемента политической системы.
В 2010-е гг. дальнейшая эволюция избирательного законодательства России была направлена в сторону демократизации избирательной системы, расширения механизмов политической конкуренции и политического представительства. Ключевыми направлениями развития избирательной системы на современном этапе являются развитие новых форм голосования, расширение механизмов общественного контроля, внедрение современных информационных технологий, повышение уровня гласности, открытости и прозрачности избирательных процедур, внедрение эффективных способов защиты избирательной системы от внешнего вмешательства.
Выборы – один из самых распространённых видов участия граждан в общественной и политической жизни государства, региона, это важный институт функционирования политической системы и политического режима, их легитимности. Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности какого-либо руководителя административного или общественного органа или представителя от лица электората в составе законодательного или иного органа управления. Свободные выборы на сегодняшний день являются наиболее демократичным способом замещения руководящих должностей в любых общностях людей. Выборы в России делятся на федеральные, региональные и муниципальные.
Выборы Президента России и депутатов Государственной Думы Выборы Президента России – это процедура прямого, тайного, равного и всеобщего голосования по определению Президента РФ на ближайшие 6 лет. С 1991 года в России было проведено семь выборов Президента. Ближайшие выборы должны пройти в 2024 году. Выборы Президента в России проходят с 1991 года, тогда срок президентских полномочий составлял пять года. После принятия новой Конституции, в 1993 году, президентский срок стал составлять четыре года. Начиная с выборов 2012 года, срок полномочий президента был увеличен до шести лет.
По результатам голосования на выборах президентом становится кандидат, набравший более половины. В случае, если ни один из кандидатов не получил свыше 50% голосов, победитель определяется во втором туре. Три человека становились победителями выборов президента РФ – Борис Ельцин (дважды), Владимир Путин (четырежды) и Дмитрий Медведев (единожды). Только один раз, в 1996 году, для определения избранного президента РФ проводился второй тур голосования. Выборы депутатов Государственной Думы – процедура всеобщего, прямого и тайного голосования по определению 450 депутатов Государственной думы России на ближайшие 5 лет. На 2021 год проводились 8 раз.
Согласно действующему российскому законодательству, из 450 депутатских мандатов Государственной Думы половина распределяются между списками политических партий, получивших по результатам голосования избирателей более 5% голосов. А вторая половина депутатов – это победители выборов в одномандатных округах. По этой схеме проходили выборы в Государственную Думу I–IV и VII созывов. На выборах ГД V и VI созывов проходной барьер составлял 7%, а одномандатные округа отсутствовали.
В избирательном законодательстве на муниципальном уровне существуют проблемы касательно стадии выдвижения и регистрации кандидатов, например, требования: о собственноручной подписи для отдельных категорий избирателей (инвалиды, безграмотные) или написания ими записей в подписные листы; требования по оформлению подписных листов; сведений, подтверждающих подлинность подписей избирателей.
Вопрос о защите избирательных прав при оформлении подписных листов такой категории граждан, как вынужденные переселенцы, вопрос о том, как можно совершенствовать процедуру проверки достоверности подписи избирателя, собранных в поддержку кандидатов, в которой должны принимать участие избирательные комиссии в Российской Федерации, а также компетентные лица и учреждения, список которых должен быть утвержден Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Вынужденные переселенцы в сложившейся ситуации лишаются права поддержки кандидата, так как их паспортные данные не соответствуют месту их проживания, а выданные им справки не являются документом в полной мере заменяющим паспорт. Если отойти от теоретических и процессуальных проблем, то можно вспомнить и о таком явлении как абсентеизм — отказ избирателей от участия в голосовании.
Нарастание абсентеизма свидетельствует о расхождении интересов между политической элитой и населением, что является признаком политического конфликта. С учетом современной тенденции к увеличению отказа от голосования, политическая ситуация во всем мире начинает приобретать тревожные черты, что делает изучение конфликтного потенциала абсентеизма и поиск путей борьбы с ним актуальным. Поиск путей решения данной проблемы невозможны без совместного комплексного исследования политологов, социологов, юристов и психологов. Пока, к сожалению, парламентариями предлагается снижение порога явки избирателей, при котором выборы считаются состоявшимися.
Существующее законодательство не предусматривает никаких ограничений по объемам платных выступлений, как в государственных, так и в частных СМИ, результатом чего становится засилье на экранах и в печати «больших денег» и очевидное неравноправие кандидатов. Решению этой и других аналогичных проблем может помочь разработка и принятие федерального закона «О политической рекламе».
Одной из серьезных проблем избирательной системы является возможность фальсификации результатов выборов. ЦИК РФ 12 июля 1994 года приняла Концепцию создания государственной автоматизированной системы «Выборы». В первоначальном варианте ее основное назначение сводилось к процедурам автоматизации процесса сбора, учета и обработки информации, поступающей в избиркомы, а также созданию общегосударственной системы регистрации избирателей и подведению итогов выборов и референдумов в РФ. 28 февраля 1995 года Президент РФ издал Указ «Об обеспечении создания, функционирования и развития ГАС РФ «Выборы»».
Созданная сеть представляет собой гигантскую информационную сеть, закрытую от общества, рассчитанную на исполнительную власть, закрытые ведомства.
Требуется эффективный общественный контроль за проведением выборов, который устранит недостатки и не даст в итоге поводов усомниться в честности проведения выборов.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что общая концепция избирательной системы в Российской Федерации соответствует демократическим стандартам в области избирательных прав граждан. Однако ее необходимо реформировать в соответствии с изменениями развивающегося государства, ведь успешное проведение выборов и признание обществом их результатов — важнейший признак способности такого общества решать насущные проблемы государственного строительства.